Оглавление 1.Целевой раздел....................................................................................................... 1.1 Пояснительная записка....................................................................................... 1.2 Цель и задачи дополнительного образования.................................................. 1.3Основные принципы………………………………………………………….. 1.4 Сроки реализации, формы, режим и структура занятий................................. 1.5Ожидаемые результаты и способы их проверки.............................................. 2. Содержательный раздел........................................................................................ 2.1 Учебно-тематический план (1 класс)................................................................. 2.2 Содержание программы (1 класс)…………………………………………….. 3. Организационный раздел……………………………………………………….. 3.1 Методическое обеспечение................................................................................ 3.2 Материально-техническое обеспечение........................................................... 4.Список литературы............................................................................................... 1.Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальногуманитарной направленности «Практикум по русскому языку» (далее – «Программа») разработана в соответствии с нормативными документами: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее санПиН); Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особенных познавательных потребностей»); Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Устав МАОУ СОШ № 131; Положение о дополнительном образовании в МАОУ СОШ № 131. Образовательная программа по предупреждению дисграфии у учащихся 1-ых классов является дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой дополнительного образования детей коррекционно-педагогической направленности. Данная рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также планируемых результатов начального общего образования, направлена на реализацию системы логопедической помощи детям с нарушениями речи, письма и чтения в освоении основной образовательной программы начального общего образования, их социальную адаптацию. Программа обеспечивает сопровождение детей с речевым недоразвитием, обучающихся в общеобразовательной школе, на логопедическом пункте (логопедический пункт – подразделение общеобразовательного учреждения, оказывающее помощь обучающимся, имеющим отклонения в развитии устной и письменной речи первичного характера, в освоении общеобразовательных программ, особенно по родному языку). Программа разработана на основе: – инструктивного письма Минобразования России от 14.12.2000 № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»; – инструктивно-методического письма «О работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б. Бессоновой (Москва, 1996 г.). По статистике, из-за определенных причин с каждым годом увеличивается количество детей с нарушениями речи. Введение новых Федеральных государственных образовательных стандартов характеризуется усилением внимания к проблемам обучения грамотному письму. Среди учащихся начальных классов распространены нарушения, связанные с овладением письмом, а также их дальнейший переход в стойкую дисграфию. Следует отметить, что недостаточное овладение навыками письма в начале школьного обучения, как отмечают логопеды, также может привести к проблемам социализации, которая в свою очередь является одной из основных задач новых стандартов образования. Категория детей с нарушением процесса письма нуждается в целенаправленной систематической коррекции. Занятия, специфически направленные на профилактику нарушений письма у детей, приобретают особую значимость в учебном процессе начальной школы. Актуальность данной программы заключается в том, что для современной общеобразовательной школы характерны специфические трудности овладения письмом некоторых категорий учащихся первых классов. Это явление не случайное. Причины уходят своими корнями в дошкольный и даже более ранний возраст. Задолго до изучения правил письма ребенок должен овладеть грамотой, то есть научиться дифференцировать звуки и буквы зрительно и на слух, а также точно копировать устную речь в условиях полного совпадения написания с произношением. К сожалению, даже это удается далеко не всем детям, и у многих из них впервые дни пребывания в школе возникают трудности на письме. Появление таких ошибок свидетельствует о неготовности ребенка к началу школьного обучения, о его недостаточной психофизиологической «зрелости». Нарушение письма никогда не возникает из «ничего», понимание этого обстоятельства уже указывает на более рациональный правильный путь коррекции с данной формой речевой патологии. Нарушение письма может быть обусловлено задержкой в формировании определённых функциональных систем, важных для освоения письменной речи. Такая задержка возникает в результате воздействия неблагоприятных факторов в разные периоды развития ребёнка. Поэтому предупреждение дисграфии должно начинаться не в школе, а в дошкольном возрасте. И основные усилия здесь должны быть направлены на устранение уже имеющихся предпосылок дисграфии. Для решения этой сложной проблемы гораздо важнее говорить о способах профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста, тем более что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить. Настоящая программа позволяет учитывать особенности речевых дефектов у учащихся 1-ых классов при различных нарушениях и проводить профилактическую коррекционную работу с учетом специфики имеющихся нарушений по следующим направлениям Развитие фонетико-фонематических функций Развитие звукобуквенного и слогового анализа и синтеза Дифференциация акустически сходных звуков и букв Дифференциация оптически сходных букв Развитие лексико-грамматического строя речи Новизна программы заключается, в том, что для решения поставленных задач используются не только классические коррекционные методики, но и современные образовательные технологии, компьютерные речевые игры. Вид программы: модифицированная Адресат программы: обучающиеся в возрасте 7 лет, средний уровень развития. Объем программы: 36 часов. Срок освоения: 24 недели. Режим занятий: 1 раз в неделю по 1,5 часа. Уровень сложности освоения содержания программы: базовый 1.2 Цель и задачи программы Цель программы - профилактика нарушений письменной речи у первоклассников, имеющих трудности при формировании коммуникативных и общеучебных умений и навыков для успешного усвоения школьной программы. Задачи программы: Образовательные -подготовить детей к знакомству с правилами фонетики русского языка. Развивающие -развивать неречевые и речевые процессы; -содействовать обогащению активного и пассивного словаря и навыков высказывания, письма, оформленного грамматически правильно. -развитие внимания и мышления; Воспитательные -формировать положительный настрой детей на занятия; - содействовать активизации коммуникативной деятельности детей; - способствовать воспитанию интереса к обучению. Коррекционные -совершенствовать фонематическое восприятие: навыки фонематического анализа, синтеза, представлений; -развивать и совершенствовать слоговой анализ и синтез; -развивать и совершенствовать оптико-кинестетические представления, зрительную и слуховую память; -формировать представление о морфологическом составе слова; -развивать лексико-грамматический строй речи. 1.3 Основные принципы, на которых построена программа: Коррекционная работа по профилактике и устранениюнарушений письма у младших школьников строится на следующих основных принципах. Принцип комплексности. Нарушения чтения и письма имеют единые механизмы и тесно связаны с нарушениями устной речи. Поэтому логопедическое воздействие охватывает весь комплекс речевых нарушений (устной речи, чтения и письма). Патогенетический принцип. Предполагает учёт механизмов нарушения письма. Во многих случаях сходные симптомы нарушений письма обусловлены различными причинами. Так, замены букв на письме могут иметь в своей основе различные патологические механизмы: недоразвитие зрительно-пространственного анализа и синтеза, неумение различать графически сходные буквы, несформированность слуховой дифференциацией фонетически близких звуков, неправильное произношение звуков. И, наконец, замены букв при письме могут происходить из-за нарушения мнестических процессов, вследствие трудностей соотнесения и закрепления связей между зрительным образом буквы и акустическим образом звука. В каждом из этих случаев система логопедической работы будет различной, так как будет направлена на преодоление различных механизмов нарушения. Принцип учёта симптоматики и степени выраженности нарушений письма. Нарушения письма различаются не только по своим механизмам, но и по симптоматике. Характер ошибок зависит также от этапа овладения этими навыками. Работа по профилактике и коррекции будет различной в зависимости от степени выраженности нарушения. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся: - системность: задания располагаются в определённом порядке – один вид деятельности сменяет другой; - принцип «спирали»: в занятиях задания повторяются; - принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются по мере их овладения. Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания. Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом «зоны ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому). Постепенное усложнение заданий и речевого материала в коррекционной работе проводится с учётом психологических особенностей детей с отставанием в развитии. Новые, более сложные задания первоначально даются на простом речевом материале. И только тогда, когда будет сформировано, автоматизировано то или иное умственное действие, можно переходить к его выполнению на более сложном речевом материале. Так, например, действие по определению звукового состава слова вначале отрабатывается на односложных словах (ус, на, дом) без стечений согласных, затем - на простых сложных словах (рама, мама), позднее на словах из 1-2 слогов со стечением согласных (стол, крыша) и т.д. Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребёнка и последовательный перевод её в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития. 1.4 Сроки реализации программы Образовательная программа рассчитана на 1 год обучения. Общая продолжительность обучения составляет 36 часов, количество недель в учебном году – 24. Программа рассчитана на детей 7 лет. Формы и режим занятий Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной. Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в учебные группы численностью от 5 - 10 человек. Занятия проводятся в течение учебного года один раз в неделю 60 минут. Структура занятия Занятия имеют определённую структуру, которая включает вводную часть, основную и заключительную. Вводная часть включает в себя упражнения для создания у учащихся определённого положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно, а также проведение артикуляционной и пальчиковой гимнастики, упражнения для глаз. «Разминка» вводной части занимает 10 минут, в течение которых в быстром темпе дети отвечают на достаточно лёгкие вопросы, которые способны вызвать интерес, и рассчитаны на сообразительность, а также направлены на актуализацию уже имеющихся у них знаний («поймай звук», «найди предмет», загадки, ребусы). Задача основной части – упражнения, направленные на профилактическую коррекционную работу с учениками. Каждое занятие, помимо изучения грамматических тем, содержит в себе лексические темы с включением в них элементов регионального компонента. Благодаря этому развивается связная речь детей. Задача заключительной части занятия состоит в подведении итогов и в самооценивании учащихся. Каждый ученик оценивает свою работу на занятии при помощи смайликов, проговаривает, что получилось выполнить успешно, а в чем возникали трудности. Ребёнок самостоятельно ищет свои ошибки, или учитель объясняет, в чём они заключаются. Так формируются навыки контроля и самоконтроля, которые делают ученика субъектом учебной деятельности. Чем чаще ученик занимается самооценкой, тем увереннее он становится субъектом обучения. Ребёнок самостоятельно ищет в своей работе ошибки, или учитель объясняет, в чём они заключаются. 1.5 Ожидаемые результаты реализации программы и способы их проверки Своевременное устранение речевой патологии у учащихся, объективная квалификация имеющихся у них дефектов устной речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появление у детей-логопатов нарушений письма и чтения (как вторичного дефекта по отношению к устной речи), но и не допустить отставания школьников при усвоении программного материала по русскому языку, а также сформировать следующие УУД: Личностные: У обучающихся будут сформированы: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; положительное отношение к логопедическим занятиям; интерес к языковой и речевой деятельности; первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке; Метапредметные: Регулятивные УУД: Обучающиеся научатся принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника – в памятках) при работе с учебным материалом; высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи; проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм); оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы. Познавательные УУД: Обучающиеся научатся целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику); работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема) под руководством учителя-логопеда; понимать текст, опираясь на содержащуюся в нём информацию, находить необходимые факты, сведения и другую информацию; преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели) в словесную форму под руководством учителя-логопеда; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку); анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя-логопеда); осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя-логопеда); делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности и др.); проводить аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя-логопеда). Коммуникативные УУД: Обучающиеся научатся слушать собеседника и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); принимать участие в диалоге; задавать вопросы, отвечать на вопросы других; принимать участие в работе парами и группами; договариваться деятельности; признавать собственное мнение; о распределении существование функций различных и точек ролей зрения; в совместной высказывать оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости. Предметные: Обучающиеся научатся Речевые: – выделять из потока устной речи отдельные предложения, определять их количество, слышать интонацию, с которой каждое произносится; – использовать средства создания выразительности: окраску голоса (интонацию), мимику; – понимать вопросы и задания, инструкции учителя; – создавать устные высказывания на основе схем, рисунков. Фонетические: – разграничивать понятия «звук» и «буква», правильно называть звуки и буквы; – выделять звуки слова и характеризовать их; выделять слоги, хорошо различать ударные и безударные гласные, парные и непарные по глухости-звонкости согласные. Языковые (грамматические и фонетико-графические): – определять границы предложений, правильно обозначать их при письме (начало – прописной буквой, конец – точкой, вопросительным или восклицательным знаком); – задавать вопросы к словам-предметам (в том числе разграничивать вопросы кто? что?), отличать от слов-предметов слова-действия и слова-признаки; – различать звуки и буквы. Выполнять звуковой анализ слов, распознавать звуки речи, выделять их из слова, давать им характеристику, определять последовательность в слове. Гигиенические, графические, орфографические: – соблюдать правила посадки за столом, положения тетради, ручки в руке; – правильно, аккуратно, разборчиво и красиво писать буквы и оформлять их соединение; – осмысленно обозначать при письме твердость и мягкость согласных; – применять правила оформления границ предложений, написание имен собственных, раздельного написания слов, а также написания букв гласных в слогах жи-ши, ча-ща, чу-щу; – писать под диктовку, списывать с печатного и письменного образца слова и предложения, применяя освоенные орфографические правила и правила переноса слов. Формы подведения итогов Оценка успешности проведённой коррекционно-развивающей работы определяется: - сравнительный анализ входящей (в начале года) и итоговой диагностики. - поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий; – косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности). 2. Содержательныйраздел 2.1 Учебно-тематический план № 1 2 3 4 Наименование разделов, тем Раздел 1. Диагностический. Раздел 2. Предложение и слово. Виды предложений. Раздел 3. Классификация слов. Раздел 4. Звуковой состав слова: гласные и Общее количество часов 1,5 Теория Практика Форма контроля/ аттестации 0 1,5 Опрос 3 1,5 1,5 3 0,75 2,25 6 1,5 4,5 Работы учащихся Тестовые работы Игры, упражнения Работы учащихся Тестовые работы Игры, упражнения Работы учащихся Тестовые работы 5 6 7 8 9 согласные звуки и буквы. Раздел 5. Слог. Деление слов на слоги. Игры, упражнения Раздел 6. Парные согласные звуки и буквы. Раздел 7. Дифференциация звуков по акустическому сходству. Раздел 8. Гласные 2-го ряда. Раздел 9. Диагностическицй ИТОГО 1,5 0,25 1,25 9 1,5 7,5 6 1 5 4,5 0,75 3,75 1,5 0 1,5 Работы учащихся Тестовые работы Игры, упражнения Работы учащихся Тестовые работы Игры, упражнения Работы учащихся Тестовые работы Игры, упражнения Работы учащихся Тестовые работы Игры, упражнения Работы учащихся Тестовые работы Игры, упражнения 36 часов 2.2 Содержание программы Раздел 1. Диагностический. Практика: обследование строения, подвижности артикуляционного аппарата, состояния звукопроизношения, слухового восприятия и дифференциации фонем, слогоритмической структуры слов, лексического запаса, грамматического строя речи, связной речи. Раздел 2. Предложение и слово. Виды предложений. Теория: понятия устная и письменная речь. Что такое слово? Что такое предложение? Виды предложений. Практика: наблюдения за темпом, силой, окраской голоса (интонацией), за мимикой и жестами как помощниками устной речи. Вычленение на слух и составление предложений; наблюдения за интонацией конца предложений. Упражнения на умение согласовывать слова в предложении. («Измени интонацию», «Составь предложение по картинке», «Найди ошибку») Раздел 3. Классификация слов. Теория: группы слов: слова-предметы, их действия, признаки. Практика: разграничение слов, постановка вопросов к словам; раздельное написание слов, использование прописной буквы в именах собственных. Упражнения, направленные на обогащение и активизацию словаря. («Угадай слово», «Подбери признак к предмету», «Найди картинки»). Раздел 4. Звуковой состав слова: гласные и согласные звуки и буквы. Теория: звуки русского языка: гласные и согласные; мягкие.Представление о слогообразующей роли гласных. согласные твердые и Практика: приемы вычленения звуков и выяснения признаков каждого; характеристика отдельных звуков. Составление слогов, фонематический анализ. Упражнения, направленные на развитие фонематического слуха («Поймай звук», «Охотники», «Игры со звуками»). Раздел 5. Слог. Деление слов на слоги. Теория: слог как минимальная произносительная единица. Гласные ударные и безударные. Смыслоразличительная и фонетическая роль ударения. Практика: выделение слогов с помощью скандирования; деление слов на слоги и подбор слов заданной слоговой структуры. Постановка ударения. («Регулировщики», «Корзиночки», «Составь слово из слогов»). Раздел 6. Парные согласные звуки и буквы. Теория: парные и непарные звуки русского языка. Изучение букв из числа тех, которые обозначают парные по глухости-звонкости согласные – Зз-Сс, Бб-Пп, Дд-Тт, Вв-Фф, ЖжШш; характеристика их сходства и отличий, артикуляторные особенности. Практика: упражнения, направленные на различение парных согласных, развитие фонематического слуха, восприятия. («Волшебный мешочек», «Отгадай букву», «Поймай звук»). Раздел 7. Дифференциация звуков по акустическому сходству. Теория: звуки, сходныепо звучанию и произношению (С-Ш, 3-Ж, Р-Л, Ч-Щ, Ц-Ч). Анализ всех акустических признаков звуков. Практика: упражнения на узнавание согласного звука в начале слова, в конце слова, в середине слова, игры на развитие фонематического слуха, восприятия. («Поймай звук», «Игры со звуками», «Исправь ошибки Незнайки»). Раздел 8. Гласные 2-го ряда. Теория: обозначение на письме мягкости йотированных букв я, е, ё, ю иметь 2 звука. согласных. Знакомство с функцией Практика: упражнения на дифференциацию гласных 2 ряда, на обозначение мягкости согласныхгласными буквами я, е, ё, ю и буквой мягкий знак. Упражнение на использование мягкого и твердого знаков на письме. («Вставь букву», «Вставь, где нужно, мягкий знак», «Расставь слова»). Раздел 9. Диагностическицй. Практика: Обследование устной и письменной речи. 3. Организационный раздел 3.1 Методическое обеспечение Способы работы с детьми, планируемые по каждому разделу: групповые, индивидуальные, парные. Конкретные формы занятий: игра, беседа, дискуссия. Содержание занятий по профилактике нарушений письма «Пишу правильно» основывается на: - анализ причин трудностей, которые испытывают младшие школьники при усвоении учебного материала; - необходимости целенаправленного формирования грамотного письма у детей младшего школьного возраста; - необходимости предотвращения перехода нарушений, связанных с овладением письмом в 1 классе в стойкую дисграфию. Анализ этих и других факторов позволил определить содержание таких занятий. Занятия проводятся в соответствии с календарно-тематическим планированием и сопровождаются разнообразными видами деятельности: речевой гимнастикой, физкультминутками, сюрпризными моментами, игровыми упражнениями и т. д. В данной системе обучения предусмотрены специальные упражнения для развития психических познавательных процессов. Дети, имеющие речевые нарушения, при обучении особо нуждаются во вспомогательных средствах, облегчающих и направляющих процесс становления связной речи. Важнейшим из таких средств является наглядность, при которой происходит речевой акт, и моделирование плана высказывания. Методика работы по данной программе предусматривает обязательное еѐ использование. Поэтапное планирование представлено перечнем конкретных тем развивающих занятий и включает содержание работы по преодолению отклонений речевого развития и психологической базы речи. 3.2 Материально-техническое обеспечение программы Занятия должны проводиться в помещении с хорошим освещением, вентиляцией. Для занятий необходимы столы и стулья, соответствующие росту детей. Каждому ребёнку необходимо иметь: простой карандаш, набор цветных карандашей, ручку, чтобы подчёркивать, рисовать, писать. № п/п 1. 3. 5. Наименование объектов и средств материально- Количество технического обеспечения 1. Печатные пособия Рабочая тетрадь. на весь класс 2. Технические средства обучения Компьютер; 1 3. Игры и игрушки Настольно-печатные игры; неограниченно Развивающие игры; 6. Компьютерные игры. 5. Оборудование кабинета Столы; Стулья; Шкафы; Компьютер; Интерактивная доска. 8 16 3 1 1 Общие рекомендации по проведению занятий * Занятия по профилактике нарушений письма могут быть эффективными только при условии их систематического проведения (как минимум 1 раз в неделю). * При проведении занятий очень важно, чтобы все учащиеся правильно понимали инструкцию. * Следует предоставлять учащимся как можно большую самостоятельность при выполнении заданий, педагог только помогает, объясняет, направляет. Обязательно обсуждать ответы учеников и вовлекать в это обсуждение всех детей. Занятия построены так, что один вид деятельности сменяется другим – это позволяет сделать работу динамичной и менее утомительной. Многие задания на занятиях повторяются на всё более усложняющемся материале. Перед каждым заданием даётся краткая инструкция, а учитель контролирует, правильно ли ребёнок его выполнил. По усмотрению учителя некоторые задания могут не ограничиваться по времени. Пусть каждый ребёнок потратит столько времени, сколько ему нужно. В следующий раз, когда он встретит задание подобного типа, он справится с ним быстрее. Все задания, представленные в пособии, допускают творческое отношение к ним учителя: изменение хода заданий в плане обогащения, усложнения процедуры выполнения; внесение дополнительных игровых моментов в ход работы. Многие задания могут вызвать затруднения, так как не встречаются в учебной деятельности, поэтому каждое досконально разбирается. 4. Список литературы 1. 2. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте.-М.: Просвещение, 1991. Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей. – М.: Просвещение, 1987. 3. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М.: Просвещение, 1972. 4. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматическойдисграфии. Конспекты занятий для логопеда. – М.: Издательство ГНОМ и Д., 2006. 5. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда. – М.: Издательство ГНОМ и Д., 2006. 6. Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопеда. – М.: Издательство ГНОМ и Д., 2006. 7. Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда. – М.: Издательство ГНОМ и Д., 2006. 8. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. – М.: Просвещение, 1995. 9. Фотекова Т.А. Тестовая диагностика младших школьников. – М.: АРКТИ, 2003. 10. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно-методическое письмо о работе учителялогопеда при общеобразовательной школе (основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: Когито-Центр, 1996. 11. Ястребова А.В. Коррекция недостатков речи у учащихся общеобразовательных школ. – М.: АРКТИ, 1997. 12. Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2000. 13. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Содержание и приемы коррекции нарушения устной и письменной речи у учащихся общеобразовательной школы. – Дефектология, 1994 №3 Дополнительное учебно-дидактическое сопровождение предмета. 1. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.: Просвещение, 1991. 2. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия. Выпуск 1. – М.: Издательство «Книголюб», 2008. 3. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформирован-ностью слухового восприятия. Выпуск 4. – М.: Издательство «Книголюб», 2008. 4. Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформирован-ностью лексикограмматической стороны речи. Выпуск 5. – М.: Издательство «Книголюб», 2008. 5. Козырева Л.М. Загадки звуков, букв, слогов. Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия развития, 2006. 6. Козырева Л.М. Тайны твёрдых и мягких согласных. Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия развития, 2003. 7. Козырева Л.М. Различаем глухие и звонкие согласные. Тетрадь для логопедических занятий. – Ярославль: Академия развития, 2006. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Дата № № Тема занятия Форма Кол Форма проведен гру заня занятия ичес контроля/ ия ппы тия тво аттестаци занятия часо и в Ноябрь №1 1. Обследование строения, Опрос, беседа 1,5 Входной подвижности артикуляционного аппарата, состояния звукопроизношения, слухового восприятия и дифференциации фонем, слогоритмической структуры слов, лексического запаса, грамматического строя речи, связной речи. Ноябрь №1 2. Речь устная и письменная. Предложение и слово. Тестовые работы, игры, упражнения 1,5 Текущий Ноябрь №1 3. Предложение (простое и распространенное) Тестовые работы, игры, упражнения 1,5 Текущий Управление беспредложное (Р.п., В.п., Д.п., Т.п.) Ноябрь №1 4. Слово, обозначающее предмет, признак предмета, действие предмета. Тестовые работы, игры, упражнения 1,5 Текущий Декабрь №1 5. Дифференциация слов, обозначающих предмет, признак предмета и действие предмета Тестовые работы, игры, упражнения 1,5 Текущий Декабрь №1 6. Звуки речевые и неречевые. Звуковой состав слова. Гласные звуки и буквы. Тестовые работы, игры, упражнения 1,5 Текущий Декабрь №1 7. Гласные 1 ряда Тестовые работы, игры, упражнения 1,5 Текущий Декабрь №1 8. Согласные звуки, буквы Тестовые работы, игры, 1,5 Текущий упражнения Декабрь №1 9. Мягкие и твердые согласные звуки. Тестовые работы, игры, упражнения 1,5 Текущий Январь №1 10. Слог. Деление слов на слоги. Тестовые работы, игры, упражнения 1,5 Текущий Январь №1 11. Звуки [3]-[3']. Буква З. Звуки [С]-[C']. Буква С. Дифференциация 3-С Тестовые работы, игры, упражнения 1,5 Текущий Январь №1 12. Звуки [Б]-[Б'], Буква Б. Тестовые работы, игры, упражнения 1,5 Текущий Тестовые работы, игры, упражнения 1,5 Текущий Тестовые работы, игры, упражнения 1,5 Текущий Тестовые работы, игры, упражнения 1,5 Текущий Тестовые работы, игры, упражнения 1,5 Текущий Тестовые работы, игры, упражнения 1,5 Текущий Тестовые работы, игры, упражнения 1,5 Текущий Звуки [П]-[П']. Буква П Дифференциация Б-П. Февраль №1 13. Звук Ж. Буква Ж. Звук Ш. Буква Ш. Дифференциация Ж-Ш. Февраль №1 14. Звуки [Д ]- [Д']. Буква Д. Звуки [Т]-[ Т']. Буква Т. Дифференциация Д- Т. Февраль №1 15. Звуки [Г}-[Г']. Буква Г. Звуки [K]-[K']. Буква К. Дифференциация Г- К. Февраль №1 16. Звуки [B]-[B'] Буква В. Звуки [Ф]-[Ф']. Буква Ф. Дифференциация В-Ф. Март №1 17. Звуки [Р]-[Р']. Буква Р. Звуки [Л]-[Л'].Буква Л. Дифференциация Р-Л. Март №1 18. Звук [ч]. Звуки [Щ]. Буква Ч. Буква Щ. Дифференциация Ч-Щ Март №1 19. Звук [Ц]. Буква Ц. Дифференциация Ц-Ч Тестовые работы, игры, упражнения 1,5 Текущий Март №1 20. Работа с текстом – перевёртышем Тестовые работы, игры, упражнения 1,5 Текущий Апрель №1 21. Гласные буквы II ряда. Тестовые работы, игры, упражнения 1,5 Текущий Апрель №1 22. Обозначение мягкости согласного буквой мягкий знак. Тестовые работы, игры, упражнения 1,5 Текущий Апрель №1 23. Разделительный Ь знак. Тестовые работы, игры, упражнения 1,5 Текущий Тестовые работы, игры, упражнения 1,5 Итоговый контроль Разделительный Ъ знак. Апрель №1 Осадчая Г.А. 24. Обследование устной и письменной речи. Осадчая Г.А. я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью МАОУ СОШ № 131 г.Екатеринбург, ул.Гаршина, 8 б, soch131@eduekb 2022.09.02 17:07: 46+05'00'