Осадчая
Г.А.
Осадчая Г.А.
я подтверждаю этот
документ своей
удостоверяющей
подписью
МАОУ СОШ № 131
г.Екатеринбург,
ул.Гаршина, 8б,
soch131@eduekb.ru
2021.02.06 13:28:07+05'00'
О порядке и сроках проведения итогового собеседования, о порядке
ознакомления с результатами итогового собеседования
Итоговое собеседование проводится на основании следующих документов:
приказ Министерства просвещения Российской Федерации и Федеральной
службы по надзору в сфере образования и науки от 07.11.2018 № 189/1513 «Об
утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам основного общего образования»,
Методическими рекомендациями Рособрнадзора от 29.12.2018 №10-987
(приложение №1)
Итоговое собеседование как условие допуска к государственной итоговой
аттестации по образовательным программам основного общего образования (далее –
ГИА) проводится для обучающихся IX классов, в том числе для:
лиц, осваивающих образовательные программы основного общего образования в
форме семейного образования, либо лиц, обучающихся по не имеющим государственной
аккредитации образовательным программам основного общего образования, проходящих
экстерном ГИА в организации, осуществляющей образовательную деятельность по
имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного
общего образования (далее – экстерны);
обучающихся, экстернов с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ),
обучающихся, экстернов – детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам
основного общего образования, а также лиц, обучающихся по состоянию здоровья на
дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых
проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия
для нуждающихся в длительном лечении.
Итоговое собеседование проводится во вторую среду февраля.
Продолжительность проведения итогового собеседования для каждого участника
итогового собеседования составляет в среднем 15 минут.
Для участников итогового собеседования с ОВЗ, участников итогового
собеседования – детей-инвалидов и инвалидов продолжительность проведения итогового
собеседования увеличивается на 30 минут.
В продолжительность итогового собеседования не включается время, отведенное
на подготовительные мероприятия (приветствие участника итогового собеседования,
внесение сведений в ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории,
инструктаж участника собеседования экзаменатором-собеседником по выполнению
заданий КИМ до начала процедуры и др.).
В случае получения неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое
собеседование обучающиеся, экстерны вправе пересдать итоговое собеседование в
текущем учебном году, но не более двух раз и только в дополнительные сроки
предусмотренные расписанием проведения итогового собеседования (во вторую рабочую
среду марта и первый рабочий понедельник мая).
Участники итогового собеседования могут быть повторно допущены в текущем
учебном году к прохождению итогового собеседования в случаях, предусмотренных
настоящими Рекомендациями, в дополнительные сроки.
Повторно допускаются к итоговому собеседованию по русскому языку в
дополнительные сроки в текущем учебном году (во вторую рабочую среду марта и
первый рабочий понедельник мая) следующие обучающиеся, экстерны:
получившие по итоговому собеседованию неудовлетворительный результат
(«незачет»);
не явившиеся на итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или
иные обстоятельства), подтвержденным документально;
не завершившие итоговое собеседование по уважительным причинам (болезнь или
иные обстоятельства), подтвержденным документально.
1.
В целях предотвращения конфликта интересов и обеспечения объективного
оценивания итогового собеседования обучающимся, экстернам при получении
повторного неудовлетворительного результата («незачет») за итоговое собеседование
предоставляется право подать в письменной форме заявление на проверку аудиозаписи
устного ответа участника итогового собеседования комиссией по проверке итогового
собеседования другой образовательной организации или комиссией, сформированной в
местах, определенных ОИВ.
Порядок подачи такого заявления и организации повторной проверки итогового
собеседования указанной категории обучающихся определяет ОИВ.
2.
Об утверждении состава комиссии образовательной организации,
обеспечивающей организацию проведения итогового собеседования по русскому
языку и его проверку, а также иных лиц, необходимых для проведения итогового
собеседования и их полномочий.
Не позднее чем за две недели до проведения итогового собеседования
руководитель образовательной организации обеспечивает создание комиссии по
проведению и комиссии по проверке итогового собеседования.
В состав комиссии по проведению входят:
ответственный организатор образовательной организации, обеспечивающий
подготовку и проведение итогового собеседования (см. Приложение 1);
организаторы
проведения
итогового
собеседования,
обеспечивающие
передвижение участников итогового собеседования и соблюдение порядка иными
обучающимися образовательной организации, не принимающими участия в итоговом
собеседовании (в случае если итоговое собеседование проводится во время учебного
процесса в образовательной организации) (см. Приложение 5);
экзаменатор-собеседник, который проводит собеседование с участниками
итогового собеседования, проводят инструктаж участника собеседования по выполнению
заданий, а также обеспечивает проверку документов, удостоверяющих личность
участников итогового собеседования, фиксирует время начала и время окончания
проведения итогового собеседования для каждого участника. Экзаменаторомсобеседником может являться педагогический работник, обладающий коммуникативными
навыками, грамотной речью (без предъявления требований к опыту работы) (см.
Приложение 3);
технический специалист, обеспечивающий получение КИМ итогового
собеседования с федерального Интернет-ресурса (http://topic9, http://www.rustest.ru), а
также обеспечивающий подготовку технических средств для ведения аудиозаписи в
аудиториях проведения итогового собеседования, а также для внесения информации в
специализированную форму (см. Приложение 2).
В состав комиссии по проверке входят:
эксперты по проверке ответов участников итогового собеседования (далее –
эксперты) (см. Приложение 4). К проверке ответов участников итогового собеседования
привлекаются только учителя русского языка и литературы.
Количественный состав комиссии по проверке определяет образовательная
организация в зависимости от количества участников итогового собеседования,
количества аудиторий проведения итогового собеседования и количества учителей
русского языка и литературы, работающих в образовательной организации и
участвующих в проверке ответов участников итогового собеседования. В случае
небольшого количества участников итогового собеседования и учителей, участвующих в
проверке итогового собеседования, рекомендуется сформировать единую комиссию по
проведению и проверке итогового собеседования в образовательной организации.
3.
Об организации проведения итогового собеседования
За три дня до проведения итогового собеседования в Штабе устанавливается
программное обеспечение (далее – ПО) «Результаты итогового собеседования». В ПО
загружается XML-файл, полученный от РЦОИ, с внесенными сведениями об участниках
итогового собеседования.
За день до проведения итогового собеседования РЦОИ передает в образовательную
организацию список участников итогового собеседования (Приложение 7), ведомости
учета проведения итогового собеседования в аудитории (Приложение 8), протоколы
экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования (Приложение 9),
специализированную форму (Приложение 10). В образовательной организации список
участников итогового собеседования проверяется, в случае необходимости список
корректируется. Ответственный организатор образовательной организации распределяет
участников итогового собеседования по аудиториям проведения итогового собеседования,
заполняет в списке участников итогового собеседования поле «Аудитория».
В день проведения итогового собеседования не позднее 08.00 по местному времени
технический специалист получает с Интернет-ресурса (http://topic9, http://www.rustest.ru) и
тиражирует материалы для проведения итогового собеседования.
В случае отсутствия доступа к указанному Интернет-ресурсу технический
специалист незамедлительно обращается в РЦОИ для получения материалов по резервной
схеме (см. Приложение 2).
Направление КИМ итогового собеседования осуществляется в соответствии с
привязкой субъектов Российской Федерации к часовым поясам. Для территорий,
относящихся к разным часовым поясам Российской Федерации, отдельные КИМ
итогового собеседования направляются для каждого часового пояса в определенное время
в соответствии с Рекомендациями.
В день проведения итогового собеседования в месте проведения итогового
собеседования могут присутствовать:
аккредитованные общественные наблюдатели;
аккредитованные представители средств массовой информации;
должностные лица Рособрнадзора, а также иные лица, определенные
Рособрнадзором, и (или) должностные лица органа исполнительной власти субъекта
Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия Российской
Федерации в сфере образования.
Итоговое собеседование начинается в 09.00 по местному времени. Участники
итогового собеседования ожидают своей очереди в учебном кабинете образовательной
организации (на уроке) или в учебном кабинете ожидания (если параллельно для
участников итогового собеседования не ведется образовательный процесс).
Организатор проведения итогового собеседования в произвольном порядке
приглашает участника итогового собеседования и сопровождает его в аудиторию
проведения итогового собеседования согласно списку участников, полученному от
ответственного организатора образовательной организации, а после окончания итогового
собеседования для данного участника – в учебный кабинет образовательной организации
(параллельно может вестись урок). Затем приглашается новый участник итогового
собеседования.
Во время проведения итогового собеседования участникам итогового
собеседования запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и
видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения
и передачи информации.
После завершения итогового собеседования участник прослушивает аудиозапись
своего ответа для того, чтобы убедиться, что аудиозапись проведена без сбоев,
отсутствуют посторонние шумы и помехи, голоса участника итогового собеседования и
экзаменатора-собеседника отчетливо слышны.
В случае если участник итогового собеседования по состоянию здоровья или
другим объективным причинам не может завершить итоговое собеседование, он может
покинуть аудиторию проведения итогового собеседования. Ответственный организатор
образовательной организации составляет «Акт о досрочном завершении итогового
собеседования по уважительным причинам», а экзаменатор-собеседник вносит
соответствующую отметку в форму «Ведомость учета проведения итогового
собеседования в аудитории».
Проверка итогового собеседования осуществляется экспертами, входящими в
состав комиссии по проверке итогового собеседования.
Эксперты комиссии по проверке итогового собеседования должны соответствовать
указанным ниже требованиям.
Владение необходимой нормативной базой:
федеральный компонент государственных образовательных стандартов основного
общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку, по литературе
(базовый и профильный уровни), утвержденный приказом Минобразования России от
05.03.2004 № 1089);
нормативные правовые акты, регламентирующие проведение итогового
собеседования;
рекомендации по организации и проведению итогового собеседования.
Владение необходимыми предметными компетенциями:
иметь высшее образование по специальности «Русский язык и литература» с
квалификацией «Учитель русского языка и литературы».
Владение компетенциями, необходимыми для проверки итогового собеседования:
умение объективно оценивать устные ответы участников итогового собеседования;
умение применять установленные критерии и нормативы оценки;
умение разграничивать ошибки и недочёты различного типа;
умение оформлять результаты проверки, соблюдая установленные требования;
умение обобщать результаты.
4.
Об организации проверки итогового собеседования
Оценивание работ участников итогового собеседования может быть проведено по
двум схемам (выбор схемы оценивания определяется на уровне ОИВ, учредителей,
загранучреждений: может быть выбрана как одна схема, так и две схемы одновременно):
Первая схема: проверка ответов каждого участника итогового собеседования
осуществляется экспертом непосредственно в процессе ответа по специально
разработанным критериям по системе «зачет»/«незачет». При этом, при необходимости,
возможно повторное прослушивание и оценивание записи ответов отдельных участников.
В случае если выбрана первая схема проверки ответов участников итогового
собеседования, эксперт, оценивающий ответ участника непосредственно по ходу его
общения с экзаменатором-собеседником, во время проведения итогового собеседования в
режиме реального времени заносит в протокол эксперта по оцениванию ответов
участников итогового собеседования следующие сведения:
ФИО участника;
номер варианта;
номер аудитории проведения итогового собеседования;
баллы по каждому критерию оценивания;
общее количество баллов;
отметку «зачет»/ «незачет»;
ФИО, подпись и дату проверки.
Эксперт при необходимости имеет возможность пользоваться черновиками.
Вторая схема: проверка ответов каждого участника итогового собеседования
осуществляется экспертом после окончания проведения итогового собеседования в
соответствии с критериями по аудиозаписям ответов участников итогового
собеседования.
После завершения итогового собеседования каждого участника необходимо
обеспечить прослушивание своего ответа каждым участником, чтобы убедиться, что
аудиозапись проведена без сбоев, отсутствуют посторонние шумы и помехи, голоса
участника итогового собеседования и экзаменатора-собеседника отчетливо слышны.
Воспроизведение аудиозаписи может быть произведено экзаменатором-собеседником или
техническим специалистом (по усмотрению образовательной организации).
Зачёт выставляется участникам, набравшим минимальное количество баллов,
определенное критериями оценивания выполнения заданий контрольных измерительных
материалов для проведения итогового собеседования по русскому языку,
представленными в приложении 6 настоящих Рекомендаций.
На категорию участников итогового собеседования, перечисленную в пункте 9.6.
Рекомендаций, данное положение не распространяется. ОИВ определяет минимальное
количество баллов за выполнение всей работы, необходимое для получения «зачета» для
данной категории участников итогового собеседования, отличное от минимального
количества баллов за выполнение заданий итогового собеседования для остальных
категорий участников итогового собеседования.
Проверка и оценивание итогового собеседования комиссией по проверке итогового
собеседования должна завершиться не позднее чем через пять календарных дней с
даты проведения итогового собеседования.
5.
Срок действия итогового сочинения
Итоговое собеседование как допуск к ГИА – бессрочно.
Приложение 1. Инструкция для ответственного организатора образовательной
организации
Не позднее чем за день до проведения итогового собеседования:
определить необходимое количество аудиторий проведения итогового
собеседования;
обеспечить ознакомление экспертов с критериями оценивания, полученными от
технического специалиста;
получить от технического специалиста образовательной организации:
списки участников итогового собеседования (далее – списки участников), при
необходимости скорректировать списки и распределить участников итогового
собеседования по аудиториям проведения итогового собеседования (Приложение 7);
ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории проведения
итогового собеседования (по количеству аудиторий проведения итогового собеседования)
(Приложение 8);
протоколы эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования
(на каждого участника итогового собеседования) (Приложение 9);
специализированную форму (Приложение 10);
заполнить в списках участников поле «Аудитория».
В день проведения итогового собеседования:
получить от технического специалиста КИМ итогового собеседования и формы для
проведения итогового собеседования;
выдать:
экзаменатору-собеседнику:
для участников итогового собеседования (екст для чтения, карточки с темами
беседы на выбор и планами беседы) – по 2 экземпляра каждого материала на аудиторию
проведения итогового собеседования (возможно тиражирование большего количества);
для экзаменатора-собеседника (Инструкцию по выполнению заданий КИМ,
карточки экзаменатора-собеседника по каждой теме беседы) – по два экземпляра на
аудиторию проведения итогового собеседования;
ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории проведения
итогового собеседования, в которой фиксируется время начала и окончания ответа
каждого участника итогового собеседования;
материалы для проведения итогового собеседования: тексты для чтения, листы с
тремя темами беседы, карточки с планом беседы по каждой теме.
Эксперту:
протокол эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования (на
каждого участника);
КИМ итогового собеседования;
доставочный пакет для упаковки протоколов эксперта по оцениванию ответов
участников итогового собеседования.
Организатору(ам) проведения итогового собеседования:
список участников итогового собеседования.
Во время проведения итогового собеседования:
1. Проставить в случае неявки участника в списках участников в поле «Аудитория»
рядом с номером аудитории букву «Н» на основании информации, полученной от
организаторов проведения итогового собеседования. Допускается проставление отметки о
неявке участника итогового собеседования организатором проведения итогового
собеседования по поручению ответственного организатора образовательной организации.
2.
Координировать работу лиц, привлекаемых к проведению итогового
собеседования.
3.
Принять по завершении итогового собеседования от экзаменаторов-
собеседников:
материалы, использованные для проведения итогового собеседования;
запечатанные протоколы эксперта по оцениванию ответов участников итогового
собеседования;
ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории проведения
итогового собеседования.
По завершении проведения итогового собеседования:
1.
Принять по завершении итогового собеседования от технического
специалиста флеш-носители с аудиозаписями ответов участников итогового
собеседования из каждой аудитории проведения итогового собеседования.
2.
Организовать проверку ответов участников итогового собеседования
экспертами в случае выбора ОИВ, учредителями и загранучреждениями варианта
оценивания ответов участников итогового собеседования после проведения итогового
собеседования.
3.
Осуществить передачу в РЦОИ на флеш-носителях, либо по защищенной
сети передачи данных аудио-файлов с записями ответов участников итогового
собеседования.
4.
Осуществить передачу в РЦОИ на бумажных носителях, либо по
защищенной сети передачи данных списков участников, ведомостей учета проведения
итогового собеседования в аудиториях, протоколов экспертов по оцениванию ответов
участников итогового собеседования.
Приложение 2. Инструкция для технического специалиста образовательной
организации
При подготовке к проведению итогового собеседования:
осуществить сбор сведений об участниках итогового собеседования (ФИО
участников, необходимость создания особых условий для участников итогового
собеседования с ОВЗ, участников итогового собеседования - детей-инвалидов и
инвалидов);
подготовить в Штабе рабочее место, оборудованное компьютером с доступом в
сеть Интернет и принтером для получения и тиражирования материалов для проведения
итогового собеседования. Организовать рабочее место для внесения результатов
итогового собеседования в специализированную форму для внесения информации из
протоколов экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования.
Не позднее чем за день:
подготовить необходимое количество рабочих мест в аудиториях проведения
итогового собеседования, оборудованных средствами для записи ответов участников
итогового собеседования, либо необходимое количество диктофонов;
проверить готовность оборудования для записи ответов участников итогового
собеседования (произвести тестовую аудиозапись). Аудиозапись ответов не должна
содержать посторонних шумов и помех, голоса участников итогового собеседования и
экзаменатора-собеседника должны быть отчетливо слышны. Аудиозаписи сохраняются в
часто используемых аудиоформатах (*.wav, *.mp3, *.mp4 и т.д.);
проверить готовность рабочего места в Штабе для получения материалов итогового
собеседования (наличие доступа в сеть Интернет, рабочее состояние принтера, наличие
достаточного количества бумаги).
подготовить рабочее место для внесения результатов итогового собеседования в
специализированную форму для внесения информации из протоколов экспертов по
оцениванию ответов участников итогового собеседования.
получить с официального сайта ФГБНУ «ФИПИ» (fipi.ru) и тиражировать в
необходимом количестве критерии оценивания итогового собеседования для экспертов.
В день проведения итогового собеседования:
обеспечить получение КИМ итогового собеседования с федерального Интернетресурса http://topic9.rustest.ru и передать их ответственному организатору образовательной
организации;
в случае отсутствия доступа у образовательной организации и РЦОИ в день
проведения итогового собеседования к федеральному Интернет-ресурсу для передачи
КИМ итогового собеседования, РЦОИ незамедлительно обращается в контактный центр
ФГБУ «ФЦТ» для получения материалов посредством электронной почты (далее –
резервная схема). В случае применения механизма резервной схемы РЦОИ публикует
полученные от ФГБУ «ФЦТ» КИМ итогового собеседования на собственном Интернетресурсе (сайте) или направляет в образовательную организацию посредством электронной
почты;
осуществить печать протоколов эксперта по оцениванию ответов участников
итогового собеседования, ведомостей учета проведения итогового собеседования в
аудитории, списков участников итогового собеседования (далее вместе – формы для
проведения итогового собеседования);
передать ответственному организатору образовательной организации формы для
проведения итогового собеседования;
обеспечить ведение аудиозаписи бесед участников с экзаменатором-собеседником
(технический специалист включает одну общую аудиозапись на весь день проведения
итогового собеседования в аудитории. При необходимости параллельно может
осуществляться запись ответов каждого участника итогового собеседования).
По завершении проведения итогового собеседования:
завершить ведение потоковой аудиозаписи ответов участников, сохранить
аудиозаписи в каждой аудитории проведения, скопировать аудиозаписи на съемный
электронный накопитель для последующей передачи ответственному организатору
образовательной организации. Наименование файла должно содержать дату проведения
итогового собеседования, номер аудитории проведения итогового собеседования, код
образовательной организации;
в случае проверки экспертами работ после завершения итогового собеседования
сохранить аудиозаписи на флеш-носители и передать ответственному организатору
образовательной организации для дальнейшего распределения аудиофайлов между
экспертами по проверке итогового собеседования для прослушивания и оценивания.
Рекомендуется при выборе второго варианта проверки вести отдельные аудиозаписи для
каждого участника;
используя ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории и
протоколы экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования в
Штабе занести в специализированную форму при помощи ПО «Результаты итогового
собеседования» следующую информацию для каждого внесенного ранее участника:
код ОО;
код МСУ;
номер аудитории;
номер варианта;
баллы, согласно критериям оценивания;
общий балл;
отметку «зачет» / «незачет»;
ФИО эксперта.
Количество строк в специализированной форме должно быть равно количеству
участников, сдававших итоговое собеседование в образовательной организации.
Сохранить специализированную форму для внесения информации из протоколов
экспертов по оцениванию ответов участников итогового собеседования в специальном
XML формате и передать в РЦОИ.
В случае ведения отдельных аудиозаписей для каждого участника итогового
собеседования выполнение сопутствующей технической работы (нажатие кнопки
«старт»/»запись», «пауза», «стоп» звукозаписывающего устройства) рекомендуется
возложить на экзаменатора-собеседника или технического специалиста (по усмотрению
образовательной организации, если кадровый потенциал образовательной организации
позволяет включить в комиссию по проведению несколько технических специалистов).
Параллельно рекомендуется ведение потоковой аудиозаписи ответов участников.
Приложение 3. Инструкция для экзаменатора-собеседника
с:
Не позднее чем за день до проведения итогового собеседования ознакомиться
демоверсиями
материалов
для
проведения
итогового
собеседования,
размещенными на официальном сайте ФГБНУ «ФИПИ», включая критерии оценивания
итогового собеседования, полученные от ответственного организатора образовательной
организации;
порядком проведения и проверки итогового собеседования, определенным ОИВ;
настоящими Рекомендациями.
В день проведения итогового собеседования получить от ответственного
организатора образовательной организации следующие материалы:
ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории, в которой
фиксируется время начала и окончания ответа каждого участника итогового
собеседования;
КИМ итогового собеседования: Инструкцию по выполнению заданий КИМ, тексты
для чтения, листы с тремя темами беседы, карточки с планом беседы по каждой теме.
Вместе с экспертом ознакомиться с КИМ итогового собеседования (тексты для
чтения, листы с тремя темами беседы, карточки с планом беседы по каждой теме),
полученными в день проведения итогового собеседования.
В аудитории проведения итогового собеседования осуществить проверку
документов, удостоверяющих личность участников итогового собеседования, провести
инструктаж участника, ознакомив его с Инструкцией по выполнению заданий КИМ,
фиксировать время начала ответа и время окончания ответа каждого участника итогового
собеседования.
Экзаменатор-собеседник в аудитории проведения итогового собеседования вносит
данные участника итогового собеседования в ведомость учета проведения итогового
собеседования в аудитории, выдает участнику итогового собеседования КИМ итогового
собеседования, фиксирует время начала ответа и время окончания ответа каждого
участника итогового собеседования, проводит собеседование, следит за соблюдением
временного регламента проведения итогового собеседования.
Экзаменатор-собеседник создает доброжелательную рабочую атмосферу.
Экзаменатор-собеседник при проведении итогового собеседования организует
деятельность участника итогового собеседования:
выдает КИМ итогового собеседования;
фиксирует время выполнения каждого задания КИМ итогового собеседования,
следит за соблюдением времени, отведенного на: подготовку ответа, ответ участника
итогового собеседования, общее время, отведенное на проведение итогового
собеседования для каждого участника (время может быть скорректировано с учетом
индивидуальных особенностей участников итогового собеседования);
следит за тем, чтобы участник итогового собеседования произнес под аудиозапись
свою фамилию, имя, отчество, номер варианта прежде, чем приступить к ответу (в
продолжительность проведения итогового собеседования не включается);
следит за тем, чтобы участник итогового собеседования произносил номер задания
перед ответом на каждое из заданий.
В случае ведения отдельных аудиозаписей для каждого участника итогового
собеседования выполнение сопутствующей технической работы (нажатие кнопки
«старт»/»запись», «пауза», «стоп» звукозаписывающего устройства) рекомендуется
возложить на экзаменатора-собеседника или технического специалиста (по усмотрению
образовательной организации, если кадровый потенциал образовательной организации
позволяет включить в комиссию по проведению несколько технических специалистов).
Параллельно рекомендуется ведение потоковой аудиозаписи ответов участников.
Выполняет роль собеседника:
задает вопросы (на основе карточки экзаменатора-собеседника или иные вопросы в
контексте ответа участника итогового собеседования);
переспрашивает, уточняет ответы участника, чтобы избежать односложных
ответов;
не допускает использование участником итогового собеседования черновиков.
по окончании итогового собеседования принимает от эксперта протоколы эксперта
по оцениванию ответов участников итогового собеседования (в случае если оценивание
ведется во время ответа участника итогового собеседования (схема первая);
после завершения итогового собеседования передает ответственному организатору
образовательной организации в Штабе:
КИМ итогового собеседования;
запечатанные протоколы эксперта по оцениванию ответов участников итогового
собеседования;
заполненную ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории.
Ниже представлен временной регламент выполнения заданий итогового
собеседования каждым участником.
Врем
№ Действия экзаменатора-собеседника
Действия обучающихся
я
1
Приветствие участника собеседования.
1
Знакомство. Короткий рассказ о содержании
мин.
итогового собеседования
Выполнение заданий итогового собеседования
Приблизительное время
15-16
мин.
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА
2
Предложить
участнику
собеседования
ознакомиться с текстом для чтения вслух.
Обратить внимание на то, что участник
собеседования будет работать с этим
текстом, выполняя задания 1 и 2
3
За несколько секунд напомнить о Подготовка к чтению до 2-х
готовности к чтению
вслух.
мин.
Чтение текста про себя
4
Слушание текста.
Чтение текста вслух
до 2-х
Эмоциональная
реакция
на
чтение
мин.
участника собеседования
5
Переключение участника собеседования на Подготовка к пересказу с до 2-х
другой вид работы.
привлечением
мин.
дополнительной
информации
6
Забрать
у
участника
собеседования Пересказ
текста
с до 3-х
исходный текст. Слушание пересказа.
привлечением
мин.
Эмоциональная реакция на пересказ дополнительной
участника собеседования.
информации
7
Забрать
у
участника
собеседования
материалы, необходимые для выполнения
задания 1 и 2. Объяснить, что задания 3 и 4
связаны тематически и не имеют отношения
к тексту, с которым работал участник
собеседования при выполнении заданий 1 и
2. Предложить участнику собеседования
№
8
9
Действия экзаменатора-собеседника
Действия обучающихся
выбрать вариант темы беседы и выдать ему
соответствующую карточку.
МОНОЛОГ
Предложить
участнику
собеседования
ознакомиться с темой монолога.
Предупредить, что на подготовку отводится
1 минута, а высказывание не должно
занимать более трех минут
Подготовка к ответу
Слушать устный ответ.
Эмоциональная реакция на ответ
Врем
я
1
мин.
Ответ по теме выбранного до 3-х
варианта
мин.
ДИАЛОГ
10 Задать вопросы для диалога. Экзаменатор- Вступает в диалог
собеседник
может
задать
вопросы,
отличающиеся от предложенных в КИМ
итогового собеседования
11 Эмоционально
поддержать
участника
собеседования
до 3-х
мин.
Экзаменатор-собеседник передает ответственному организатору образовательной
организации в Штабе:
запечатанные КИМ итогового собеседования;
запечатанные протоколы эксперта по оцениванию ответов участников итогового
собеседования;
ведомость учета проведения итогового собеседования в аудитории.
Приложение 4. Инструкция для эксперта
с:
Не позднее чем за день до проведения итогового собеседования ознакомиться
демоверсиями
материалов
для
проведения
итогового
собеседования,
размещенными на официальном сайте ФГБНУ «ФИПИ», включая критерии оценивания
итогового собеседования, полученные от ответственного организатора образовательной
организации;
порядком проведения и проверки итогового собеседования, определенным ОИВ;
настоящими Рекомендациями.
В день проведения итогового собеседования:
получить от ответственного организатора образовательной организации
следующие материалы:
протокол эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования;
КИМ итогового собеседования;
доставочный пакет для упаковки протоколов эксперта по оцениванию ответов
участников итогового собеседования.
Ознакомиться с материалами для проведения итогового собеседования,
полученными в день проведения итогового собеседования (КИМ итогового
собеседования, протоколом эксперта по оцениванию ответов участников итогового
собеседования).
Во время проведения итогового собеседования:
оценивать ответы участников итогового собеседования непосредственно в
аудитории проведения итогового собеседования во время проведения итогового
собеседования с участниками или после проведения собеседования, прослушивая
аудиозапись (определяется ОИВ);
вносить в протокол эксперта по оцениванию ответов участников итогового
собеседования следующие сведения:
ФИО участника;
номер варианта;
номер аудитории;
баллы по каждому критерию оценивания;
общее количество баллов;
отметку «зачет»/ «незачет»;
ФИО, подпись и дату проверки.
По окончании проведения итогового собеседования пересчитывает протоколы
эксперта по оцениванию ответов участников итогового собеседования, упаковывает их в
конверт и в запечатанном виде передает экзаменатору-собеседнику.
Эксперт не должен вмешиваться в беседу участника и экзаменаторасобеседника!
Если эксперт находится в аудитории проведения итогового собеседования, его
рабочее место рекомендуется определить в той части учебного кабинета, в которой
участник итогового собеседования зрительно не сможет наблюдать (и,
соответственно, отвлекаться) на процесс оценивания итогового собеседования.
Приложение
собеседования
5.
Инструкция
для
организатора
проведения
итогового
В день проведения итогового собеседования:
получить от ответственного организатора образовательной организации списки
участников, распределенных в аудитории проведения итогового собеседования;
приглашать в произвольном порядке участников итогового собеседования,
находящихся в учебном кабинете образовательной организации (параллельно в классе
может проводиться урок), из полученного списка, сопровождать участников в аудитории
проведения итогового собеседования согласно полученному списку участников и по
окончании итогового собеседования – в учебный кабинет;
информировать ответственного организатора образовательной организации об
отсутствии участника итогового собеседования в образовательной организации;
ставить в списке участников отметку «Н» в поле напротив фамилии
отсутствующего участника итогового собеседования (по поручению ответственного
организатора образовательной организации);
обеспечивать соблюдение порядка иными обучающимися образовательной
организации, не принимающими участия в итоговом собеседовании в случае если
итоговое собеседование проводится во время учебного процесса в образовательной
организации);
по завершении проведения итогового собеседования передать список участников
ответственному организатору образовательной организации.
языку
Приложение 6. Критерии оценивания итогового собеседования по русскому
Задание 1. Чтение текста вслух
Таблица 1
Критерии оценивания чтения вслух
И
Интонация
Ч
Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста
Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста
Ч
П1
П2
П3
Темп чтения соответствует коммуникативной задаче
1
0
2
Задание 2. Пересказ текста с включением приведённого высказывания
Таблица 2
Критерии оценивания пересказа текста с включением Баллы
приведённого высказывания
Сохранение при пересказе микротем текста
Все основные микротемы исходного текста сохранены
1
Упущена или добавлена одна или более микротем
0
Соблюдение фактологической точности при пересказе
Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет
1
Допущены фактические ошибки (одна и более)
0
Работа с высказыванием
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа
уместно, логично
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа
неуместно и/или нелогично,
или
приведённое высказывание не включено в текст во время
пересказа
П4
Способы цитирования
Ошибок нет
Допущены ошибки при цитировании (одна и более)
Максимальное количество баллов
Таблица 3
№
Критерии оценивания правильности речи за выполнение
заданий 1 и 2 (Р1)*
Г
Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет
Допущены грамматические ошибки (одна и более)
О
1
0
Т
Темп
чтения
Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче
Максимальное количество баллов
№
Баллы
Соблюдение орфоэпических норм
1
0
1
0
4
Баллы
1
0
Орфоэпических ошибок нет,
1
или
допущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая
слово в тексте с поставленным ударением)
Допущены орфоэпические ошибки (две и более)
0
Р
Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет,
1
или
допущено не более трёх речевых ошибок
Допущены речевые ошибки (четыре и более)
0
Иск.
Искажения слов
Искажений слов нет
1
Допущены искажения слов (одно и более)
0
Максимальное количество баллов
4
* Если участник собеседования не приступал к выполнению задания 2, то по
критериям оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (P1) ставится не
более двух баллов.
Максимальное
и 2) – 10.
№
М1
М2
М3
№
количество
баллов
за
работу
с
текстом
(задания
Задание 3. Монологическое высказывание
Таблица 4
Критерии
оценивания
монологического Баллы
высказывания (М)
Выполнение коммуникативной задачи
Участник справился с коммуникативной задачей.
1
Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания.
Фактические ошибки отсутствуют
Испытуемый
предпринял
попытку
справиться
с 0
коммуникативной задачей,
но
допустил фактические ошибки,
и/или
привёл менее 10 фраз по теме высказывания
Учёт условий речевой ситуации
Учтены условия речевой ситуации
Условия речевой ситуации не учтены
Речевое оформление монологического высказывания (МР)
Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой
связностью и последовательностью изложения: логические
ошибки отсутствуют, последовательность изложения не
нарушена
Высказывание нелогично, изложение непоследовательно.
Присутствуют логические ошибки (одна или более)
Максимальное количество баллов
Речевое оформление оценивается в целом по заданиям 3 и 4.
Таблица 5
Критерии оценивания диалога (Д)
1
0
1
0
3
Баллы
1
Д1
Д2
№
Г
О
Р
Выполнение коммуникативной задачи
Участник справился с коммуникативной задачей.
Даны ответы на все вопросы в диалоге
Ответы на вопросы не даны
или
даны односложные ответы
Учёт условий речевой ситуации
Учтены условия речевой ситуации
Условия речевой ситуации не учтены
Максимальное количество баллов
1
0
1
0
2
Таблица 6
Критерии оценивания правильности речи за выполнение Баллы
заданий 3 и 4 (Р2)*
Соблюдение грамматических норм
Грамматических ошибок нет
1
Допущены грамматические ошибки (одна и более)
0
Соблюдение орфоэпических норм
Орфоэпических ошибок нет,
1
или
допущено не более двух орфоэпических ошибок
Допущены орфоэпические ошибки (три и более)
0
Соблюдение речевых норм
Речевых ошибок нет,
1
или
допущено не более трёх речевых ошибок
Допущены речевые ошибки (четыре и более)
0
Таблица 7
РО
Речевое оформление
Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, 1
используются разнообразные синтаксические конструкции
Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или 0
используются однотипные синтаксические конструкции
Максимальное количество баллов
4
Максимальное количество баллов за монолог и диалог – 9.
* Если участник собеседования не приступал к выполнению задания 3, то по
критериям оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 и 4 (P2)
ставится не более двух баллов.
Общее количество баллов за выполнение всей работы – 19.
Участник итогового собеседования получает зачёт в случае, если за выполнение
всей работы он набрал 10 или более баллов.
Приложение 7. Списки участников итогового собеседования
Субъект РФ:
Код МСУ
Итоговое собеседование по русскому языку
№
п.п.
ФИО участника
Код ОО
Дата _______________
Номер
аудитории/
отметка
неявке
о
Приложение 8. Ведомость учета проведения итогового собеседования
в аудитории
ИС-02. Форма ведомости учета проведения итогового собеседования в аудитории
Субъект РФ
Код МСУ
Предмет
№
п.п.
Код ОО
Аудитория
Дата
ФИ О участ ника
Серия
Номер
документ
документ а
а
Класс
/
Ф ИО экзаменатора-собеседника
Время
зав ершения
Подпись
участ ника
/
Подпись
/
Ф ИО эксперта
Время
начала
Дата
/
Подпись
Дата
Приложение 9. Протокол эксперта по оцениванию ответов участников итогового
собеседования
Приложение 10. Специализированная форма для внесения информации из протоколов экспертов по оцениванию ответов
участников итогового собеседования
Специализированная форма для внесения информации из протоколов оценивания итогового собеседования
Регион
Код предмета
Код ОО
Код МСУ
Наименование предмета
Дата проведения
1
№
ПП
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
ФИО Участника
Номер
Серия
Номер
Номер
Класс
ИЧ
кабинета паспорта паспорта варианта
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
ТЧ
П1
П2
П3
П4
Г
О
Р
Иск
М1
М2
М3
Д1
Д2
Г
О
Р
РО
Общий
Зачет
балл
ФИО Эксперта
Приложение 11. Образец заявления на участие в итоговом собеседовании по
русскому языку
Заявление на участие в итоговом
Руководителю образовательной
собеседовании по русскому языку
организации
Заявление
на
участие
в
собеседовании по русскому языку
Я,
итоговом
фамилия
имя
отчество(при наличии)
Дата рождения:
ч
ч
. м
м
.
г
г
Наименование
документа,
удостоверяющего
личность
_______________________________________________________________________
Серия
Номер
прошу зарегистрировать меня для участия в итоговом собеседовании по русскому языку.
Прошу создать условия для прохождения итогового собеседования по русскому языку,
учитывающие состояние здоровья, особенности психофизического развития,
подтверждаемые:
копией рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии
оригиналом или заверенной в установленном порядке копией справки,
подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным
государственным учреждением медико-социальной экспертизы
Указать дополнительные условия, учитывающие состояние здоровья, особенности
психофизического развития
Увеличение продолжительности итогового собеседования по русскому языку на 30
минут
(иные дополнительные условия/материально-техническое оснащение, учитывающие
состояние здоровья, особенности психофизического развития)
Согласие на обработку персональных данных прилагается.
C Порядком проведения итогового собеседования ознакомлен (ознакомлена).
Подпись заявителя ______________/______________________(Ф.И.О.)
«____» _____________ 20___ г.
Контактный телефон
Регистрационный номер
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)