Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа(далее – «Программа») разработана в соответствии с нормативными документами: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее СанПиН); Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особенных познавательных потребностей»); Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Устав МАОУ СОШ № 131; Положение о дополнительном образовании в МАОУ СОШ № 131. Новизна программы состоит в том, что в процессе годичного обучения обучающиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств. Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Новые образовательные стандарты предъявляют к участникам образовательного процесса более высокие требования. Одной из важнейших педагогических задач становится повышение общекультурного уровня обучающихся, а также формирование эстетического вкуса и потребности духовной культуры. Приобщение к искусству способствует воспитанию у учащегося убеждений и духовных потребностей, формируя его художественный вкус. Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы. Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить учащихся к творчеству. Рабочая программа изостудии «Юный художник» составлена на основе авторской программы Онориной О. С., педагога дополнительного образования. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение учащихся к активной познавательной и творческой работе. Занятия в изостудии «Юный художник» способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности учащегося, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания. На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы данной программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Занимаясь творчеством, учащиеся проходят путь от простого к сложному, закрепляя полученные знания на практике. Возраст учащихся - 7-12 лет. Учащиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного искусства, художественных техниках и материалах. В группе в среднем 6-20 человек – это позволяет заниматься творчеством в комфортной обстановке. Срок реализации образовательной программы рассчитан на 1 год обучения, 56 часов, 2 часа в неделю (по 40 минут) Формы занятий. Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных и друзей. Общественное положение результатов художественной деятельности обучающихся имеет большое значение в воспитательном процессе. Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением. В процессе обучения применяются мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве. Структура занятия: введение – создание эмоционального отношения к работе, обсуждение пройденного ранее материала; знакомство с новым материалом – беседа, рассматривание дидактических материалов, подготовка к совместной или самостоятельной деятельности; творческая деятельность детей; выставка-просмотр работ, анализ результатов, подведение итогов занятия. Уровень сложности освоения программы-стартовый.Предполагается использование и реализация общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. Цель - формирование творческой и созидающей личности через развитие эстетической отзывчивости и приобщения к искусству, к общечеловеческим ценностям, развитие умения внимательно вглядываться в жизнь, понимать и видеть красоту, умения выразить с помощью изобразительных приемов и средств художественные образы. Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач: - воспитывающей – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания; - развивающей – развитие творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей; - обучающей – освоение практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции). Учебный план изостудии «Юный художник» № п/п Наименование разделов Формы контроля Количество часов теории практики Из них 1. «Средства изображения» 12 3 9 Творческая работа 2. «Мир фантазии» 8 2 6 Творческая работа 3. «Композиции бумаги» 10 2 8 Творческая работа 4. «Пространство вокруг» 12 3 9 Творческая работа 5. «Человек» 8 2 6 Творческая работа 6. «Основы дизайна» 6 1,5 4,5 Творческая работа ИТОГО 56 13,5 42,5 из Тематический учебный план изостудии «Юный художник» № п\п 1 2 3 4 5 6 7 Тема занятий Количество часов ПракТеория Всего тика 1 «Средства изображения» Вводное занятие 0,5 Выразительные средства изображения: 0,5 линия, пятно, цвет. 1,5 2 1,5 2 Форма предметов. 1 2 1,5 2 1,5 2 1,5 2 1,5 2 1,5 2 1,5 2 1 Холодная и теплая цветовая гамма: передача 0,5 эмоционального содержания композиции. Композиция в рисунке. Заполнение плоскости листа. Практическое задание. 0,5 «Аквариум». Заполнение плоскости листа. Практическое 0,5 задание. «Аквариум». Цвет и оттенок. Смешиваем краски 0,5 Опрос Практическая работа Практическая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа 2 «Мир фантазии» 8 9 Основные законы линейной и воздушной 0,5 перспективы Графика, как вид изобразительного искусства. Выразительные средства 0,5 графики. Практическая работа Практическая работа 10 11 Мир фантазии. Другая реальность Иллюстрация к сказке 0,5 1,5 2 0,5 1,5 2 0,5 3,5 4 Творческая работа Творческая работа 3 «Композиции из бумаги» 12 Конструктивная композиция 13 Макетирование. Изготовление пространственных композиций из бумаги. 1 Коллективная работа «Наша школа» 3 4 14 В преддверии Нового года – Зимняя сказка 0,5 1,5 2 Практическая работа Творческая работа Творческая работа 4 «Пространство вокруг» 15 Силуэт в композиции 0,5 1,5 2 16 Пейзаж в стиле импрессионизма 0,5 1,5 2 17 Изображение птиц и животных изобразительном искусстве. 0,5 1,5 2 19 Искусство рисования пастелью 0,5 1,5 2 20 Работа с бумагой: аппликация, коллаж, 0,5 вытинанка 1,5 2 0,5 1,5 2 в Творческая работа Творческая работа Практическая работа Творческая работа Практическая работа 5 «Человек» 22 Портрет 23 Гармоничные композиции 0,5 1,5 2 24 Комиксы. Искусство «говорящего» рисунка 0,5 1,5 2 1,5 2 25 и контрастные цвета в Человек и время. Создание исторического 0,5 костюма 6 «Основы дизайна» 26 Экслибрис 0,5 1,5 2 27 Основы дизайна интерьера 0,5 1,5 2 28 Синтез искусств: Рисуем музыку 0,5 1,5 2 Проведение и участие: -в выставках и конкурсах разного уровня, - мастер-классы Итого: Практическая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа Творческая работа По плану работы 14 42 56 Содержаниепрограммы 1 . «Средства изображения» 1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ, Правила поведения обучающихся, Правила работы с карандашом, кисточкой, красками. 2. Выразительные средства изображения: линия, пятно, цвет. Виды линий: прямая, волнистая, ломаная, кривая. Что мы можем нарисовать с помощью этих линий? Взаимодействие линии и пятна – окраска шкур животных, оперения птиц. Цветовой спектр. Радуга-дуга. Смешение цветов. Цвет и настроение: «веселый» и «грустный». Пластика линий - деревья за окном. Практическое задание. 3. Форма предметов. Силуэт. Какие геометрические фигуры образуют форму предметов. Предметы простой и сложной формы. Рисунок с натуры. Последовательность работы над рисунком. Градации светотени. Тональная проработка формы. Практическое задание. 4. Холодная и теплая цветовая гамма. Передача эмоционального содержания композиции. Цветовая гамма и эмоциональное состояние картины. Красота зимы. Осенний пейзаж. Практическое задание. 5. Композиция в рисунке Размер рисунка и листа бумаги, расположение элементов композиции в листе. Натюрморт «дары осени». Букет подсолнухов. Практическое задание. 6. Заполнение плоскости листа. Практическое задание. «Аквариум». Творческая работа. Расположение в листе предметов разной формы и величины с учетом композиции. 7. Цвет и оттенок. Смешиваем краски Богатство цветовых сочетаний. Цвет и свет. Получение различных оттенков путем смешения цветов. Упражнение «Цветовая растяжка». Синий - «Морской пейзаж» (творческая работа), Желтый – Фрукты (работа с натуры), Зеленый - «В лесу», Красный - «Закат», Цветовое пятно - Цветочная поляна, Маки (практическое задание) 2 . «Мир фантазии» 8. Основные законы линейной и воздушной перспективы Знакомство с перспективой: линейной и воздушной. Композиция «Городской пейзаж» законы перспективы для передачи пространства 9. Графика как вид изобразительного искусства. Выразительные средства графики Выразительные средства графики. Работа тушью. Выполнение композиции по Японским мотивам. 10. Мир фантазии. Другая реальность Сказочная Жар-птица. Творческая работа. «Кляксография», монотипия - отпечатывание, на что это похоже? 11. Иллюстрация к сказке Герои любимых сказок. Иллюстрация к сказке, рассказу. 3. «Композиции из бумаги» 12-13 Конструктивная композиция Конструктивизм в искусстве. Создание конструктивных композиций: Мастера – строители «Мой дом», «Мой город». 14-15 Макетирование. Создание пространственных композиций из бумаги. Коллективная работа «Наша школа» Что такое макеты. Создание простейших фигур из бумаги. Эскиз пространственной композиции. Коллективная работа над проектом «Наша школа» 16 В преддверии нового года. Зимняя сказка Сюжетная композиция на заданную тему. Пространство, настроение, цветовая гамма в создании композиции на тему «Зимняя сказка» (сюжет на выбор учащегося) 4 . «Пространство вокруг» 17 Силуэт в композиции Силуэт. Выразительность силуэтной композиции. Создание черно-белой композиции на тему: «Путешествие в сказку» 18 Пейзаж в стиле импрессионизма Кто такие художники-импрессионисты? «Живой» мазок. Создание работы в технике импрессионизма на тему «Пейзаж» 19 Изображение животных и птиц в изобразительном искусстве Анимализм в изобразительном искусстве. Способы изображения животных в живописи и графике. Рисование животных по представлению и по фото: «Мои любимые животные», «Кто живет в Африке», «Люблю деревню» Практическое задание. 20 Искусство рисования пастелью Изучение техники работы пастельными мелками. Пейзаж пастелью. Морской пейзаж. Осенний лес. 21 Работа с бумагой: аппликация, коллаж, вытинанка Декоративная композиция из бумаги. Искусство аппликации. Выполнение осеннего пейзажа в технике коллаж, в смешанной технике. Подбор цвета. Подбор изображений людей, птиц, животных соответствующего размера. Вытинанка – узоры из бумаги. Композиция «Чудо-дерево», «Жар-птица», «Полянка». Оформление работы в рамку. 5 . «Человек» 22 Портрет Портрет в истории искусства. Рисуем лицо человека. Пропорции головы. Моя семья, мой друг. Практическое задание. 23 Гармоничные и контрастные цвета в композиции Цветовые сочетания: гармония и контраст. Создание настроения в композиции. «Нежность», «Праздник» (Творческая работа) 24 Комиксы. Искусство «говорящего» рисунка Искусство «говорящего» рисунка. Практическое задание: создание комикса к небольшой истории 25 Человек и время. Создание исторического костюма Искусство создания костюма. Национальные костюмы. Костюм различных эпох. Творческое задание: создание костюма исторической эпохи 6 . «Основы дизайна» 26 Экслибис Графическая композиция экслибриса. Создание эскиза «Мой экслибрис» 27 Основы дизайна интерьера Дизайн интерьера в нашей жизни. Разновидности интерьеров. Стили интерьеров. Творческое задание «Веселый интерьер детской комнаты», «Каюта морского капитана», «Комната принцессы» 28 Синтез искусств. Рисуем музыку Образы, рожденные музыкой. Что «рисует» музыка? Выполнение композиции на тему «Рисуем музыку» с прослушиванием музыкальных произведений «Времена года» А.Вивальди, П.И.Чайковского и др. Планируемые результаты Главным результатом реализации программы является создание оригинального продукта, а главным критерием оценки является не столько талантливость учащегося, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по-настоящему желающий этого. Предметная составляющая образованности: Усвоение учащимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках изобразительного искусства, - знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности: отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства; ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и живописи, цвета: главные и дополнительные, холодные и теплые; понятия: натюрморт, пейзаж, портрет, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива, освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет; линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр; основы цветоведения, техники работы красками, усвоит азы рисунка, живописи и композиции, основы конструктивного рисунка, бумагопластики, объемной пластики основы линейной и воздушной перспективы. Метапредметная составляющая образованности: Освоение учащимися способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в решении проблем в реальных жизненных ситуациях, развитие умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: определения путей своего культурного развития; организации личного и коллективного досуга; самостоятельного художественного творчества. Личностная составляющая образованности: Формирование системы ценностных отношений учащихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Развитие инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видах деятельности. эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни; реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов; умение вести диалог, аргументировать свою позицию. Условия реализации программы Для реализации данной программы необходимо специализированногооборудования и материалов, позволяющих успешно творчеством в области изобразительного искусства. наличие заниматься Материально-техническое обеспечение: учебныйкабинет; специализированное рабочее место – индивидуальный стол; проектор с экраном; документ-камера; компьютер (ноутбук) с необходимым программным обеспечением. Специально оборудованное рабочее место педагога (стол, документ-камера, компьютер) позволяет транслировать изображение с учительского стола на проектор, что делаетпедагогический показдоступным для всех учащихся. Так же наличие проекционногооборудования позволит познакомить учащихся с работами признанных мастеров живописи, графики, скульптуры и дизайна, анализировать собственные творческие работы. Для реализации программы ивоспитательного процесса на занятиях используются следующие педагогические технологии: Личностно-ориентированные технологии – опора на индивидуальные возможности ипотребности каждого обучающегося. Возможность индивидуального подхода и созданияиндивидуального образовательного маршрута в рамках дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Здоровьесберегающие технологии – соблюдение санитарных норм и правил при работе соспециализированным оборудованием, сохранение осанки и зрения, смена видов деятельности, профилактика стрессов. Технология интегрированного обучения – слияние в процессе изучения программы знанийв нескольких областях деятельности, возможность реализации полученных знаний и умений вшкольной и внешкольной учебной и творческой деятельности (в изобразительном искусстве – связь с литературой, биологией, анатомией, естествознанием и т.д.). Технология проблемного обучения – организация на занятиях проблемных ситуаций(заданий), для решения которых обучающимся необходимо будет проявить инициативу и найтитворческое решение поставленных задач. Данная технология способствует развитиюлюбознательности, творческого мышления, активности, формированию новых знаний иумений. Коллективный способ обучения – сотрудничество учащимися,направленное на развитие индивидуального выполнениеколлективных творческих работ. и взаимопомощь между уровня каждого через Основными методами организации занятий в изостудии являются практические и творческиезадания, упражнения по отработке навыков в работе с материалами. Так как именно онипозволят закрепить полученные знания и практические умения, необходимые для создания творческих работ. Оценочные материалы достижения результатов освоения образовательной программы Общие подходы к системе оценки достижения результатов освоения дополнительной образовательной программы Изучив методологические подходы, разработанные учеными страны (А.В. Берсеневой, А.Я. Журкиной, И.В. Калиш, С.М. Кодоловым, О.Е. Лебедевым, Е.В. Титовой, А.И. Щетинской) к оцениванию получаемых результатов при освоении дополнительной образовательной программы, педагогическим коллективом за основу разработки системы оценивания были взяты основные положения, реализуемые компетентностным подходом. Параметр Уровень Параметр Уровень Освоение учащимися содержания дополнительной образовательной программы низкий достаточный оптимальный высокий Неосознанный Мотивация Интерес на Четко выраженные интерес, неустойчивая, уровне увле- потребности. Стремнавязанный связанная с ре- чения. ление глубоко извне или на зультативной Устойчивая изучить предмет как уровне стороной мотивация. будущую профессию. любознательнос процесса. Появляется Увлечение проектной ти. Мотив слу- Интерес про- интерес к деятельностью. чайный, является проектной деякратковременсамостоятельно, тельности. ный. Не осознанно. добивается конечного результата. Устойчивость интереса учащихся к деятельности по программе и изучаемой образовательной области низкий достаточный оптимальный высокий Интересуется Увлекается Есть Целенаправленная только специальной потребность в потребность в практическими литературой по приобретении приобретении новых занятиями. направлению новых знаний. знаний. Регулярно Полностью кружка. Есть По настроению изучает доотсутствует интерес к изучает полнительную специинтерес к теории. выполнению дополнительну альную литературу. Выполняет сложных зада- ю литературу. Занимается знакомые ний. Есть по- исследовательской задания. Параметр Уровень Парамет р Уровень требность в деятельностью. выполнении сложных заданий. учащихся (коммуникативность Нравственное развитие коммуникабельность) низкий достаточный Не умеет Не проявляет высказать свою желания мысль, не кор- высказать свои ректен в общении мысли, нуждается в побуждении со стороны взрослых и сверстников. Не требователен Не всегда к себе, не требователен к корректен в себе, соблюдает общении нормы и правила поведения при наличии контроля, не участвует в конфликтах оптимальный Умеет формулировать собственные мысли, но не поддерживает разговора, не прислушиваетс я к другим и высокий Умеет формулировать собственные мысли, поддержать собеседника, убеждать оппонента Требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках, умеет создать вокруг себя комфортабельную обстановку, дети тянутся к этому ребенку Творческая активность и самостоятельность учащихся низкий Интереса к творчеству, инициативу не проявляет. Не испытывает радости от открытия. Отказывается от поручений. Нет навыка самостоятельного решения проблем достаточный Инициативу проявляет редко. Испытывает потребность в получении новых знаний, открытия для себя новых способов деятельности, но по настроению. Проблемы решать способен, но при помощи педагога Пассивное Активное участие в делах участие в делах объединения объединения Соблюдает правила культуры поведения, старается улаживать конфликты оптимальный Есть положительный эмоциональный отклик на успехи свои и коллектива. Проявляет инициативу, но не всегда. Может придумать интересные идеи, но часто не может оценить их и выполнить высокий Вносит предложения по развитию деятельности кружка. Легко, быстро увлекается творческим делом. Обладает оригинальностью мышления, богатым воображением, развитой интуицией, гибкостью мышления, способность к рождению новых идей Значительные Значительные резульрезультаты на таты на уровне уровне школы города, округа, области. Результативность обучения детей по освоению дополнительной общеобразовательной программы учащихся осуществляется на основе педагогической диагностики: начальной, промежуточной и итоговой. Начальная диагностика проводится в течение двух недель с начала изучения образовательной программы с целью выявления стартовых возможностей и индивидуальных особенностей учащихся в начале цикла обучения. Методы проведения: наблюдение, индивидуальные беседы, тестирование, анкетирование, сдача нормативов. Промежуточная диагностика проводится после изучения каждого раздела образовательной программы или по мере необходимости. Цель - отслеживание динамики развития каждого ребёнка, коррекция образовательного процесса в направлении усиления его развивающей функции. Итоговая диагностика проводится в конце изучения образовательной программы. Цель: подведение итогов освоения образовательной программы. Задачи: анализ результатов обучения; анализ действий педагога. Методы проведения итоговой диагностики: творческие задания; контрольные задания; тестирование; олимпиада; выставка работ и т.д. Результаты итоговой диагностики, анализ с выводами и предложениями обсуждаются на итоговом педагогическом совете. Результаты аттестации анализируются администрацией совместно с педагогами по следующим параметрам: - количество учащихся, освоивших образовательную программу в %; количество учащихся, не освоивших образовательную программу в %; основные причины невыполнения учащимися образовательной программы; необходимость и направление коррекции образовательной программы. Параметры диагностики: Композиция: умение воплотить творческий замысел задания в верном композиционном решении листа. Цветоведение: правильное использование цветовой палитры для передачи эмоционального состояния работы, пространства, объема и материальности предметов Живопись: умение вести работу последовательно, используя для этого различные живописные техники, передавая объем, пространство, состояние. Графика: умелое использование графических материалов для создания выразительного рисунка Бумагопластика: умение выполнить работу из бумаги как на листе, так и объемную, с учетом законов композиционного решения Декоративно-прикладное искусство: умение выполнить работу в технике аппликация, коллаж. Формы подведения итогов Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме: контрольных занятий по изученным темам; конкурсов; выставок детских работ; в конце года готовится итоговая выставка работ. Одной из форм представления результатов работы являются: открытые занятия, занятия совместно с родителями. Методическое обеспечение программы Организация процесса обучения должна подчиняться определенным педагогическим требованиям, учет которых будет способствовать более эффективному достижению поставленных целей, а также созданию благополучного эмоционально-психологического климата в детском коллективе. Для освоения программы обучающимися используются: Методы организации занятий: словесные: объяснение тем, новых терминов и понятий, обсуждение, беседа, рассказ, анализ выполнения заданий, комментарий педагога. наглядные: демонстрация педагогом образца выполнения задания, использование иллюстраций скульптур, зданий архитектуры, репродукций картин художников; видеоматериалы, презентации, материалы с сайтов и т.д. репродуктивный метод – метод практического показа. Методы обеспечивающие уровень деятельности на занятиях: объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию; репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности; частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом; проектно-исследовательский – творческая работа обучающихся. Методы, обеспечивающие организацию деятельности детей на занятиях: фронтальный – одновременная работа со всеми обучающимися; коллективный – организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми; индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальной и фронтальных форм работы; груповой – организация работы по группам (2-5 человек); индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий. Конкретные проявления определённого метода на практике – приём игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, анализ, показ и просмотр иллюстраций, работа по образцу, тренинг. Дидактический материал: бумага (бумагопластика); палочки (граттаж); природный материал; тушь (кляксография); восковые мелки (графика); акварель; поролон, кисточки, штампы, трафареты; фигурки из дерева, картона, пластика (деревья, цветы, фигуры людей, фрукты и овощи), серия художественных альбомов «Искусство детям»: Графические орнаменты. Акварельные цветы. Необыкновенное рисование. Дымковская игрушка и т. д.; разработки игр и занятий. Методические рекомендации для педагога и родителей. Материально-техническое обеспечение: Санитарно-гигиенические условия процесса обучения: для проведения занятий имеется учебное помещение, отвечающее требованиям САНПиНа по соблюдению температурного и светового режима, пожарной и электробезопасности. В кабинетах имеются 15 парт, 30 стульев, доска (меловая), кабинеты имеет учебное оформление, создающее образовательную среду, адекватную потребностям развития ребенка. Комплектность учебного оборудования: в кабинетах имеются компьютер, документкамера, проектор и экран, наглядные пособия, гипсовые геометрические фигуры, предметы натурного фонда. Список литературы 1 .«Средства изображения» 1. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.Л. Занятия со школьниками по изобразительному искусству - М.: Творческий центр сфера, 2009. 2. Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты-М.: Учебная литература, 2012. 3. Кузин В.С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальных классах -М.: Просвещение, 2012. 2. «Мир фантазии» 1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.3-е изд. М.: Просвещение, 2010. 2. Ломоносова М.Т. Графика и живопись: Учебное пособие. - М: ООО Издательство АСТ,2013 3. «Композиции из бумаги» 1. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд 1-4 классы – М.: Просвещение, 2010. 2. Претте М.К, Капальдо А. Творчество и выражение 1 – М.: Советский художник,2008. 4. «Пространство вокруг» 1. Алан Гир и Барри Фристоун Роспись по стеклу. М.: АРТ-РОДНИК, 2010. 2. Претте М.К., Капальдо А. Творчество и выражение 2 – М.: Советский художник, 2008. 5. «Человек» 1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе.- М.: academia 2013. 6. «Основы дизайна» 1. Соколова О.Ю. Секреты композиции: для начинающих художников – М.: Астрель. АСТ. 2011. Осадчая Г.А. Осадчая Г.А. я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью МАОУ СОШ № 131 г.Екатеринбург, ул.Гаршина, 8 б, soch131@eduekb 2022.09.02 17:02: 55+05'00'