Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальногумманитарной направленности «Практикум по русскому языку» (далее – «Программа») разработана в соответствии с нормативными документами: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее санПиН); Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особенных познавательных потребностей»); Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Устав МАОУ СОШ № 131; Положение о дополнительном образовании в МАОУ СОШ № 131. Программа «Секреты грамотной речи» рассчитана на обучающихся 9-х классов общеобразовательной школы. Она дополняет программу русского языка 5-9 классов, направлена на подготовку обучающихся в соответствии с требованиями и моделями заданий ОГЭ. Отличительные особенности программы. В данной программе больше внимания уделяется обучению написания сжатого изложения. В современных программах нет законченной, логически обоснованной системы работы по обучению создания сжатых текстов. В существующих программах не определен круг специальных речевых умений, не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это вызывает необходимость создания системы работы с учащимися по подготовке к итоговой аттестации в новой форме. Курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают больше возможности попрактиковаться в написании сжатого изложения. Программа предусматривает также обучение написанию сочинения рассуждения. Данному виду работы по развитию речи в программе русского языка 5-9 класса также не уделяется достаточного внимания, и это не затрудняет подготовку учащихся к выполнению заданий 9 -1,2,3. Актуальность. Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ с точки зрения структуры, стилевой принадлежности и типа речи, средствам речевой выразительности и роли лексических и грамматических явлений в тексте. Кроме того, учащиеся получают больше возможности попрактиковаться в работе с тестовыми заданиями. Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся. Программа курса рассчитана на обучающихся 9-х классов. Вид программы: модифицированная Направленность программы: социально-гуманитарная Адресат программы: обучающиеся в возрасте 15-16 лет. К занятиям допускаются все желающие более качественно подготовиться к итоговой аттестации. Группа не более 20 человек Объем программы: 56 час. Срок освоения: 28 недель. Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 академических часа (40 минут) с перерывом на отдых Уровень сложности освоения содержания программы: базовый Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая Виды занятия: беседа, лекция, практическое занятие Формы подведения итогов: практическое занятие, беседа, тестирование Цели и задачи Цель: повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, развитие связной речи, обеспечение подготовки учащихся 9 класса к прохождению итоговой аттестации по русскому языку в форме ОГЭ. Изучение данного курса направлено на решение следующих задач: 1. Обучающие – повысить уровень знаний учащихся по определенным темам, изученным ранее. 2. Развивающие – развивать умения применять теоретические знания на практике, активизировать внимание учащихся на собственной письменной речи, научить самостоятельно систематизировать материал, выделять главное. 3. Воспитывающие – воспитывать стремление к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни, интереса к предмету, осознания необходимости изучения орфографии как основы для правильного общения в любой сфере профессиональной деятельности. 4. Практические – прививать навыки пользования различными словарями и другой справочной литературой для решения орфографических задач, применять полученные знания и умения на практике Учебно-тематический план № п/п Название раздела, темы 1. 2. 3. 4. 5. Количество часов Формы аттестации/контроля Всего Теория Практика Введение. Значение курса 2 1 1 Входной контроль Текст. Практика написания сжатого изложения Текст. Практика написания сочинения- рассуждения Задания с кратким ответом. Выполнение тестовых заданий Итоговое тестирование 8 3 5 Практическая работа 16 6 10 Практическая работа 28 10 18 Практическая работа 2 тестирование Итого 2 56 14 42 Содержание курса 1. Введение. Значение курса, его задачи. Теория. Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2020 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. Практика. Заполнение бланков экзаменационной работы. 2. Текст. Практика написания сжатого изложения. Теория. Тема. Главная мысль текста. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение. Практика. Абзацное членение текста. Выполнение заданий на разделение информации. Применение приемов сжатия текста. Написание изложения. 3. Текст. Практика написания сочинения – рассуждения. Теория. Критерии оценки задания 9-1,2.3. Структура сочинения-рассуждения. Формулировка тезиса сочинения-рассуждения. Аргументы в сочинении. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении. Критерии оценки задания 9. Практика. Написание сочинения- рассуждения 4.Задания с кратким ответом. Выполнение тестовых заданий. Теория. Понимание текста. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое значение слова. Выразительные средства. Стили речи. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Простое осложненное предложение. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения. Практика. Отработка навыков выполнения заданий. Выполнение тестовых заданий На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки). Подготовка к сжатому изложению Первая часть работы государственной итоговой аттестации в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие: умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте; умение адекватно воспринимать авторский замысел; умение вычленять главное в информации; умение сокращать текст разными способами; умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста; умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания. Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого авторский замысел будет неясен или искажён. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Поэтому первые занятия курса посвящены повторению основных понятий: текст, его признаки, микротекст, тема, микротема, проблема, основная мысль. При работе с текстами необходимо тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста. Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля речи, его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в предложенных текстах. При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия (упрощение, сокращение, обобщение). Рекомендуется брать микротексты (1 абзац) и на конкретных примерах отрабатывать приемы сжатия. Подготовка к сочинению-рассуждению Третья часть работы ОГЭ содержит творческое задание (9-1,2,3), которое проверяет коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности. Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции. Поэтому в данном курсе особое место отводится подготовке к сочинению-рассуждению. При этом необходимо остановиться на повторении понятий типы речи (повествование, описание, рассуждение), их признаках. Более подробно - на рассуждении (научном), его структуре и особенностях (лексических, морфологических, синтаксических), так как в основе собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи. Подготовка к решению тестовых заданий Вторая часть экзаменационной работы включает задания с кратким открытым ответом (задания 2 - 8). Задания проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками культурноценностных категорий этого текста, а также ориентированы на проверку орфографических знаний и умений. Задания проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами. При повторении понятий по фонетике необходимо особое внимание уделить соотношению букв и звуков в словах с разделительными знаками, с непроизносимыми согласными, а также мягким знаком, использующимся для смягчения согласных. При систематизации знаний орфографических правил в курсе отрабатываются те, которые необходимы на экзамене: правописание приставок, особенно пре- ипри- правописание суффиксов глаголов, прилагательных и наречий, правописание безударной чередующейся гласной в корне. При обобщении знаний по лексикологии рекомендуется больше работать над синонимами, их видами (стилистическими, текстовыми, смысловыми), над построением синонимических рядов (при выделении доминанты), а также выразительностью речи (метафорами, эпитетами, сравнениями). Работая по темам, связанным с синтаксисом, необходимо подбирать примеры на определение грамматической основы предложения с трудными случаями, например, когда подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, а сказуемое – составное глагольное или составное именное. Особое внимание уделить заданиям по обособленным членам предложения. В качестве учебного пособия используется для данного элективного курса учебное пособие под редакцией Н.А.Сениной «Русский язык. Подготовка к ОГЭ» Планируемые результаты освоения программы Личностными результатами освоения программы являются: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения программы по русскому являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности: аудирование и чтение: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации); • владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным); • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; • умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; • овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; говорение и письмо: • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий; оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация); • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, прочитанному, услышанному, увиденному; • владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалогпобуждение, диалог-обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка, основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; • способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и повседневной практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умения находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом, участвовать в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметными результатами освоения программы являются: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке, понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка; уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. Планируемые результаты освоения курса Устная часть экзамена по русскому языку Выпускник научится: владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников; владеть формами обработки информации исходного текста для выполнения заданий по тексту; работать заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл; совершенствовать и развивать умения конструировать устное высказывание на заданную тему или по данному фото; формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения устной речью; четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание; самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий. Сжатое изложение и сочинение-рассуждение Выпускник научится: владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников; грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля; владеть формами обработки информации исходного текста; работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл; совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в жанре сочинения-рассуждения на лингвистическую тему и по данному тексту; формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью; четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание; самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий; работать с бланками экзаменационной работы; Выпускник получит возможность научиться: использовать средства художественной выразительности в собственных текстах; Выполнение тестовых заданий (задания с кратким ответом) Выпускник научится: владеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников; работать с бланками экзаменационной работы; Выпускник получит возможность научиться: • применять при подготовке к ОГЭ цифровые средства обучения. Перечень учебно-методического обеспечения. 1. Н.А.Сенина «Русский язык. Подготовка к ОГЭ-2020» 2. ФИПИ. ГИА Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией И.П.Цыбулько./ М., Национальное образование, 2020. 3.Т.Г.Егораева. Русский язык. ГИА в новой форме. Типовые тестовые задания. 9 класс./М., «Экзамен», 2015. 4.Л.И.Сухарева «Программы элективных курсов. Русский язык. Литература. 9-11 классы. М., «Айрис Пресс». 2015г. Словари и справочники. 1. Баранов М.Т., Костяева Т.А. Русский язык. Справочные материалы. М., 2006. 2. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989. 3. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991. 4. Розенталь Д.Э. Пишите, пожалуйста, грамотно. М., 2001г. 5. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М.,1984. № п/п Месяц КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Тема занятия Количество часов Ведение. Значение курса, задачи. 2 Особенности ОГЭ по русскому языку в новой форме: цели, задачи, содержание, учебные пособия. Знакомство с демоверсией. Заполнение бланков. Текст. Сжатое изложение. Микротемы 2 текста. Приемы сжатия текста. Отработка приема исключение Текст. Сжатое изложение. Микротемы 2 текста. Приемы сжатия текста. Отработка приема упрощение. 2 Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема обобщение. Форма занятия Практическое занятие 1. Октябрь 2. Октябрь 3. Октябрь 4. Октябрь 5. ноябрь Задание 1.Отработка навыка написания сжатого изложения. 2 изложение 6. Ноябрь 2 7. Ноябрь 8. Ноябрь Задание 9.1,9.2, 9.3. Структура сочинения. Работа с бланками Задание 9.1,9.2, 9.3. Учимся формулировать тезис. Задание 9.1,9.2, 9.3. Учимся аргументировать. Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие 2 2 Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Задание 9.1,9.2, 9.3. Учимся писать вывод сочинения. Работа с бланками. 2 Практическое занятие 10. Декабрь Отработка навыка написания сочинения. 2 сочинение 11. Декабрь Отработка навыка написания сочинения. 2 сочинение 12. декабрь Типы ошибок. Фактические. Речевые и грамматические. Тестирование в формате ОГЭ (изложение, сочинение) Синтаксический анализ.. Грамматическая основа. Задание 2 Двусоставные и односоставные , полные и неполные предложения. Синтаксический анализ. Грамматическая основа. Задание 2 Пунктуационный анализ. Задание 2. Знаки препинания в простых осложненных предложениях. Пунктуационный анализ. Знаки препинания в сложносочиненном предложении, сложноподчиненном предложении. Задание 3. Синтаксический анализ. Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание). Задание 4 Орфографический анализ. Правописание приставок. Н – нн в различных частях речи. Задание 5. Орфографический анализ. Н – нн в различных частях речи. 2 Практическое занятие тест 21. Март 9. декабрь 13. январь 14. Январь 15. Январь 16. Январь 17. Февраль 2 2 Практическое занятие 2 Практическое занятие Практическое занятие 2 2 Практическое занятие 2 Практическое занятие 2 Практическое занятие 2 Практическое занятие Анализ содержания текста. Задание 6 2 22. Март Анализ средств выразительности. Задание 7 2 23. Март Анализ средств выразительности. Задание 7 2 24. Март Синонимы. Задание 8 2 25. Апрель Решение тестовых заданий в формате ОГЭ 2 26. Апрель Решение тестовых заданий в формате ОГЭ 2 Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие Практическое занятие 18. Февраль 19. Февраль 20. Февраль 27. Апрель Решение тестовых заданий в формате ОГЭ 2 28. Апрель Итоговое тестирование 2 Осадчая Г.А. Осадчая Г.А. я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью МАОУ СОШ № 131 г.Екатеринбург, ул.Гаршина, 8 б, soch131@eduekb 2022.09.02 07:50: 34+05'00' Практическое занятие Итоговое занятие