Пояснительная записка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее – «Программа») разработана в соответствии с нормативными документами: Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный Приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее санПиН); Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы); Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особенных познавательных потребностей»); Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»; Устав МАОУ СОШ № 131; Положение о дополнительном образовании в МАОУ СОШ № 131. Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно философии (включая этику), экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии. Емко и в то же время кратко представить каждую науку, ее базисные категории и научные концепции, переложив их на доступный школьнику язык - одна из базовых идей данной дисциплины. Обществознание охватывает круг вопросов по философии (этике и теории познания), экономике, социологии, психологии, политологии и праву, культурологии, раскрывает общество в единстве всех его сфер, институтов и общественных процессов – в этом и заключает актуальность данной программы. 2 Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Федерального государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса, а также реализует компетентностный подход к образованию. Вид программы – модифицированная. Адресат программы: обучающиеся возрасте от 14 до 16 лет, средний уровень развития. Объем программы: 48 часов Срок освоения: 24 недели. Режим занятий:1 раз в неделю по 2 академических часа с перерывом на отдых не менее 10 минут. Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая. Виды занятий: беседы, лекции, практические занятия, семинары, тренинги. Цель программы – подготовка обучающихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса. Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи: формировать у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; дать учащимся знания об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина; развивать умения учащимися получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; способствовать становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности; формировать у учащихся опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе. 3 Планируемые результаты освоения программы: Личностные: - формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию познавательной деятельности в группах и индивидуально; - познавательная, творческая, общественная активность; - умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения; - личная и взаимная ответственность; - готовность действия в нестандартных ситуациях. - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, -осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования; - ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; Метапредметные: - владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией; - готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе; - умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); - умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; - способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); Предметные результаты - относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; - знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; - умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; 4 - давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; - знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; - приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп; - развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин; - понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; - знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни. По итогам освоения программы обучающиеся должны: 1) распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания; 2) определять понятие, социальное явление на основе его существенного признака, предложенной характеристики; 3) распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с родовыми и исключать лишнее; 4) сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; 5) приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений, объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными нормами; 6) осуществлять поиск социальной информации в различных источниках; 7) оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук; 8) анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса; 9) применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия; 10) применять социально-гуманитарные знания в процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества; 11) формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; 12) оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм. 5 № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. Название раздела, темы Человек в современном обществе Цифровизация экономики Виды отношений в социуме Основы политологии Человек и его базовые права Институты духовной сферы Итого Учебный план Количество часов Всего Теория Практика Формы аттестации/контроля 6 2 4 Семинар, тестирование 14 6 8 Интеллектуальная игра 6 2 4 Групповой проект 4 2 2 Диспут, тестирование 8 2 6 10 4 6 Работа с нормативноправовыми документами Семинар 48 18 30 Содержание учебного плана Раздел 1. Человек в современном обществе Теория: Важнейшие социальные институты. На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе развития общества. Традиционное, индустриальное, постиндустриальное общество. Прогресс и регресс. Практика: выявление характерных черт в развитии современного общества; понимание роли социальных институтов в формировании личности; понимание отличий стадий развития общества. Раздел 2. Цифровизация экономики Теория: экономическая система, цифровая экономика, кредиты и депозиты, финансовая система, деньги, монополия, неравенство. Практика: формирование навыков рационального поведения, планирование семейного бюджета, анализ государственной политики в поддержке безработных слоев населения, формирование навыков безопасного поведения в условиях цифровой экономики. Раздел 3. Виды отношений в социуме Теория: понятие социология, бедность, богатство, этнос, нация, народ, межнациональные конфликты, межнациональные отношения Практика: умение определять свои ориентиры в обществе (горизонтальная и вертикальная социальная мобильность), понимание негативных последствий 6 межнациональных конфликтов, осознание ценности и значимости российской семьи, как ячейки общества; умение конструктивно разрешать конфликт. Раздел 4. Основы политологии Теория: понятие политология, власть, государство, политическая культура, правовая культура. Практика: понимание изменения назначения, функций и полномочий органов государственной власти, должностных лиц. Приобщение к различным формам участия гражданина в политической жизни страны. Раздел 5. Человек и его базовые права. Теория: понятие права, право на труд, семейное право, конституция, права ребенка. Практика: умение отстаивать субъективные права и нести юридические обязанности. Осознание Конституции РФ – как высшего нормативного-правого акта государства. Понимание того, что за нарушение закона, девиантного или делинквентного поведения наступает юридическая ответственность. Умение читать и понимать юридические документы (Конституция, федеральные законы и иные нормативно-правовые акты). Раздел 6. Институты духовной сферы. Теория: понятие культуры, виды и форм культуры, наука, религия, образование. Практика: умение разбираться в уровнях российского образования и определять траекторию своего обучения. Понимание религии как одной из форм культуры, толерантного отношения к окружающим. Осознание степень ответственности ученого перед обществом за свои изобретения. Понимать зависимость скорости прогресса от уровня развития системы образования Формы контроля Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков, промежуточной и итоговой аттестации учащихся: устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос; развернутый ответ по заданной теме; собеседование; тестирование); письменные виды контроля (тестирование). Материально-техническое обеспечение Учебный кабинет, оборудованный рабочими местами Компьютер Проектор Интерактивная доска Дидактические материалы Тестовые материалы 7 Список литературы Для обучающихся: 1. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Культура»: 9 кл. / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2019. – 60 с. – (Государственная итоговая аттестация – экзамен в новой форме). 2. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Политика»: 9 кл. / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2019. – 91 с. – (Государственная итоговая аттестация – экзамен в новой форме). 3. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Право»: 9 кл. / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2019. – 80 с. – (Государственная итоговая аттестация – экзамен в новой форме). 4. ГИА-2009: Экзамен в новой форме: Обществознание: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2019. – 91, [5] с. - (Федеральный институт педагогических измерений). 5. Обществознание 8-11. Мультимедийное учебное пособие для учащихся 8-11 кл. 6. Хромова, И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой «Обществознание. 9 класс». – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС»», 2020. – 88 с. Для учителя: 1. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Общество». «Духовная жизнь общества» / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2018. – 157, [3] с. – (Единый государственный экзамен). 2. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Политика» / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.: АСТ: Астрель, 2019. – 128, [1] с. – (Единый государственный экзамен). 3. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Право» / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.: АСТ: Астрель, 2019. – 191, [1] с. – (Единый государственный экзамен). 4. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Социальные отношения» / П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2019. – 155, [5] с. – (Единый государственный экзамен). 5. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Человек». «Познание» / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2019. – 158, [2] с. – (Единый государственный экзамен). 8 6. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Экономика» / П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2019. – 158, [2] с. – (Единый государственный экзамен). КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Дата № № Тема занятия Форма Кол Форма проведен гру заня занятия - во контроля/ ия ппы тия часо аттестаци занятия в и Ноябрь №1 1. Целостность и Лекция. 2 Текущий противоречивость Практическое современного мира. занятие Ноябрь №1 2. Вызовы XXI века. Лекция. 2 Текущий Практическое занятие Ноябрь №1 3. Социальные конфликты и Лекция. 2 Текущий пути их решения. Практикум Практическое решения конфликтов: занятие реформы и революции. Ноябрь №1 4. Экономические модели в прошлом и настоящем. Разбор ситуаций. Опасность монополизации. Способы борьбы с монополиями. Лекция. Практическое занятие Лекция. Практическое занятие 2 Текущий Декабрь №1 5. 2 Текущий Декабрь №1 6. Бюджетирование. Практикум составления личного бюджета. Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки. Монетарная политика государства. Решение заданий Финансовые институты. Практикум. Лекция. Практическое занятие Лекция. Практическое занятие Лекция. Практическое занятие Лекция. Практическое занятие Лекция. Практическое занятие 2 Текущий Декабрь №1 7. 2 Текущий Декабрь №1 8. 2 Текущий Декабрь №1 9. 2 Текущий Январь №1 10. Кредиты и депозиты. Деловая игра. 2 Текущий 9 Январь №1 11. Понятие социология. Социальная стратификация. Лекция. Практическое занятие Лекция. Практическое занятие Лекция. Практическое занятие Лекция. Практическое занятие Лекция. Практическое занятие Лекция. Практическое занятие Лекция. Практическое занятие 2 Текущий Январь №1 12. Этнические общности. 2 Текущий Февраль №1 Февраль №1 13. Виды взаимоотношений в многонациональном государстве 14. Понятие политология, власть. Решение заданий. 2 Текущий 2 Текущий Февраль №1 2 Текущий Февраль №1 2 Текущий Март №1 2 Текущий Март №1 Лекция. Практическое занятие Права ребенка современном Лекция. мире и Российской Практическое Федерации занятие Виды культур и их Лекция. особенности. Решение Практическое заданий. занятие Научный прогресс и его Лекция. зависимость от образования. Практическое занятие Происхождение религиозных Лекция. верований. Складывание, Практическое формирование и роль занятие мировых религий. Религиозные конфликты и Лекция. пути их конструктивного Практическое решения. Практикум занятие Итоговое занятие Подведение итогов 2 Текущий Март №1 19. 2 Текущий Март №1 20. 2 Текущий Апрель №1 21. 2 Текущий Апрель №1 22. 2 Текущий Апрель №1 23. 2 Текущий Апрель №1 24. 2 Итоговый контроль 15. Политическая и правовая культура граждан. Практикум. 16. Эволюция органов политической власти в Российской Федерации 17. Семейный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации 18. Источники права: понятие, виды, назначение 10 Осадчая Г.А. Осадчая Г.А. я подтверждаю этот документ своей удостоверяющей подписью МАОУ СОШ № 131 г.Екатеринбург, ул.Гаршина, 8 б, soch131@eduekb 2022.09.02 07:51: 08+05'00' 11