Пояснительная записка Рабочая программа курса «Каллиграфия» составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее санПиН); Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особенных познавательных потребностей»); Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Устав МАОУ СОШ № 131; Положение о дополнительном образовании в МАОУ СОШ № 131. Вид программы: модифицированная Направленность программы: социально-гуманитарная Адресат программы: обучающиеся в возрасте 7-12 лет. Объем программы: 28 часов. Срок освоения: 28 недель. Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 академическому часу (40 минут) Уровень сложности освоения содержания программы: базовый Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая Виды занятия: беседа, лекция, практическое занятие Формы подведения итогов: практическое занятие, беседа, конкурс письма. Формирование письма в начальной школе имеет большое общественное и педагогическое значение. Чтение рукописи, написанной небрежным, неразборчивым почерком, отнимает много времени и внимания читающего, ведёт к ошибочному прочтению текста. Каллиграфически правильное письмо учащегося способствует воспитанию аккуратности в выполнении любого задания. Актуальность программы. Работа по формированию каллиграфических навыков у младших школьников начинается с 1класса и продолжается в течение всего обучения в начальной школе. Цели и задачи такой работы тесным образом связаны с формированием правильных и устойчивых орфографических, грамматических и синтаксических навыков письма. Учитывая количественный состав класса (превышающий 25чел) и плотность проведения урока педагог не имеет достаточного времени для развития каллиграфического навыка каждого учащегося. Если ребенок небрежно относится к разборчивости своего почерка, то эта небрежность переходит и к усвоению орфографии. Недостаточно сформированные каллиграфические навыки сказываются на его успеваемости в начальной школе и могут способствовать потере интереса к обучению. К 10-11 годам у ребенка должны быть сформированы умения каллиграфического самоконтроля и орфографической зоркости. Целенаправленные увлекательные занятия с детьми по формированию каллиграфических навыков помогут достичь красивого и грамотного письма, орфографической грамотности. Именно поэтому данная программа вызывает интерес детей и родителей. Отличительные особенности программы, ее новизна. В основе программы лежит принцип преемственности между начальным общим образованием с учетом требований ФГОС и дополнительным образованием. Программа носит интегрированный характер. Будучи направленной на решение конкретных педагогических задач, она создает своеобразное поле проблем, для решения которых требуются определенные знания из различных предметных областей и курсов, изучаемых в начальной школе: окружающего мира, литературного чтения, русского языка, изобразительного искусства, музыки. Содержание программы строится на основе системно-деятельного подхода. Основное условие ее эффективной реализации заключается в постоянном вовлечении учащихся в различные виды деятельности, позволяющей им приобретать новые знания, формировать суждения, осваивать практические навыки. Взаимодействие с родителями является важным в реализации программы. Работа с родителями начинается с выяснения тех задач, которые они хотели бы решить, направляя ребенка в группу, и продолжается на каждом этапе его продвижения. Цель – научить детей писать правильно, красиво, аккуратно, формировать навыки письма через различные методы и приёмы. Задачи курса: - знакомить детей с необходимыми предметами и материалами для занятия каллиграфией и приёмами работы с ними; - обучить воспроизведению форм букв, соблюдению на всей странице одинакового наклона, рациональному соединению букв в словах, правильной расстановке слов на строке; - научить соблюдать одинаковую высоту букв в словах на всей строке, пропорции строчных и заглавных букв; - обучить отрывному, ритмичному и скорому письму; - учить проявлять творческий подход к работе; - учить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел; - учить индивидуальной работе; - способствовать совершенствованию мелкой моторики рук, точных движений пальцев; - развивать глазомер; орфографическую зоркость, связную речь; - воспитывать внимательность, аккуратность, целеустремлённость, самодисциплину. № п/п 1. 2. 3. 4. Учебно-тематический план Название раздела, темы Количество часов Повторяем написание основных элементов букв Отрабатываем написание форм букв по группам Пишем правильно соединения букв Подводим итоги Итого Формы аттестации/контроля Всего Теория Практика 6 2 4 8 2 6 Входной контроль Практическая работа Практическая работа 12 3 9 Практическая работа 2 1 1 Конкурс. Итоговая работа 28 8 28 Содержание курса 1. Повторяем написание основных элементов букв. Теория. Ориентирование на листе бумаги. Большие и малые прямые наклонные линии. Прямая линия с закруглением внизу. Прямая наклонная линия с закруглением вверху. Малая и большая прямые наклонные линии с закруглением вверху и внизу. Большой и маленький овалы. Большие и малые полуовалы. Линия с петлёй вверху и внизу. Малая и большая пламевидные прямые. Петля на линии строки. Практика. Написание изученных элементов. 2. Отрабатываем написание форм букв по группам. Теория. Группа букв: и, ш, И, Ш, п, р, т ,г. Группа букв: л, м, Л, М, я, Я. Группа букв: у ,ц, щ, ч, Ц, Щ, Ч. Группа букв: с, С, е, о, О, а, б,д. Группа букв: ь, ъ, ы ,в. Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, К. Группа букв: В,З, з, э, Э, ж, Ж, х, Х, ф. Группа букв: Ф, Г, У, Т, Б, Р, Д. Практика. Написание изученных элементов. 3. Пишем правильно соединения букв. Теория. Написание соединений ол, ом, оя, об, од, оф. Написание соединений ок, он, оп, ог, ож, оз, ос. Написание соединений ое, ой, оц, ош, ощ. Написание соединений аг, аж, аз, аб, ад, ав, ас. Написание соединений ие, ий, иц, ищ. Написание соединений ел, ем, ег, еж, ез. Написание соединений яб, яр, яв, ят. Письмо трудных соединений юж, юг, юз, ют, юн. Написание соединений ль, мь, ья,ье. Написание заглавных и строчных букв в соединении. Написание соединений Оо, Сс, Ээ. Рациональные способы соединения Практика. Написание изученных элементов. 4. Подводим итоги. Теория. Списывание печатного текста. Списывание письменного текста. Письмо под диктовку букв, соединений, слов, предложений Практика. Конкурс по каллиграфии. Итоговая работа по каллиграфии. Планируемые результаты освоения программы и система их оценки Личностные, метапредметные и предметные результаты. Реализация программы кружка обеспечивает достижение учащимися начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать; обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак). Метапредметные результаты Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова; выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). Предметные результаты: - сохранять правильную посадку и положение рук при письме; правильно располагать тетрадь при письме; правильно держать ручку и карандаш; - умение ориентироваться на листе тетради; соблюдать гигиенические навыки письма; - умение создавать рисунки из геометрических фигур, по шаблону, выполнять различные способы штриховки; - формирование умений определять высоту букв, отрабатывать форму букв, способы соединения букв; - каллиграфические упражнения по предупреждению фонетико-графических, орфографических и речевых ошибок; - умение списывать с готового образца, с рукописного и печатного текста; - умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научнопознавательных, учебных и художественных произведений; - развитие орфографической зоркости учащихся; - развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения. Требования к уровню подготовки обучающихся Обучающийся научится: различать понятия «звук» и «буква», правильно называть буквы и правильно произносить звуки в слове и вне слова; определять качественную характеристику звука: гласный — согласный, гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный, согласный глухой — звонкий, парный — непарный (в объёме изученного); характеризовать, сравнивать, классифицировать звуки вне слова и в слове по заданным параметрам; понимать характеристику звука, представленную в модели (в звуком обозначении); анализировать, сравнивать, группировать слова по указанным характеристикам звуков; определять функции букв е, ё, ю, я в слове; правильно называть буквы алфавита, располагать буквы и слова по алфавиту; использовать знание алфавита при работе со словарями; находить случаи расхождения звукового и буквенного состава слов при орфоэпическом проговаривании слов учителем (моряк, ёж, лось, друг, сказка); сохранять правильную посадку и положение рук при письме; правильно располагать тетрадь при письме; правильно держать ручку и карандаш; выполнять каллиграфические упражнения по предупреждению фонетикографических, орфографических и речевых ошибок; научится определять высоту букв, отрабатывать форму букв, способы соединения букв; Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять звуко-буквенный разбор простых по составу слов с помощью заданного в учебнике алгоритма; устанавливать соотношение звукового и буквенного состава в словах с разделительным мягким знаком (ь): шью, друзья, вьюга; пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, абзацем. Характеристика организационно-педагогических условий реализации программы Основные приемы, используемые на уроках письма: 1. Показ написания буквы учителем; 2. Ведение руки ученика при написании букв; 3. Списывание с готового образца (на доске, в тетрадях, прописях); 4. Воображаемое письмо, письмо в воздухе; 5. Анализ формы букв (по зрительным и двигательным элементам); 6. Конструирование буквы из элементов шаблонов; 7. Обведение букв по шаблону. Методы и формы оценки результатов освоения программы Текущий: - прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; - пооперационный, то есть, контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; - рефлексивный, контроль, обращённый на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения; - контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом. Итоговый контроль в формах: - практические работы; - творческие работы учащихся; - конкурсы; - выставки. Самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания – незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Материально-техническое обеспечение Для качественной организации обучающего процесса в школе имеются: Учебный кабинет, оборудованный рабочими местами Компьютер Проектор Доска У учащихся на занятиях должны быть: тетрадь в косую линейку, альбом для рисования, в котором дети будут упражняться в штриховке, элементы букв. Штриховка проводится в альбоме, остальная работа проводиться в тетради в косую линейку. Учебно-методическая литература 1. Агаркова Н.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Часть1. – М.Просвещение, 2002 2. Васина В.В. Занимательное азбуковедение. М., 1994 г. 3. Васина В.В. Праздник числа. М., 1993 г. 4. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем руки – чтоб учиться писать правильно и красиво. Академия развития, 2000 г. 5. Гуткина Н.И. Диагностика умственного развития детей. М., 2000 г. 6. Лысенко О.В. Методики интенсивного обучения. Каллиграфия / Методические рекомендации для учителя. 7. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С., Бетенькова Н.М. Обучение грамоте: программа и тематическое планирование. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012. 8. Соловейчик М. С., Н. М. Бетенькова, Кузьменко Н. С., Курлыгина О. Е. Букварь «Мой первый учебник». В 2 ч. – 2011 и посл. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Дата № № Тема занятия Форма Кол проведен гру заня занятия ичес ия ппы тия тво занятия часо в Октябрь №1 1. Ориентирование на листе Практическое 1 бумаги. занятие Ученье – путь к уменью. Октябрь №1 2. Большие и малые прямые Практическое 1 наклонные линии. Прямая занятие линия с закруглением внизу. Октябрь №1 3. Прямая наклонная линия с Практическое 1 закруглением вверху. занятие Октябрь №1 4. Малая и большая прямые Практическое 1 наклонные линии с занятие закруглением вверху и внизу Ноябрь №1 5. Большой и маленький овалы. Практическое 1 Большие и малые полуовалы. занятие Ноябрь №1 6. Линия с петлёй вверху и Практическое 1 внизу. Малая и большая занятие пламевидные прямые. Петля на линии строки. Ноябрь №1 7. Группа букв: и, ш, И, Ш, п, Практическое 1 занятие р, т ,г. Ноябрь №1 8. Группа букв: л, м, Л, М, я, Я. Практическое 1 занятие Декабрь №1 9. Группа букв: у ,ц, щ, ч, Ц, Практическое 1 занятие Щ, Ч Декабрь №1 10. Группа букв: с, С, е, о, О, а, Практическое 1 занятие б,д. Декабрь №1 11. Группа букв: ь, ъ, ы ,в. Практическое 1 занятие Декабрь №1 12. Группа букв: Н, Ю, н, ю, к, Практическое 1 занятие К. Декабрь №1 13. Группа букв: В,З, з, э, Э, ж, Практическое 1 занятие Ж, х, Х, ф. Январь №1 14. Группа букв: Ф, Г, У, Т, Б, Р, Практическое 1 занятие Январь №1 15. Написание соединений ол, Практическое 1 занятие ом, оя, об, од, оф. Январь №1 16. Написание соединений ок, Практическое 1 занятие он, оп, ог, ож, оз, ос. Форма контроля/ аттестаци и Текущий Текущий Текущий Текущий Текущий Текущий Текущий Текущий Текущий Текущий Текущий Текущий Текущий Текущий Текущий Текущий Февраль №1 Февраль №1 Февраль №1 Февраль №1 Март №1 Март №1 Март Март №1 Апрель №1 Апрель №1 Апрель №1 Апрель №1 Осадчая Г.А. 17. Написание соединений ое, ой, оц, ош, ощ. 18. Написание соединений аг, аж, аз, аб, ад, ав, ас. 19. Написание соединений ие, ий, ИЦ, ИЩ. 20. Написание соединений ел, ем, ег, еж, ез. 21. Рациональные способы соединений в словах. 22. Написание соединений яб, яр, яв, ят. 23. Письмо трудных соединений юж, юг, юз, ют, юн. 24. Написание соединений ль, мь, ья,ье. 25. Написание заглавных и строчных букв. 26. Написание соединений Оо, Сс, Ээ. 27. Работа по устранению графических недочётов. 28. Конкурс по каллиграфии. Итоговая работа по каллиграфии. Осадчая Г.А. я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью МАОУ СОШ № 131 г.Екатеринбург, ул.Гаршина, 8 б, soch131@eduekb 2022.09.02 17:04: 13+05'00' Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Подведение итогов 1 Текущий 1 Текущий 1 Текущий 1 Текущий 1 Текущий 1 Текущий 1 Текущий 1 Текущий 1 Текущий 1 Текущий 1 Текущий 1 Текущий