Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее – «Программа») разработана в соответствии с нормативными документами: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее санПиН); Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особенных познавательных потребностей»); Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Устав МАОУ СОШ № 131; Положение о дополнительном образовании в МАОУ СОШ № 131. Общеразвивающая дополнительная программа для детей 5 – 6 лет «Мир открытий» имеет социально-гуманитарную направленность. Она позволяет не только обеспечить количество определенных представлений у детей, но и сформировать у них качественные мыслительные способности, а так же социализировать их. Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что в последние годы возросла потребность в эффективных методах воспитания и образования детей дошкольного и младшего школьного возраста. Данная программа предусматривает увлекательную игровую форму занятий и обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. В ходе реализации программы предусмотрены различные виды деятельности: игры, рисование, штриховка, упражнения на развитие слуховой, зрительной и двигательной памяти, поиск закономерности и т.д. 2 Необходимость объяснять свои действия заставляет детей строить умозаключения, что способствует развитию мышления и речи. Основные направления программы: всестороннее развитие личности ребенка; увеличение объема знаний; развитие основных мыслительных процессов (памяти, внимания, мышления); адаптация к новой социальной роли. Актуальность разработки данной программы: необходимость совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития, создания условий для достижения успешности всех детей; формирование общекультурной и гражданской идентичности детей (формируются основы мировосприятия ребенка, складывается система представлений о моральных нормах и правилах, обеспечивающих возможности моральной регуляции поведения и построения отношений между людьми); возрастание требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации. Цель программы – развитие личности ребенка, формирование социальных черт личности ребенка, необходимых для благополучной адаптации и социализации в школе. Задачи программы: 1. формировать различные знания об окружающем мире, стимулировать коммуникативную, познавательную, игровую активность детей в различных видах деятельности; 2. обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, развивать его положительное самоощущение; 3. развивать инициативу, любознательность, способность к творческому самовыражению; 4. развивать компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе, включать детей в различные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми); 5. формировать положительное отношение к здоровому образу жизни. Для выполнения поставленных задач программой предусмотрены следующие виды занятий: занятие-игра; занятие-путешествие; занятие-исследование; занятие-праздник; занятие-спектакль; занятие-конкурс; занятие-экскурсия; занятие-соревнование. В основу программы положены следующие принципы: 3 учет особенностей и ценностей развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений, личностная ориентированность процесса обучения и воспитания; учет потребностей возраста, опора на игровую деятельность – ведущую для этого периода развития; сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка; обеспечение необходимого уровня сформированности психических и социальных качеств ребенка, основных видов деятельности, готовности к взаимодействию с окружающим миром; обеспечение поступательности в развитии ребенка, обеспечение педагогической помощи детям с отставанием в развитии; развитие эрудиции и индивидуальной культуры восприятия и деятельности ребенка. Планирование занятий по программе «Мир открытий» Занятия организуются в общеобразовательном учреждении, два раза в неделю (3 занятия по 30 минут). В примерном планировании представлены следующие разделы: «Волшебные линии» – развитие мелкой моторики; «В мире звуков» – развитие устной речи; «Давай дружить!» – развитие языковой памяти; «Логические ступеньки» – развитие логического мышления; «Хочу все знать» – формирование представлений об окружающем мире; «Радужный калейдоскоп» – эстетическое развитие. Продолжительность обучения: 28 недель. Режим занятий: 2 раз в неделю по 3 занятия. Длительность занятий: не более 30 мин. Раздел «Волшебные линии» Программа «Волшебные линии» по развитию пальчиковой моторики предназначена для правильного развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), оказания своевременной помощи в формировании последовательной координации движений пальцев рук. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к обучению. Обычный ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь и он может приступать к приобретению навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Цель раздела – создание условий, способствующих развитию мелкой моторики рук для подготовки детей дошкольного возраста к овладению письмом. Задачи раздела: • развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук; • развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием; 4 • • • • • • развитие инициативности и самостоятельности; развитие коммуникативных способностей и социальных навыков; воспитывать в детях аккуратность, усидчивость. воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду; сохранение и укрепление здоровья ребёнка; обеспечение единства воспитательного влияния школы и семьи. Занятия будут построены таким образом, чтобы оптимально сочетать занятия в игровой форме и отдых. Предполагается использование следующих форм: беседа дидактическая игра ролевая игра физические упражнения коллективное творчество индивидуальная корректировка действий. Планируемые результаты Дети будут знать виды штриховки (простая и комбинированная); виды шнуровки (крестообразная, через край, параллельная); понятия «диагональ», «сторона», «центр», «раскрывающийся угол», «нераскрывающийся угол», «симметрия», «трафарет»; понятия «шар», «цилиндр», «куб», «диск»; Дети научатся: изготавливать поделки в технике «оригами» по образцу; пользоваться ножницами, вырезать простейшие детали по контуру; плести косички из ниток; выполнять шнуровку; вырезать симметричные детали. Содержание курса Диагностика Проведение тестирования детей для определения их развития, уровень умения работать ручкой, карандашом, манипулирование предметами, способность контролировать координацию движений пальцев рук. Пальчиковая гимнастика Пальчиковые игры, сопровождающиеся стишками и потешками; сжимание – разжимание пальцев, кулачков; напряжение-расслабление пальцев; массаж кистей рук. Оригами Простейшее понятие «оригами». Приемы складывания бумаги (пополам, вчетверо, наискосок, гармошкой). Точное соединение углов, сторон. Понятие «геометрическая фигура» (квадрат, треугольник, прямоугольник). Техника безопасности при работе с бумагой. Графические упражнения Ознакомление с различными видами штриховки, рисование по клеточкам (по образцу), графические игры (дорожки, дорисуй, обведи по контуру), работа с трафаретами, работа в тетрадях. Игры и действия с предметами 5 Практика: нанизывание бус и пуговиц; плетение косичек из ниток, различные виды шнуровки; сортировка круп; игры с массажными мячами и предметами разной фактуры. октябрь 2 3 4 декабрь ноябрь 1 2 Вводное занятие по обследованию состояния осязания и мелкой моторики рук. Самомассаж кистей рук. Ориентировка на листке. Рисование линий по образцу. Готовим руку к письму. Игры-шнуровки. Пальчиковый игротренинг. «Письмо на ладони», «Встречные колечки» Рисование разных фигур по манной крупе. Обучение самомассажу кистей рук, способствующему снятию напряжения. Рисование по точкам. «Кенгуру». 1 1 1 Практическое занятие 1 4 Штриховка в заданном направлении. Вверх-вниз. 1 1 Обучение самомассажу кистей рук, способствующему укреплению мышц рук. Рисование по точкам. «Жираф». 1 2 Штриховка в заданном направлении. Вправо-влево. 1 3 Линии. Оригами. «Кораблик». 1 1 2 фе вр ал ь 3 1 Пальчиковый игротренинг. Дорисовка предметов с использованием опорной аппликации. Обучение самомассажу кистей рук, способствующему снятию моторной напряжённости. Рисование геометрических фигур. Конструирование из геометрических фигур. Мозаика. Домашние животные. Упражнения для развития силы пальцев рук. Работа с эспандером. Работа с пуговицами. Нанизывание пуговиц на шнурок. Пальчиковый игротренинг. «Ладонь-кулак», «Перекаты» Рисование «рыбьих чешуек». Рисование по точкам. «Собака». Практическое занятие Практическое занятие 1 Рисование по фигурным линейкам. 4 Примечание (форма его проведения и т.д.) Практическое занятие Практическое занятие 1 3 5 январь ТЕМА ЗАНЯТИЯ Количеств о часов Неделя Месяц Календарно-тематическое планирование Раздел: «Волшебные линии» Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие 1 Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 6 март апрель 2 Штриховка в заданном направлении. Петли. 1 3 Линии. Оригами. «Корзинка». 1 4 Конструирование из геометрических фигур. Мозаика. Дикие животные. 1 1 Задачи со спичками. Штриховка геометрических фигур. 1 2 Рисование по точкам. «Узоры» 1 3 Выкладывание шнура по контурному изображению предмета. Штриховка по образцу. 1 4 Линии. Оригами. «Пианино». 1 5 Плетение косичек из ниток. 1 1 Нанизывание бус из бисера. 1 2 3 4 Конструирование из геометрических фигур. Мозаика. Насекомые. Задачи со спичками. Изготовление лодочки путем складывания. Итоговое занятие. Обследование состояния осязания и мелкой моторики рук. Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие 1 Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие Раздел «В мире звуков» Цель раздела – развитие речи через организацию игровой деятельности. Задачи раздела: Воспитывать у детей любовь к родному краю, истории. Развивать познавательную активность детей. Развивать фонематический слух и речь. Активизировать процесс внимания, памяти, мышления. Совершенствовать речевой аппарат. Используются дидактические игры и игровые приёмы, сюжетно-ролевые игры, игры путешествия, викторины, конкурсы в соответствии с возрастными и психологическими особенностями детей. Методическое обеспечение раздела: Формы занятий: презентация; традиционные занятия; игра – путешествие; сюжетно-ролевая игра; открытые занятия; соревнования. 7 Приёмы и методы организации учебно-воспитательного (образовательного) процесса (в рамках занятия): наглядный; практический; вербальный; репродуктивный; объяснительно- иллюстративный. Дидактический материал: таблицы; схемы; плакаты; раздаточный материал; дидактические карточки; специальная литература. Техническое оснащение занятий: декорации; телевизор; видеомагнитофон; мультимедийные материалы; аудиозаписи и видеозаписи; компьютерные программные средства. Формы подведения итогов: итоговые занятия; опрос; взаимозачёт. октябрь 2 3 ноябрь 4 1 2 ТЕМА ЗАНЯТИЯ Малые фольклорные жанры. Песенки, потешки. Русские народные сказки. «Царевна-лягушка». Буква А и звук [ а ] Русские народные сказки. «Царевна-лягушка». Буква А и звук [ а ] Слова. Звуки. Гласные и согласные звуки. Знакомство с алфавитом. Буква о и звук [о] Формирование грамматического строя речи. Овощи. Буква и и звук [ и] Количеств о часов Неделя Месяц Раздел: «В мире звуков» Примечание (форма его проведения и т.д.) 1 Практическое занятие Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 8 3 4 1 декабрь 2 3 4 5 январь 1 2 3 февраль 1 2 3 4 март 1 2 Русские народные сказки. «Сивка-Бурка». Буква у и звук [ у ] Подготовка руки к письму. Написание простых элементов. Буква н и звуки [ н, н ]. Русские народные сказки. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Чтение рассказов об осени. Обучение рассказыванию. Осень. Буква к и звуки [ к, к ] Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень» Формирование грамматического строя речи. Игрушки. Обучение рассказыванию. Д. Мамин-Сибиряк. «Про зайца длинные уши…» Буква л и звуки [ л, л ] Гласные звуки и их дифференциация. Подготовка руки к письму. Буква р и звуки [ р, р ]. Повторение звуков и букв. Подготовка руки к письму. Заучивание стихотворения А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало...» Формирование грамматического строя речи. Одежда, обувь, головные уборы. Украинская народная сказка «Хроменькая уточка» Буква в и звуки [в, в]. Обучение рассказыванию. Одежда, обувь, головные уборы. И.А. Крылов «Стрекоза и муравей». Формирование грамматического строя речи. Дом и его части. Буква е и звуки [э ]. А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Обучение рассказыванию. Дом. Буква п и звуки [п, п] Русская народная сказка «Снегурочка». Обучение рассказыванию. Зима. Буква м и звуки [м, м ] Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Первый снег» Буква з и звуки [ з, з ]. Формирование грамматического строя речи. Зимующие птицы. Формирование грамматического строя речи. Зимние развлечения. Буква д и звуки [д, д ]. В.И. Одоевский «Мороз Иванович» Обучение рассказыванию. Зимние развлечения. И.А. Крылов «Ворона и лисица». Буква г и звуки [г, г ]. Формирование грамматического строя речи. Домашние животные. Заучивание стихотворения С.А. Есенина «Береза». Буква ч и звук [ч ] Обучение рассказыванию. Домашние птицы и их детеныши. Буква ш и звук [ ш ]. С. Иванов «Каким бывает снег?» 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 9 3 Формирование грамматического строя речи. Дикие животные. С. Михалков «Ошибка». Буква е и звук [ о ] 1 Практическое занятие 4 Обучение рассказыванию. Дикие животные. Буква й и звук [ й ] 1 Практическое занятие 5 Формирование грамматического строя речи. Транспорт. 1 1 М. Михайлов «Лесные хоромы». Буква х и звук [ х ] С. Маршак «Разноцветная книга» 1 Практическое занятие Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие апрель 2 3 4 С. Аксаков «Аленький цветочек». Буква ц и звук [ ц ]. Формирование грамматического строя речи. Весна. Заучивание стихотворения Г. Новицкой «Вскрываются почки» Буква щ и звук [ щ ]. Обучение рассказыванию. Весна. Г.Х. Андерсен «Гадкий утенок». Формирование грамматического строя речи. Перелетные птицы. Раздел «Давай дружить!» Знание иностранных языков является неотъемлемым навыком в современном мире. В связи с этим возникает актуальность обучения языкам уже в дошкольном возрасте. Гибкость механизма запоминания, отсутствие языкового барьера объясняет относительную легкость осваивания иностранных языков у детей по сравнению с взрослыми. Способность усваивать информацию у детского мозга гораздо выше, чем этот показатель у взрослых. С другой стороны возникает проблема быстрой утомляемости детей этого возраста. Однако использование естественной для детей этого возраста физической, игровой и познавательной деятельности на уроках, делают возможным эффективное обучение при сохранении психического и физического здоровья детей. Цель раздела – воспитание интереса овладения иностранным языком, развитие активной и пассивной речи, правильного звукопроизношения на осознанном уровне. Задачи раздела: 1. Обучающие: создание исходной базы для развития речевых способностей; формирование навыков и умений самостоятельного решения, простейших коммуникативно-познавательных задач в устной речи; расширение с помощью английского языка представлений ребенка об окружающем их мире и о языке как средствах познания и общения. 2. Развивающие: развитие их восприятия, внимания, языковой памяти, воображения, интуитивного и логического мышления; развитие речевой культуры, а также культуры общения; развитие творческих способностей дошкольников в различных областях с использованием иностранного языка. 3. Воспитательные: воспитание у детей устойчивого интереса к изучению нового языка; 10 воспитание у дошкольников желания и умения войти в мир иной культуры. Форма обучения – игровая, любое задание превратить в интересную и выполнимую для ребенка задачу. Каждое занятие эмоционально окрашено, по содержанию занятия подобраны стихи, песенки, загадки, рифмы. Методы и приемы: 1. Работа над произношением (сказки, скороговорки, рифмовки). 2. Работа с игрушкой (диалог с игрушкой, описание игрушки). 3. Работа с картинкой (описание картинки, подвижные игры, спокойные игры, творческие игры). 4. Разучивание и декламация стихов (конкурс стихов, разучивание песен). 5. Инсценировка коротких рассказов и пьес. 6. Воспроизведение ситуативных диалогов. 7. Рассказ по картинке. 8. Изучение букв. Ожидаемые результаты Ребенок, прошедший полный курс обучения должен: понимать на слух иноязычную речь, однократно предъявляемую педагогом; выполнять просьбы педагога на английском языке; произносить короткие фразы на английском языке и знать до 30-50 слов; уметь употреблять существительные в единственном и множественном числе; уметь употреблять личные, указательные, притяжательные, неопределенные и вопросительные местоимения; уметь употреблять порядковые числительные до 10; уметь строить и произносить простое предложение. ноябрь октябрь 2 3 ТЕМА ЗАНЯТИЯ Знакомство с английским языком. Давайте познакомимся! Знакомство с английским алфавитом. Разучивание песенки «Алфавит». Количеств о часов Неделя Месяц Раздел: «Давай дружить!» Примечание (форма его проведения и т.д.) 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 4 Сказка о весёлом Язычке. Фонетическая зарядка. 1 1 Весёлые циферки. Счёт от 1 до 10. Возраст людей. 1 2 Краски золотой осени. Цвета. 1 3 Джунгли зовут! Дикие животные Африки. 1 4 Прогулка по зоопарку. 1 Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие 11 декабрь январь февраль март апрель 1 Лесные животные. Что я не умею делать. 1 2 Я умею делать ТАК! Глаголы движения. 1 3 Моя любимая еда. Продукты питания. 1 4 Поход в гипермаркет. 1 5 Рождество и Новый год. 1 1 Времена года. 12 месяцев. 1 2 Верхняя одежда. Идём в поход. 1 3 Наш разноцветный сад (овощи, фрукты). 1 1 Мы путешествуем. Транспорт. 1 2 Повторение по теме «Цветной мир». Песня про «Радугу». 1 3 В гостях у Сказки. 1 4 Действия и чувства. Звуко-буквенный кросс. 1 1 Цветик-семицветик. 1 2 На ферме. Разучивание стишков «Домашние питомцы». 1 3 Моя семья. Семейный альбом. 1 4 Вежливое слово «pleasе». 1 5 Мир вокруг нас. 1 1 Профессии людей. 1 2 Города России. Где я живу? 1 3 Путешествие по школе. 1 4 Что мы должны знать. Викторина. 1 Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Раздел «Логические ступеньки» Цель раздела: овладение детьми на элементарном уровне приёмами логического мышления, формирование основных мыслительных операций. Задачи раздела: учить сопоставлять части и целое для предметов и действий; знакомить с истинными и ложными высказываниями; учить находить ошибки в неправильной последовательности действий; 12 побуждать к самостоятельной активной деятельности; развивать умения – сравнивать, обобщать, анализировать, делать простые умозаключения; формировать умение понимать суть учебной задачи и выполнять ее самостоятельно; формировать умение планировать, осуществлять самоконтроль и самооценку; развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения; развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию. Программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир. Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Для решения этой задачи включается материал различной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимума. Работа по данной программе позволяет проводить занятия интегрированного типа, развивать мелкую моторику рук, использовать игровые формы деятельности. Дидактические игры не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей. Модифицированная программа раздела развития математических представлений учитывает возрастные и психологические особенности детей 5 – 6 лет, предусматривает 1 занятия в неделю продолжительностью 25-30 минут. Программа курса отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья. Реализация содержания настоящей модифицированной программы развития математических представлений и подготовки к школе возможна на основании учебнометодического комплекта авторов Л.Г. Петерсон и Н.П. Холиной «Раз – ступенька, два – ступенька…» (тетради на печатной основе, ч. 1-2), ориентированного на развитие мышления, творческих способностей детей, их интереса к математике. Тематический план обучения по разделу «Логические ступеньки» Наименование блоков, тем Количество часов Общие понятия Числа и операции над ними Пространственно-временные представления Геометрические фигуры и величины Итого: 8 11 3 6 28 Содержание программы раздела «Логические ступеньки» (развитие математических представлений) 13 Общие понятия (8 часов) 1. Свойство предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу. 2. Совокупности (группы) предметов или фигур, обладающим общим признаком. Составление совокупности по заданному признаку. Выделение части совокупности. 3. Сравнение двух совокупностей (групп) предметов. Обозначение отношений равенства и неравенства. 4. Установление равночисленности двух совокупностей (групп) предметов с помощью составления пар (равно – неравно, больше на… - меньше на …). 5. Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Взаимосвязь между целым и частью. 6. Начальные представления о величинах: длина, масса. Числа и операции над ними (11 часов) 1. Прямой и обратный счет в пределах 10. Порядковый и ритмический счет. 2. Образование следующего числа путем прибавления единицы. Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10 цифрами, точками на отрезке прямой. Состав чисел первого десятка. 3. Равенство и неравенство чисел. Сравнение чисел (больше на…, меньше на…) на наглядной основе. 4. Формирование представлений о сложении и вычитании чисел в пределах 10 (с использованием наглядной опоры). Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел. 5. Число 0 и его свойства. 6. Решение простых (в одно действие) задач на сложение и вычитание с использованием наглядного материала. Пространственно – временные представления (3 часа) 1. Примеры отношений: на – над – под, слева – справа – посередине, спереди – сзади, сверху – снизу. 2. Ориентировка на листе бумаги в клетку. Геометрические фигуры и величины (6 часов) 1. Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы. Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырехугольник, круг, шар. 2. Формирование представлений о точке, прямой, луче, отрезке, ломаной линии, многоугольнике, углах, о равных фигурах, замкнутых и незамкнутых линиях. К концу обучения по программе «Логические ступеньки» предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей. Обучающиеся должны иметь представление: об использовании числового отрезка для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц; об измерении длины предметов непосредственно и с помощью мерки; 14 о расположении предметов в порядке увеличения и порядке уменьшения их длины, ширины, высоты; о геометрических фигурах: квадрате, треугольнике, круге, прямоугольнике, многоугольнике, параллелепипеде, цилиндре, конусе, пирамиде; о простейших случаях разбиения фигуры на несколько частей, составления целых фигур из их частей. Знать: части суток, последовательность дней в неделе, послед-ть месяцев в году; для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа; состав чисел первого десятка; знаки >, <, = для записи сравнения; знаки +, -, = для записи сложения и вычитания; общепринятые единицы измерения величин: сантиметр, литр, килограмм. Уметь: выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей; объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым; находить части целого и целое по известным частям; считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными; сравнивать числа в пределах 10 с помощью наглядного материала; соотносить цифру с количеством предметов; выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе клетчатой бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине); продолжить заданную закономерность с 1-2 изменяющимися признаками, найти нарушение закономерности; выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 на основе предметных действий; непосредственно сравнивать предметы по длине, массе. октябрь 2 3 4 ТЕМА ЗАНЯТИЯ Свойства предметов: цвет, форма, размер, материал и др. Сравнение предметов по цвету, форме, размеру, материалу. Обозначения отношений равенства и неравенства. Сравнение Количеств о часов Неделя Месяц Раздел: «Логические ступеньки» Примечание (форма его проведения и т.д.) 1 Практическое занятие Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 15 ноябрь 1 2 3 4 1 январь декабрь 2 3 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие Число 2 и цифра 2. Пара 1 5 Формирование представлений о точке и линии 1 1 Представление об отрезке, прямой, луче. 1 2 1 февраль 1 Практическое занятие 4 3 март Отношение: часть – целое. Формирование общих представлений о сложении как объединении групп предметов в одно целое. Пространственные отношения: справа, слева, на, над, под. Установление равночисленности двух групп с помощью составления пар (больше на… - меньше на…). Формирование общих представлений о вычитании как удалении части предметов из целого. Пространственные отношения: между, посередине. Ориентировка на листе бумаги в клетку. Взаимосвязь между целым и частью. Представление: один – много. Число 1 и цифра 1. Натуральное число как результат счета и измерения. 2 Число 3 и цифра 3. Образование следующего числа путём прибавления единицы Формирование представлений о замкнутой и незамкнутой линиях. Формирование представлений о ломаной линии и многоугольнике. Число 4 и цифра 4. Сравнение чисел на наглядной основе. 3 Число 5 и цифра 5. Поиск нарушения закономерности. 1 4 Число 6 и цифра 6. Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел. 1 Практическое занятие Практическое занятие 1 Число 7 и цифра 7. Взаимосвязь между сложением и вычитанием чисел. 1 Практическое занятие 2 Число 8 и цифра 8. Название, последовательность и обозначение чисел цифрами. 1 Практическое занятие 3 Число 9 и цифра 9. Состав чисел первого десятка. 1 4 Число 0 и цифра 0. Состав чисел первого десятка. 1 5 Число 10. Представления о сложении и вычитании в пределах 10 на наглядной основе. 1 Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие 16 апрель 1 2 Знакомство с геометрическими фигурами – квадрат, прямоугольник, треугольник, круг. Конструирование фигур из палочек. Знакомство с геометрическими фигурами – шар, куб, параллелепипед. Их распознавание. 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 3 Знакомство с геометрическими фигурами – пирамида, конус, цилиндр. Их распознавание. 1 Практическое занятие 4 Итоговое занятие 1 Практическое занятие Раздел «Хочу все знать!» Цель раздела: формировать представление о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, о живой и неживой природе, о экологической культуре Задачи раздела: 1. Образовательные: расширять и углублять представления о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, о живой и не живой природе (обобщённые представления о признаках природных объектов и явлений, свойствах воды, песка, глины и камня); формировать у детей представления о правилах экологической культуры, поведения в природе. 2. Развивающие: развитие познавательных интересов, эмоционально-доброжелательного отношения, наблюдательности, нравственно – эстетических чувств к родной природе; развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса; овладение нормами и правилами поведения в окружающей природной среде. 3. Воспитательные: воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде; воспитывать желание сохранять окружающий мир природы; 4. Познавательные: познакомить детей с окружающим растительным миром; познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека. Тематический план занятий по разделу «Хочу все знать!» Наименование блоков, тем Количество часов Подготовка к путешествию Путешествие на север Путешествие в леса На каникулы в Москву 10 2 3 1 В гости к мастерам 7 17 Путешествие в дальние страны Береги природу! Итого: 1. 2. 3. 4. 5. 4 1 28 Содержание программы раздела «Хочу все знать!» Подготовка к путешествию (10 часов) Семья. Взаимоотношения в семье. Взаимопомощь в семье. Прием гостей. Приготовление праздничного стола. Правила хорошего тона. Угощение. Вредные и ядовитые вещества в доме. Огонь – друг, огонь – враг. Как спасаться от огня. Наши помощники – службы помощи. Поликлиника. Врач и больной. Поведение в гардеробе. Профессии врачей. Строение тела человека. Физкультура, спорт, здоровье. Закаливание организма. Если кто-то заболел. Магазин. Продавец и покупатель. Правила поведения в магазине. Разнообразие магазинов. Покупка товаров для путешествия. Библиотека. Библиотекарь и читатель. Правила поведения в библиотеке. Книги – наши помощники. Путешествие с помощью книг. Почта. Работники почты. Правила поведения на почте. Адрес. Как написать письмо или телеграмму. Газеты и журналы и их доставка. Знакомство со своим районом. Экскурсия по району: улицы, здания, бульвары и парки. Правила поведения на улице. Осень – время года. Признаки зимы. Подготовка растений и животных к зиме. Оседлые и перелетные птицы. Транспорт. Выбор средств передвижения. Водный, наземный и воздушный транспорт. Автомобильный и железнодорожный транспорт. Сказочный транспорт. Правила поведения в транспорте. Путешествие на север (2 часа) Северный полюс. Полярная ночь. Холод, лед. Животный мир ледовой пустыни. Сравнение погоды северных и наших широт. Календарь природы. Тундра. Погода в тундре. Вечная мерзлота. Растительный и животный мир. Жители тундры. Труд, быт, народные промыслы. Путешествие в леса (3 часа) Тайга. Погода в тайге. Растительный и животный мир. Дары леса. Лес – наше богатство. Смешанный и лиственный лес. Погода. Растительный и животный мир. Дары леса. Лес – наше богатство. Зима – время года. Признаки зимы. Звери и птицы зимой На каникулы в Москву (1 час) На каникулы в Москву. Москва – столица России. Герб и флаг России. История Москвы. Исторические названия улиц и площадей. Принципы градостроительства Москвы. Прогулки по Москве. Кремль. Большой театр. Достопримечательности столицы. В гости к мастерам (7 часов) Народные промыслы лесной зоны. Городецкая роспись 18 Золотая Хохлома. В гости к дымковским мастерам. Глиняная игрушка История русского костюма. Как одевались раньше и теперь Поездка в Филимоново. Сравнение дымковской и филимоновской игрушки Ярмарка. Одежда, игрушки, утварь Конкурс Эрудитов. Путешествие на юг (7 часов) Степи. Погода. Растительный и животный мир. Весна в степи. Труд людей в степных районах. Степь житница страны. Как родится хлеб. Возвращаемся домой. Путешествие в дальние страны (3 часа) Африка Пустыня. Тропический лес. Погода в Африке. Растения и животные Африки. Жители Африки и их быт. Заморские кушанья. 8. Береги природу! (1 час) 6. 7. Формы контроля за усвоением содержания Формы проведения в конце изучения курса Задачи представления о сезонных изменениях в природе; представления о диких, домашних животных; знания деревьев и кустарников; знание насекомых, птиц; знания об особенностях родного края; знание свойств и качеств предметов неживой природы; представления у детей о бережном отношении к природе, экологической воспитанности. ноябрь октябрь ТЕМА ЗАНЯТИЯ Количеств о часов Неделя Месяц Раздел: «Хочу все знать!» 2 Знакомство с нашими героями. Мы живем в селе. Прогулка по селу. 1 3 Моя семья. Правила хорошего тона 1 4 Какие мы 1 1 Береги себя. Если хочешь быть здоров. 1 2 Библиотека. Книги в дорогу 1 Примечание (форма его проведения и т.д.) Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие 19 декабрь январь февраль март апрель 3 «Уж небо осенью дышало». Экскурсия в осенний парк 1 4 Район, в котором ты живешь. Правила поведения на улице. 1 1 Помощники в путешествии: глобус и карта 1 2 Выбираем транспорт 1 3 Путешествие на северный полюс 1 4 Путешествие в тундру. Жители тундры 1 5 Обитатели тайги 1 1 Путешествие в смешанный лес 1 2 «Идет волшебница зима». Экскурсия в зимний парк 1 3 В гости к Городецким мастерам 1 1 Путешествие к мастерам Хохломы 1 2 На каникулы в Москву. Москва-столица России. Герб и флаг России. Театры и музеи Москвы. Улицы Москвы 1 3 В гости к дымковским мастерам 1 4 Филимоновская игрушка 1 1 История русского костюма 1 2 Ярмарка 1 3 Весна в степи. Откуда пришел хлеб 1 4 Профессии людей 1 5 Мы идем в магазин. Откуда овощи в магазине Фрукты на прилавках магазинов 1 1 Конкурс эрудитов. 1 2 Путешествие в Африку 1 3 Береги природу! 1 4 Итоговое занятие 1 Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие 20 Раздел «Радужный калейдоскоп» Цель раздела – направленное и последовательное воспитание у детей эстетической и бытовой культуры, содействие личностному росту и формирование эстетического отношения к окружающему миру средствами практической целесообразной деятельности. Задачи раздела: 1. Раскрыть природу и сущность художественного труда как творческой деятельности человека, обустраивающего быт и организующего свою жизнь по законам целесообразности, гармонии, красоты и разумного порядка. 2. Содействовать формированию эстетического отношения к труду как проявлению жизни человека во всём многообразии её граней (природной, материальной, социальной, духовной); раскрыть специфику художественного труда – единство пользы и красоты. 3. Расширить представление о видах художественно – творческой деятельности человека; знакомить с трудом народного мастера, художника – конструктора, дизайнера. 4. Расширить эстетическое восприятие, творческое воображение, латеральное мышление, универсальные художественные способности. 5. Обогащать опыт художественно – продуктивной деятельности на всех её уровнях: восприятие – исполнительство – творчество. 6. Содействовать освоению художественных техник (технологий) и общей ручной умелости на основе интеграции интеллектуальной и художественной деятельности. 7. Создать условия для полноценного личностного роста каждого ребёнка. Ведущая цель в создании условий творческого развития детей как основы личностного роста, определяющего содержание общего и художественного развития. Этой целью диктуются следующие задачи проектирования содержания художественной деятельности: инициирование процессов творческого освоения культуры детьми средствами различных видов их деятельности; развитие продуктивного воображения и основанной на нём системы творческих способностей ребёнка; развитие и поддержание у детей специфической познавательной мотивации и интеллектуальных эмоций; расширение перспективы детского развития путём включения дошкольников в развивающие формы совместной деятельности с взрослым и друг с другом. Методы и приёмы работы с детьми Методы 1. Наглядные: использование натуры рассматривание образец рассматривание картин наблюдение окружающей действительности Приёмы демонстрация предмета художественное слово указание пояснение разъяснение игровые приёмы 21 2. анализ детских работ Словесные: Беседа использование образцов художественной литературы 3. Практические: упражнение эвристический метод сюрпризный момент совет поощрение напоминание вопросы Критерии анализа и оценка детских работ: доминирование процесса над результатом, поскольку ребёнка – дошкольника в большей степени увлекает сама деятельность, нежели её продукт (рисунок, пластический образ, конструкция, инсталляция); субъективная новизна детских изображений, творческих находок и открытий в отличие от объективной новизны и социальной ценности результатов творчества; лёгкость, беглость, быстрота возникновения замыслов и в то же время их неустойчивость, быстрая смена и трансформация. Обработка данных. 1. Содержание рисунка. 2. Особенности изображения: 2.1. Передача формы: простая или сложная; передана точно, немного искажена или не удалась. 2.2. Строение предмета (части расположены верно, немного искажены или не удались. 2.3. Передача пропорций предмета (верно, нарушены, не удались). 2.4. Композиция: вытянутое, скученное или нет единства изображения; пропорциональное или непропорциональное построение (отношение по величине разных изображений); симметричное или не симметричное построение; миниатюрное или увеличенное; ритмичное, неритмичное построение; расположение отдельных изображений (по всему листу, но по полосе фризовое); количество событий, изображенных на одном листе бумаги. 2.5. Передача движений: статичная или динамичная. 2.6. Цвет: передача реальной окраски или есть от неё отклонение; преобладают насыщенные или бледные тона; многоцветная окраска или монохромная. 3. Проявление творчества в работе. 22 Самостоятельность и активность. Самостоятельность ребёнка проявляется в способности без помощи взрослого решать реальные задачи, которые возникают в реальной жизни. В художественно – продуктивных видах деятельности ребёнок сам находит способы и средства для реализации своего замысла. Самостоятельный ребёнок не боится взять на себя ответственность, может исправить допущенную ошибку. Самооценка. Ребёнок семи лет достаточно адекватно оценивает результаты своей деятельности по сравнению с другими детьми, что приводит к становлению представлений о себе и о своих возможностях. В то же время для него характерна завышенная общая самооценка, которая влияет на его положительное отношение к себе («Я не очень хорошо рисую, но я хороший»). Содержание программы и материальное обеспечение Для достижения высоких результатов, кружковая работа проводится в изостудии, где предлагается свободный выбор материалов и инструментов. Многообразие предметности определяет многообразие видов деятельности, различающихся своим содержанием. Организованная свобода позволяет развивать продуктивное воображение и творческие способности: В рисовании совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками (свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков); учить рисовать пастелью и восковыми мелками; познакомить с витражными красками; создавать условия для самостоятельного выбора художественных инструментов и материалов, в соответствии с характером и спецификой задуманного образа (для пейзажных рисунков использовать акварель или постель, для декоративного панно или орнамента – гуашь, для предварительных набросков или эскизов – уголь или простой карандаш); познакомить с нетрадиционными художественными техниками. В лепке побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирать тему, материал (глина, пластилин, солёное тесто), способы лепки (скульптурный, комбинированный, конструктивный, модульный, рельефный, папье – маше), приёмы декорирования образца. В аппликации инициировать самостоятельный выбор разных способов создания выразительного образа (обрывание, выщипывание или сминание бумажной формы для передачи фактуры, вырезание симметричное, силуэтное, модульная аппликация, свободное сочетание разных техник); усовершенствовать содержание и технику прорезного декора (снежинки, салфетки для кафе, ажурные цветы, эмблемы, символы, гербы, экслибрисы), познакомить с ленточным способом вырезания для получения многофигурных симметричных изображений (караван верблюдов, стайка рыбок, хоровод ёлочек, грибная полянка); показать способ вырезания из бумаги, сложенной несколько раз по диагонали (снежинки, цветы, звёздочки); познакомить с новыми видами аппликации из ткани, природного материала (осенних листьев, семян, соломки, бересты). Особое место в работе с детьми подготовительной к школе группе занимает дизайн – деятельность и экопластика. 23 Дизайн – это согласие художественных символов, улавливаемое нами как целостный, живой образ. С одной стороны, это деятельность, подразумевающая творческое начало и творческий подход, а с другой – нечто практичное и целесообразное, что создаётся по вполне рациональным законам. Предпосылками дизайнерского искусства являются: прежде всего, естественное стремление к прекрасному, а также желание воплощения новых и всё более современных образов; экономическая выгода, являющаяся огромным мотивом для развития дизайна. Развитие русского дизайна неразрывно связано с русской национальной культурой, историей, особенностями природно-климатических условий нашей страны. Рождение современного дизайна приходится на период появления дизайнерских школ. Существует: дизайн интерьера; дизайн одежды; дизайн книги; ландшафтный дизайн; предметный дизайн; выставочный дизайн и мн.др. Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов (игрушек, сувениров, предметов одежды и интерьера), составляющих среду для ребёнка. Продукты детского дизайн – творчества могут быть использованы детьми сразу же – в играх и в быту. Экопластика – вид детского художественного творчества, в котором художественные образы создаются из разных природных материалов. Это слово строится из двух производных слов «ЭКОЛОГИЯ» (наука о доме, как среде обитания в широком смысле этого понятия) и «ПЛАСТИКА» (динамичная форма и процесс формообразования в самом общем смысле). Термин «Экопластика» вводится в один смысловой ряд с такими понятиями, как «конструирование из природного материала», «флористика» и «дизайн». ЭКОПЛАСТИКА – это такой вид художественного творчества, в котором произведение создаётся в сотворчестве с великим художником – ПРИРОДОЙ. Художественный образ рождается на основе готовой природной формы (шишки, ветки, ракушки, пёрышки, ягоды, семечки, лепестки, листья ) и сохраняют её исходные признаки и свойства (конфигурации, цвет, фактура). Экопластика, или создание оригинальных картин и композиций из природного материала, - одно из любимейших занятий детства. Месяц Неделя Примечание (форма его проведения и т.д.) октябрь Количеств о часов Раздел: «Радужный калейдоскоп» 2 Рисование предметное. Посмотрим в окошко. 1 Практическое занятие 3 Рисование по клеткам 1 Практическое занятие ТЕМА ЗАНЯТИЯ 24 4 ноябрь 1 2 3 4 декабрь 1 2 3 4 Аппликация из овалов Посмотри вокруг. Геометрические фигуры Рисование геометрических фигур Посмотри вокруг. Геометрические фигуры Лепка объемных предметов. Необычная посуда. Рисование по представлению. Осенний лес. Лепка объемных предметов. В гостях у народных мастеров. Кружка. Лепка по схеме. Рисование по представлению. Лес, точно терем расписной. Аппликация. Осеннее дерево. Рисование по представлению. Осенний ковер шуршит под ногами Аппликация в технике обрыва. Листья осенью. 1 Практическое занятие Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 1 Практическое занятие Практическое занятие 1 Практическое занятие 1 1 Рисование по клеткам. Мои любимые игрушки 1 2 Пластилиновый рельеф. Рябина. 1 3 Рисование по клеткам. Волшебный узор. 1 1 Рисование по клеткам. Узор на ковре 1 2 Аппликация. Ваза с фруктами 1 3 Рисование цветными карандашами по замыслу Птицы, звери, люди. 1 4 Декоративное рисование. Орнамент. Грибочки. 1 1 Пластилиновый рельеф. Листик. 1 2 Лепка. Домик. 1 3 Рисование по схеме. Треугольник 1 4 Рисование по схеме. Курица. 1 5 Рисование по схеме. Ежик. 1 Пластилиновый рельеф. Кораблик. 1 ап ре ль март февраль январь 5 Путешествие в мир искусства. 1 Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие 25 2 Рисование. Симметричные и несимметричные предметы. 1 3 Декоративное рисование. Узоры на шторах. 1 4 Рисование с элементами аппликации Зимний пейзаж. 1 Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие 26 Список литературы 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. Афонькин С.Ю. Уроки оригами в школе и дома. – М.: «Фким», 2010. 207 с. Безруких М.М. Тренируем пальчики. – М.: ООО «Дрофа», 2009. Белая А.Е. Пальчиковые игры. - М.: «Астрель», 2008. Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е.. Здравствуй, мир! Пособие для дошкольников в 4-х частях. М.: Просвещение, 2002. Гаврина С.Е. Тетрадь с заданиями для развития детей. Рисуем по клеточкам. Ч1.Ч2. ип Бурдина С.В. Крупенская Н.Б. Линии. Фигуры. Точки // прописи. «РОСМЭН – ПРЕСС», 2008. Куликова И.. Мы учим английский. М.: Просвещение, 2000. Пальчиковый игротренинг http://igra.line.ru http://homes.line.ru/igra Петерсон Л.Г., Холина Н.П.. Раз – ступенька, два – ступенька… Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Изд. 3-е, доп.и перераб. – М.: Издательство «Ювента», 2008. Петерсон Л.Г., Холина Н.П.. Раз – ступенька, два – ступенька… Математика для дошкольников (ч. 1, 2). («Школа 2000…»). Развитие навыков мелкой моторики http://sunchildren.narod.ru/finemotorskills1.html Сборник игр и заданий для развития мелкой моторики. http://www.7ya.ru/article/Sbornikigr-i-zadanij-dlya-razvitiya-melkoj-motoriki-Chast-I Умные игры для умных детей. http://www.logozavr.ru/8/ Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками и развиваем речь.– Санкт – Петербург: 2010.40 с. «Школа 2000…». Математика для каждого: концепция, программы, опыт работы/ Под ред. Г.В. Дорофеева. – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2000. Штайнепрайс М. В.. Программа по обучению английскому языку «Английский язык и дошкольник» Осадчая Г.А. Осадчая Г.А. я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью МАОУ СОШ № 131 г.Екатеринбург, ул.Гаршина, 8 б, soch131@eduekb 2022.09.02 17:07: 07+05'00' 27