1.Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно –
спортивной направленности «Общая физическая подготовка» (ОФП) разработана в
соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный Приказом
Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее санПиН);
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особенных
познавательных потребностей»);
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
Устав МАОУ СОШ № 131;
Положение о дополнительном образовании в МАОУ СОШ № 131.
Образовательная область: искусство
Учебная дисциплина: музыка
Вид программы: модифицированная
Тип: дополнительное образование
Направленность программы: художественная
Форма организации программы: студийная
Уровень освоения: общекультурный
Направленность программы
Программа направлена на:
формирование и развитие творческих способностейобучающихся;
удовлетворение индивидуальных потребностей в нравственном (художественноэстетическом) развитии;
развитие и поддержку детей, проявивших интерес и определенные способности к
художественному творчеству.
Данная дополнительная общеразвивающая программа направлена на вокальное воспитание,
которое оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка.
Занятия в школьном хоре способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию
интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии.
Актуальность программы
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа соотносится с
тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития
дополнительного образования способствует:
созданию необходимых условий для личностного развития учащихся, позитивной
социализации и профессиональногосамоопределения;
удовлетворению индивидуальных потребностей обучающихся в художественноэстетическом, нравственном развитии;
формирование и развитие творческих способностей учащихся, выявление, развитие и
поддержку талантливыхучащихся;
обеспечение духовно-нравственного воспитанияучащихся;
формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья
учащихся.
Вокальное воспитание было и остается актуальным во все времена. Занятия в школьном
хоре способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и
ладового слуха, развитию творческой фантазии.Приобщение к музыкальной культуре родного
края имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании учащихся, в их
патриотическом воспитании, особенно, когда учащиеся кружка принимают участие в
концертах для ветеранов войны и труда, а также выступление на празднике, посвященном 23
февраля, дню защитника Отечества.Вокальное воспитание и развитие хоровых навыков
объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по
совершенствованию голосового аппарата ребёнка.
Способствуют формированию и
становлению всесторонне и гармонично развитой личности ребенка. Хоровое пение - один
изсамых массовых и доступных видов детского исполнительства -формирует позитивное
отношение ребенка к окружающему миру, запечатленному в музыкальных образах, к людям, к
самому себе. Знакомясь с лучшими образцами хоровой музыки, дети учатся индивидуальноличностной оценке разнообразных явлений музыкального искусства.
Отличительные особенности
Программа отличается от других программ тем, что:
позволяет расширить возможности вокального искусства;
она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей
школьников разных возрастных групп соразмерно личной индивидуальности;
программа имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого
к сложному) реализации задач тематического блока.
Дополнительная
образовательная
общеразвивающая
программа
является
модифицированной, составлена на основе программы «Школьный хор» Струве Г.
Целесообразность. Ребенку довольно непросто освоить процесс коллективного певческого
исполнения. Но это препятствие практически не снижает изначального стремления ребенка к
проявлению своей вокальной индивидуальности через участие в художественно-творческом
коллективе. Из психологии известно, что лично-значимым продуктом деятельности для
учащихся становится только то, во что он вложил силы своей души, где проявил воображение,
испытал свое терпение, реализовал способности. В этой связи я разделяю точку зрения
академика Б.В. Асафьева, который многократно подчеркивал, что ребенок, активно
осваивающий коллективные формы музыкального исполнения, способен качественно поиному, более глубоко и полно воспринимать музыкальное искусство.
Основные показатели эффективности реализации данной программы:
- высокий уровень мотивации учащихся к певческому исполнительству (сохранность
контингента 100%)
- творческая самореализация учащихся, участие коллектива в творческой жизни школы,
массовых мероприятиях.
Изменения и дополнения, внесенные в указанную программу, обоснованы применением ее
для другой возрастной категории обучающихся.
Уровень освоения программы - общекультурный.
В
результате
освоения
содержания
программы
происходит
гармонизация
интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется
целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое
переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и
самопознание.
Новизна программы.
Реализация программы и занятия хоровым пением в школе открывают значительные
перспективы для музыкально- эстетического самовыражения обучающихся, отражают
стремление педагога помочь детям полноценно реализовать свои возрастные особенности в
сообществе своих сверстников, обеспечивают высокий уровень эмоционально-личностной
вовлеченности детей в процесс коллективного пения, создания в процессе хорового
исполнения художественно-исполнительского образа.
Адресат программы
В школьном хоре занимаются обучающиеся 12-18 лет.
Содержание программы предполагается реализовать в объеме 108 часов. В неделю – 3
часа (академических по 40 минут), по 1,5 часа два раза в неделю с перерывом на отдых
В школьном хоре занимаются дети 12-18 лет – 5-11 классы. Проявление навыков
вокально-хоровой деятельности, пение двухголосья, каноном. Уметь петь на одном дыхании
продолжительные по времени фразы, равномерно расходуя дыхание, сохраняя вдыхательное
состояние при пении. Соблюдать певческую установку, петь с мягкой атакой, пользоваться
твердой атакой, как средством выразительности.На данном этапе обучения продолжают более
способные учащиеся. Поют ровным звуком по всему диапазону голоса, в меру эмоционально,
в соответствии с характером произведения. Они чисто интонируют, поют на дыхании; поют
чисто и слаженно в ансамбле песни в унисон с сопровождением и без сопровождения
инструмента, фонограммы; у них развит гармонический и мелодический слух, эстетический
вкус. Овладеть умением фразировать. Уметь вокально-полноценно исполнять мелкие
длительности в песнях быстрого темпа, ясно и четко произносить трудные буквосочетания,
сложные тексты. Ребята выступают в различных вокальных конкурсах. Это новая ступень в
освоении мастерства вокалиста, новая свежая волна, которая несёт учащихся в океан
музыкальной
культуры
и
вокального
творчества.
Воспитанники студии выступают на концертных площадках различного масштаба,
одерживают победы в конкурсах, фестивалях, смотрах различного уровня.
Возраст детей (12-18 лет) принято считать одним из самых сложных периодов в жизни
человека. Это – время, когда подростки учатся общаться и оценивать свои возможности.
Происходит бурное психофизиологическое развитие и перестройка социальной активности.
Актуальное для подростков стремление к самоопределению и самоутверждению среди
ровесников проявляется в повышенном интересе к тому, что и как делают они и их сверстник.
Самооценка подростка складывается благодаря развитию самосознания и установлению
обратной связи с теми из окружающих, чьим мнением они дорожат. Адекватная самооценка
формируется у них в том случае, если родители, педагоги, друзья относятся к ним с
уважением, заинтересованностью, вниманием. Поэтому в программе предусмотрено участие
детей и подростков в обсуждении процесса и результатов деятельности: как коллектива, так и
каждого из них. Чем чаще обучающиеся участвуют в совместном анализе, рефлексии, тем
больше шансов для формирования у каждого из них адекватной самооценки, умения
договариваться друг с другом, обосновывать своё мнение и суждение, слушатьдругих.
Цель и задачи программы
Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе знаний, умений
и навыков в области хорового исполнительства.
Задачи:
образовательные:
совершенствоватьнавыков певческой установки;
совершенствовать координации голоса и слуха;
совершенствовать вокальной артикуляции, развитие певческого дыхания, расширение
диапазона голоса;
совершенствовать хоровых навыков: пение без сопровождения, двухголосного пения,
умет строить, петь в ансамбле;
развивающие:
развивать интеллекта и расширение диапазона знаний в области хорового искусства;
разносторонне развивать вокально-хорового слуха;
развивать музыкальной памяти, навыков певческой выразительности;
развивать чувства понимания выразительности, формы и стиля хоровых произведений;
развивать способностей быть гармоничными и свободными в выражении своих
мыслей, чувств через пение;
воспитательные:
воспитывать чувства коллективизма, трудолюбия;
воспитывать потребности общения с музыкой;
формировать общей культуры обучающихся;
формировать потребности и готовности к эстетической певческой деятельности;
воспитывать эстетического вкуса, высоких нравственных качеств;
воспитывать уважения ребенка к самому себе и своему творчеству.
Условия реализации программы
В объединение принимаются все желающие. Дети приходят с разным уровнем подготовки,
поэтому и темп освоения детьми образовательной программы различный. Единицы обладают
терпением и выдержкой при изучении музыкальной грамоты, освоении основ вокального
творчества, поэтому данная программа рассчитана на создание условий для получения
необходимых знаний: как сквозь сито просеиваются более мелкие частицы, а крупные,
весомые остаются внутри, так и из объединения отсеиваются дети, чей интерес к вокальному
творчеству был невесомым, а увлечение им – поверхностным.
Кадровое обеспечение:
Учитель музыки, руководительшкольного хора реализует данную программу владея
следующими профессиональными и личностными качествами:
обладает специальным музыкально-педагогическим образованием;
владеет навыками и приёмами организации музыкальных занятий;
знает физиологию и психологию детского возраста;
умеет вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
умеет создать комфортные условия для успешного развития личности
воспитанников;
умеет видеть и раскрывать творческие способности воспитанников;
систематически повышает уровень своего педагогического мастерства и
уровень квалификации по специальности.
Педагог имеет 1 квалификационную категорию, педагогический стаж 22 года. Имеет
музыкально-педагогическое образование. За время работы имеет дипломы, почётные грамоты
и благодарственные письма.
Прошла многие
курсы повышения квалификации в
музыкальном образовании для разных возрастов школьников.
Воспитанники за период работы педагога принимают участие в различных конкурсах,
фестивалях, концертах, смотрах художественной самодеятельности разного уровня
(школьного, районного, муниципального), за что награждаются дипломами, грамотами
лауреатов 1, 2, 3 степени. Постоянно в школьном хоре дети повышают уровень мастерства и
знаний в хоровом и вокальном творчестве.
Педагогическая концепция.
«Каждый класс-хор!»,- к этому должен стремиться учитель музыки, считал Д. Б.
Кабалевский, композитор и педагог, создатель отечественной концепции массового
музыкального образования и воспитания. Достичь такого положения можно лишь в том
случае, если педагог отчетливо представляет себе многообразие задач хорового пения в
учебно-воспитательном процессе, согласуя их с возрастными особенностями младших
школьников, уровнем общего и музыкального развития конкретного класса и хорового
коллектива.
Как правило, начинающий хоровой коллектив не имеет «общего музыкального знаменателя».
У детей часто отсутствует координация между слухом и голосом, что влияет на чистоту
интонирования; диапазон голоса ограничен (смещен вверх или вниз от так называемой
примарной зоны звучания), звук форсированный, либо открытый («белый»), иногда сиплый;
дыхание поверхностное, небольшое по объему; артикуляционный аппарат зажат;
произношение текста при пении неосмысленное, маловыразительное, исполнение ритмически
пассивно. Вот далеко не полный перечень негативных явлений, встречающихся на начальном
этапе обучения младших школьников. Для их преодоления педагог должен научить ребят
пению в унисон, работать над расширением диапазона детского голоса, над дыханием
(умением распределять его по фразам), дикцией, артикуляцией, правильным
звукообразованием, ансамблем и строем, а также развивать навыки пения а капелла,
двухголосного пения.
принцип единства художественного и технического развития пения;
принцип гармонического воспитания личности;
принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения,
от простого к сложному;
принцип успешности;
принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения
здоровья ребенка;
принцип творческого развития;
принцип доступности;
принцип ориентации на особенности и способности ребенка;
принцип индивидуального подхода;
принцип практической направленности.
Материально-техническое обеспечение программы
Общие требования к обстановке в кабинете и материально-техническое обеспечение:
оформление и техническое обеспечение кабинета соответствует содержанию
программы, постоянно обновляется учебным материалом и наглядными пособиями;
чистота, освещённость, проветриваемость кабинета;
физкультпаузы;
свободный доступ или возможность организации занятий на сцене актового
зала. Ресурсное обеспечение программы:
программа «Школьный хор»
дидактические материалы для работы с учащимися, памятки, рекомендации;
аудиосредства: музыкальный центр, микрофоны, проигрыватель, электронные
аудиозаписи и медиа – продукты; компьютер;
усилитель, микшерский пульт;
актовый зал, фпианино.
Особенности организации образовательного процесса.
Основные формы и методы.
Основными методическими принципами постановки голоса являются:
1. Выработка певческого тона в среднем регистре (от фа до до).
2. Постановка дыхания с опорой на диафрагму.
3. Мягкая атака звука, с фиксированием красивого тембра.
4. Формирование внутреннего слуха.
А также применяю такие методы работы как:
1. Концентрический.
2. Фонетический.
3. Иллюстративный.
4. Метод сравнения.
В своей студии я применяю такие формы работы:
1. Разучивание песни.
2. Работа над дыханием, дикцией.
3. Исполнительское мастерство.
4. Выступление на концертах.
Формы занятий:
1. Групповая
2. Индивидуальная
3. Коллективная
Особенности содержания программы.
Процесс музыкального воспитания как формирование певческой функции в органичном
единстве с формированием ладового и метроритмического чувства включает решение
следующих задач:
1. Певческая установка
0бщие правила пения включают в себя понятие «певческая установка». Петь можно сидя
или стоя. При этом корпус должен быть прямым, плечи расправлены и свободны. Голову не
следует задирать, а нужно держать несколько наклонённой вперёд, не боясь ею в небольших
пределах двигать. На репетициях дети, как правило, могут петь сидя, но наилучшее голосовое
звучание происходит при пении стоя.
2. Дыхание
Воспитание элементарных навыков певческого вдоха и выдоха. В певческой практике
широко распространён брюшной тип дыхания. Современная методика воспитания голоса
свидетельствует о том, что певцы всех возрастов пользуются смешанным типом, при этом у
одних расширяется живот, у других грудная клетка, у третьих только нижние рёбра.
Дыхательный процесс содержит много индивидуальных особенностей, которые не позволяют
унифицировать внешне-физиологические признаки дыхания.
Важная задача для каждого педагога музыки - научить детей связному и отчётливому
исполнению гласных в сочетании с согласными, то есть певческой кантилене и дикции.
Чёткость произношения согласных зависит от активной работы мышц языка, губ и мягкого
нёба. Чёткое формирование согласных «д, л, н, р, т, ц» невозможно без активных движений
кончика языка, отталкивающихся от верхних зубов или мягкого нёба. Согласные «б, п, г, к, х»
образуются при активном участии мышц мягкого нёба и маленького язычка. Согласные
оказывают большое влияние на характер атаки звука (мягкой или твёрдой).
Для «размягчения» звука следует применять слоги с согласным «л», а при звуковой вялости
- слоги с согласным «д». При этом педагогу не следует бояться словесных пояснений в
отношении механики образования гласных и согласных звуков.
3.Артикуляционные задачи.
Правильное формирование гласных звуков. От правильного формирования гласных зависит
умение петь связно, красивым, округлённым и ровным звуком. Педагог обязан знать
артикуляционные свойства гласных, обусловленные положением голосового аппарата.
4. Выработка подвижности голоса.
Это качество приобретается на основе ранее усвоенных навыков связного пения и чёткой
дикции. Подвижность или гибкость голоса- искусство исполнения произведения с
необходимыми отклонениями от основного темпа (ускорением или замедлением), усилением
или ослаблением звучности. В работе над подвижностью должна соблюдаться постепенность:
прежде чем петь упражнения и песни в быстром темпе, надо научить детей исполнять их в
умеренном темпе и с умеренной силой звучания.
5. Расширение певческого диапазона детей.
Этому виду работы хорошо способствуют технические упражнения, начиная с примарных
звуков среднего регистра, требующих минимума затраты мышечной энергии голосового
аппарата. Для определения ширины диапазона педагогу следует выявить примарные звуки,
которые дети поют правильно в интонационном отношении и с помощью упражнений
расширять эту зону, исполняя упражнения полутон за полутоном вверх. Следует следить за
звучанием детского голоса - если дети поют форсированным, крикливым звуком, значит, эта
зона не доступна для овладения ею ребёнком, следует избегать такого пения.
6. Развитие чувства метроритма.
Такая работа осуществляется с помощью специальных технических упражнений (см.
литературу) или приёмов по преодолению ритмических трудностей в песенном репертуаре.
Каждое произведение должно быть исследовано педагогом на предмет выявления трудностей.
Соответственно составляется план по преодолению таких трудностей и подбираются
специальные конкретные упражнения.
7. Выразительность и эмоциональность исполнения.
Любое исполнение песни - эмоциональное переживание.
Следует дать детям
прочувствовать
содержание,
определить
характер
исполнения,
распределить
кульминационные зоны.
Художественный образ, заложенный в песне, ставит перед учеником сложные
исполнительские задачи, решаемые с помощью педагога. Большое значение имеет качество
показа песни самим учителем.
8. Работа над чистотой интонирования.
В целях правильного в интонационном отношении песенного материала следует заранее
подобрать в процессе разучивания удобную тональность. Хорошей помощью является пение
без сопровождения. Применяется упрощённый аккомпанемент с обязательным
проигрыванием основной мелодической темы. Для создания условий наилучшего
интонирования мелодии следует стимулировать тихое пение. Работа над трудно
вокализуемыми местами выделяется в отдельные вокальные задачи и решается с помощью
специальных тренировочных упражнений. Следует использовать пропевание мелодии в форме
легато и стаккато.
9. Формирование чувства ансамбля.
В хоровом исполнении следует учить детей прислушиваться друг у другу, соотносить
громкость пения с исполнением товарищей, приучать к слаженному артикулированию.
Чувство ансамбля воспитывается путём решения задач одновременного начала и окончания
пения. Исполняя произведение в хоре, дети должны научиться выравнивать свои голосовые
тембры, уподоблять свой голос общему звучанию.
10. Формирование сценической культуры.
Я должна научить ребёнка пользоваться фонограммой. Обучение осуществляется сначала
с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под
фонограмму - заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача
педагога - подбирать репертуар для детей, согласно их певческим и возрастным
возможностям. Также необходимо учить детей пользоваться звукоусилительной аппаратурой,
правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются
артистические способности детей, в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений
по ритмике.
Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую
деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.
Планируемые результаты
Предметные результаты:
- развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и
вокально-хоровому виду музыкально-творческой деятельности;
- развитое художественное восприятие, умение оценивать вокально-хоровые произведения
, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;
- общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии,
знание основных закономерностей музыкального искусства;
- представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных
традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности
музыкального искусства разных народов;
- использование элементарных вокально-хоровых умений и навыков при воплощении
художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах
внеурочной деятельности;
- готовность применять полученные знания и приобретённый опыт творческой
деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного
культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
- участие в концертной деятельности, исполнение вокально-хоровых произведений,
импровизаций, театральных спектаклей, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.
Метапредметные результаты:
- наблюдения за различными явлениями жизни и искусства во внеурочной деятельности,
понимание их специфики и эстетического многообразия;
- ориентированность в культурном многообразии окружающей действительности, участие
в жизни микро- и макросоциума;
- овладение способностью к реализации собственных творческих замыслов через
понимание целей, выбор способов решения проблем поискового характера;
- применение знаково-символических и речевых средств для расширения
коммуникативных и познавательных задач;
- готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, общение, классификация
по стилям и жанрам музыкального искусства;
- планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их
успешности или причин неуспешности, умение корректировать свои действия;
- участие в совместной деятельности на основе сотрудничества, поиска компромиссов,
распределение функций и ролей;
- умение воспринимать окружающий мир во всём его социальном, культурном, природном
и художественном разнообразии.
Личностные результаты:
- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с
духовными традициями семьи и народа;
- наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его
целостности, художественном и самобытном разнообразии;
- формирование личностного смысла постижения хорового искусства и расширение
ценностной сферы в процессе общения с музыкой;
- приобретение начальных навыков социокультурной адаптации в современном мире и
позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей;
- развитие мотивов музыкально-учебной деятельности и реализация творческого
потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
- продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении различных музыкальных
творческих задач.
- развитие духовно-нравственных и этических чувств, эмоциональной отзывчивости,
понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям
других народов.
Учебно-тематический план
№
Наименование
тем
разделов,
Количество часов
Всего
теория
практ
ика
25
1.
Музыкально-теоретическая
подготовка
34
9
2.
Вокально-хоровая работа
42
12
30
3.
Работа в жанрах вокальнохоровой музыки - песня,
произведение
Итого:
32
6
26
108
27
81
Формы
аттестации/контроля
Выступление,
участие в конкурсном
движении
Выступление, участие
в конкурсном
движении
Выступление, участие
в конкурсном
движении
Содержание программы
1. Музыкально-теоретическая подготовка.
Теория: тональность, пение интервалов, анализ интервалов. Общие культурологические
сведения о музыкальных жанрах и стилях. Углубленное изучение музыкальной грамоты:
музыкальный язык, ритмические особенности; основы музыкальной формы. Беседы с детьми,
направленные на активизацию внимания, памяти, координации движения. Правила
сценических движений под музыку. Усвоение навыков импровизации. закрепление понятия
тональность,
знаний
интонирования
интервалов,
анализа
интервалов.
Общие
культурологические сведения о музыкальных жанрах и стилях. Основы теории музыки:
закрепление усвоения знаний о музыкальном языке, о ритмических особенностях; дальнейшее
знакомство с музыкальной формой; элементарные основы гармонии и полифонии. Беседы с
детьми, направленные на активизацию внимания, памяти, координации движения. Правила
сценических движений под музыку. Усвоение навыков импровизации.
Практика: улучшение слухового восприятия, развитие вокальной интонации. Слушание
музыки. Сравнительный анализ художественных интерпретаций музыкальных произведений.
Развитие интонационной устойчивости, пение упражнений а’capella. Развитие навыков
самостоятельного контроля за тембром голоса и чистотой интонации. Изучение игр,
различных движений под музыку, ритмические упражнения. Выполнение простых
упражнений на импровизацию. Исполнение простых музыкальных произведений. Улучшение
слухового восприятия, развитие вокальной интонации. Слушание музыки. Сравнительный
анализ художественных интерпретаций музыкальных произведений. Развитие интонационной
устойчивости, пение упражнений а’capella. Развитие навыков самостоятельного контроля за
тембром голоса и чистотой интонации. Изучение игр, различных движений под музыку,
ритмические упражнения. Выполнение простых упражнений на импровизацию. Исполнение
простых музыкальных произведений.
2. Вокально-хоровая работа.
Теория: закрепление усвоения учащимися правил гигиены голоса, охраны голоса,
здорового образа жизни; закрепление умения постоянно соблюдать в процессе пения
певческую установку, способствующую правильному звукообразованию, спокойному вдоху.
Объяснение вокально-технических упражнений (распевание) и их значение, как подготовки
голосовых связок к пению. Закрепление правил артикуляции, дикции и звуковедения в пение.
Обучение умению петь с музыкальным сопровождением и без него.
Практика: установка корпуса, головы, рта во время пения, освобождение от зажатости
лицевых мышц. Работа над основными свойствами певческого голоса (звонкости, полѐтности,
ровности, разборчивости). Работа над дикцией – пение скороговорок, речевых упражнений;
соблюдение во время пения правильного формирования гласных, чёткого и короткого
произношения согласных. Выработка чистого, ясного унисона, разностороннее развитие
гармонического и мелодического слуха. Расширение диапазона голоса, развитие тембровой
окраски голоса. Пение с музыкальным сопровождением и без него. Правильное и четкое
исполнение ритмического рисунка всем хором. Одновременно со всем хором произношение
слов. Совместное начало и окончание произведения или отдельных его частей.
3. Работа в жанрах вокально-хоровой музыки - песня, произведение.
Теория: биографические данные о композиторе, особенности его композиторского стиля.
Усвоение жанров вокально-хоровой музыки, категорий жанра. Теоретический анализ хоровых
произведений: тональность, знаки, ключи, размер, ритм. Объяснение приемов вокальной
техники.
Практика: работа над исполнительскими навыками: фразой, динамикой, певческим
дыханием, штрихами. Анализ хоровых произведений: тональность, знаки, ключи, размер,
ритм. Работа над музыкальной выразительностью, раскрытие эмоционально-смыслового
содержания произведения. Прослушивание аудио - записи, показ произведения в исполнении
педагога.
Общие критерии оценивания результатов
Владение знаниями по программе.
Активность. Участие в конкурсах, фестивалях, смотрах.
Умение работать как самостоятельно, так и в коллективе.
Уровень воспитанности и культуры учащихся.
Творческий рост и личностные достижения воспитанников.
Критерии замера прогнозируемых результатов
Педагогическое наблюдение
Проведение итоговых занятий, обобщения, обсуждение результатов через:
проведение открытых занятий с их последующим обсуждением;
участие в конкурсах, фестивалях, смотрах;
концертную деятельность.
Формы подведения итогов (механизмы оценивания результатов)
Педагогические наблюдения.
Открытые занятия с последующим обсуждением.
Итоговые занятия
Методическая литература:
1.Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г
2.Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.
3.Огороднов Д., «Музыкально-певческое воспитание детей»
4.Миловский С. Распевание на уроках пения и в детском хоре
начальной школы, «Музыка», Москва, 1997г.
5. Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г.
6. Струве Г. «Школьный хор М.1981г.
7. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального
образования детей».
8. Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта».
Календарно - тематическое планирование
Первое полугодие.
№
Тема занятия
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
Знакомство с песней.
Звуковедение. Мелодия.
Мягкая атака звука. Дикция.
Певческое дыхание.
Артикуляция.
Характер песни.
Чувство ансамбля.
Унисон.
Элементы двухголосья.
Актерское мастерство.
Плавное дыхание.
Соединение партий.
Освоение навыков пения сидя и стоя.
Смена дыхания в процессе пения.
Работа над звуковедением.
Чистое интонирование.
Дикция, артикуляция.
Развитие согласованности в партиях.
Работа над активным унисоном.
Элементы двухголосья в песне.
Работа с фонограммой.
Сценическое культура.
Диатоническая ступень лада.
Выступление на концерте.
Посадка певца, положение корпуса,
головы.
Смена дыхания в процессе пения.
Высота звука.
Звуковедение.Дикция и артикуляция.
Работа над дикцией.Активный унисон.
Артикуляция
звуков.Чистое
интонирование.
Способы формирования в различных
регистрах.
Устойчивое интонирование.Цепное
дыхание.
Пользование
фонограммой.Чувство
ансамбля.
Кол-во
часов
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
Дата
проведения
1 неделя
1 неделя
2 неделя
2 неделя
3 неделя
3 неделя
4 неделя
4 неделя
5 неделя
5 неделя
6 неделя
6 неделя
7 неделя
7 неделя
8 неделя
8 неделя
9 неделя
9 неделя
10 неделя
10 неделя
11 неделя
11 неделя
12 неделя
12 неделя
13 неделя
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
13 неделя
14 неделя
14 неделя
15 неделя
15 неделя
1.5
16 неделя
1.5
16 неделя
1.5
17 неделя
Знакомство с песней.Двухголосье.
34.
Певческое дыхание.Ритм в песне.
35.
Звуковедение.Сценическая культура.
36.
Всего часов за 1 полугодие:
Второе полугодие.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
Тема занятия
Знакомство с песней.
Работа над мелодией.
Певческое дыхание.
Работа над звуковедением.
Унисон в двух партиях.
Ритмическая установка.
Головной и грудной регистр в пении.
Интонирование в мажоре и миноре.
Актерское мастерство.
Знакомство с песней.
Звуковедение.
Певческое дыхание.
Работа над чистым интонированием.
Пение нон легато.
Головной регистр в пении.
Пение каноном.
Дикция и артикуляция.
Выработка ритмической устойчивости.
Умеренный
темп
при
простых
длительностях.
Работа
над
выразительным
исполнением.
Сценическое актерство.
Работа над мелодией.
Звуковедение.
Цепное дыхание.
Дыхание по фразам.
Дикция и артикуляция.
Двухголосье, унисон.
Соединение партий.
Просмотр
видео
урока
хоровых
коллективов.
Сценическое мастерство современных
исполнителей.
1.5
1.5
1.5
54 часа
17 неделя
18 неделя
18 неделя
Кол-во
часов
1
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
Дата
проведения
19 неделя
19 неделя
20 неделя
20 неделя
21 неделя
21 неделя
22 неделя
22 неделя
23 неделя
23 неделя
24 неделя
24 неделя
25 неделя
25 неделя
26 неделя
26 неделя
27 неделя
27 неделя
28 неделя
1.5
28 неделя
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
1.5
29 неделя
29 неделя
30 неделя
30 неделя
31 неделя
31 неделя
32 неделя
32 неделя
33 неделя
1.5
33 неделя
Знакомство и разучивание песни.
Разучивание песни.Просмотр концертов
детских вокальных групп.
Разучивание
песни.Презентация
о
33.
певческом дыхании
Исполнение песни на видео или аудио
34.
записи
Сам. просмотр концертов вокальных
35.
исполнителей.
Сам. просмотр концертов вокальных
36.
исполнителей.
Всего часов за 2 полугодие:
31.
32.
Осадчая Г.А.
Осадчая Г.А.
я подтверждаю этот
документ своей
удостоверяющей
подписью
МАОУ СОШ № 131
г.Екатеринбург,
ул.Гаршина, 8 б,
soch131@eduekb
2022.12.10 20:14:
22+05'00'
1.5
1.5
34 неделя
34 неделя
1.5
35 неделя
1.5
35 неделя
1.5
36 неделя
1.5
36 неделя
54 часа