Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Человек. Государство. Общество

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее –
«Программа») разработана в соответствии с нормативными документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533
«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее санПиН);
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
 Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их
особенных познавательных потребностей»);
 Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
 Устав МАОУ СОШ № 131;
 Положение о дополнительном образовании в МАОУ СОШ № 131.
Обществознание является интегративным курсом, в котором содержатся основы
знаний целого ряда социальных и гуманитарных дисциплин, а именно философии
(включая этику), экономики, социологии, психологии, права, политологии и культурологии. Емко и в то же время кратко представить каждую науку, ее базисные категории и
научные концепции, переложив их на доступный школьнику язык - одна из базовых идей
данной дисциплины. Обществознание охватывает круг вопросов по философии (этике и
теории познания), экономике, социологии, психологии, политологии и праву,
культурологии, раскрывает общество в единстве всех его сфер, институтов и
общественных процессов – в этом и заключает актуальность данной программы.

2

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Федерального
государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по
разделам и темам курса, а также реализует компетентностный подход к образованию.
Вид программы – модифицированная.
Адресат программы: обучающиеся возрасте от 14 до 16 лет, средний уровень
развития.
Объем программы: 48 часов
Срок освоения: 24 недели.
Режим занятий:1 раз в неделю по 2 академических часа с перерывом на отдых не
менее 10 минут.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая,
групповая.
Виды занятий: беседы, лекции, практические занятия, семинары, тренинги.
Цель программы – подготовка обучающихся к государственной итоговой
аттестации по обществознанию через актуализацию знаний по основным темам курса.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 формировать у учащихся целостной картины общества, адекватной современному
уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и
среднего подросткового возраста;
 дать учащимся знания об основных сферах человеческой деятельности и о
социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений,
которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения
типичных социальных ролей человека и гражданина;
 развивать умения учащимися получать из разнообразных источников и критически
осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать
полученные данные;
 способствовать становлению социального поведения, основанного на уважении
закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и
гуманитарных
дисциплин;
формированию
способности
к
личному
самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к
высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
 формировать у учащихся опыт применения полученных знаний и умений для
определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных
задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и
общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая
отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также
в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков
других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите
правопорядка в обществе.

3

Планируемые результаты освоения программы:
Личностные:
- формирование когнитивной и коммуникативной компетенций через организацию
познавательной деятельности в группах и индивидуально;
- познавательная, творческая, общественная активность;
- умение работать в сотрудничестве с другими, отвечать за свои решения;
- личная и взаимная ответственность;
- готовность действия в нестандартных ситуациях.
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию,
-осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к
Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности;
Метапредметные:
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией;
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе;
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки
цели до получения и оценки результата);
- умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных,
социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся
реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные
способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных
ролей (производитель, потребитель и др.);
Предметные результаты
- относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук:
социологии, экономической теории, социальной психологии и философии; умение
объяснять с их позиций явления социальной действительности;
- умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно
ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
4

- давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в
современном российском обществе социальных ценностей;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли
как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила
к анализу и оценке реальных социальных ситуаций;
- приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений
для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения
типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся,
межличностных отношений, включая отношения между людьми различных
национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп;
- развитие социального кругозора и формирование познавательного интереса к изучению
общественных дисциплин;
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли
как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила
к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость
руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.
По итогам освоения программы обучающиеся должны:
1) распознавать существенные признаки понятий, характерные черты социального
объекта, элементы его описания;
2) определять понятие, социальное явление на основе его существенного признака,
предложенной характеристики;
3) распознавать понятия и их составляющие: соотносить видовые понятия с
родовыми и исключать лишнее;
4) сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;
5) приводить уместные в заданном контексте примеры социальных явлений,
объектов, деятельности людей, ситуаций, регулируемых различными социальными
нормами;
6) осуществлять поиск социальной информации в различных источниках;
7) оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения
общественных наук;
8) анализировать, классифицировать, интерпретировать имеющуюся социальную
информацию, соотносить ее со знаниями, полученными при изучении курса;
9) применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
10) применять социально-гуманитарные знания в процессе решения
познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни
человека и общества;
11) формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний
собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
12) оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм.
5

№ п/п

1.

2.
3.
4.
5.

6.

Название
раздела, темы
Человек в
современном
обществе
Цифровизация
экономики
Виды отношений
в социуме
Основы
политологии
Человек и его
базовые права
Институты
духовной сферы
Итого

Учебный план
Количество часов
Всего

Теория

Практика

Формы
аттестации/контроля

6

2

4

Семинар, тестирование

14

6

8

Интеллектуальная игра

6

2

4

Групповой проект

4

2

2

Диспут, тестирование

8

2

6

10

4

6

Работа с нормативноправовыми
документами
Семинар

48

18

30

Содержание учебного плана
Раздел 1. Человек в современном обществе
Теория: Важнейшие социальные институты.
На пути к современной цивилизации. Изменение положения человека в процессе развития
общества. Традиционное, индустриальное, постиндустриальное общество. Прогресс и
регресс.
Практика: выявление характерных черт в развитии современного общества; понимание
роли социальных институтов в формировании личности; понимание отличий стадий
развития общества.
Раздел 2. Цифровизация экономики
Теория: экономическая система, цифровая экономика, кредиты и депозиты, финансовая
система, деньги, монополия, неравенство.
Практика: формирование навыков рационального поведения, планирование семейного
бюджета, анализ государственной политики в поддержке безработных слоев населения,
формирование навыков безопасного поведения в условиях цифровой экономики.
Раздел 3. Виды отношений в социуме
Теория: понятие социология, бедность, богатство, этнос, нация, народ, межнациональные
конфликты, межнациональные отношения
Практика: умение определять свои ориентиры в обществе (горизонтальная и
вертикальная социальная мобильность), понимание негативных последствий
6

межнациональных конфликтов, осознание ценности и значимости российской семьи, как
ячейки общества; умение конструктивно разрешать конфликт.
Раздел 4. Основы политологии
Теория: понятие политология, власть, государство, политическая культура, правовая
культура.
Практика: понимание изменения назначения, функций и полномочий органов
государственной власти, должностных лиц. Приобщение к различным формам участия
гражданина в политической жизни страны.
Раздел 5. Человек и его базовые права.
Теория: понятие права, право на труд, семейное право, конституция, права ребенка.
Практика: умение отстаивать субъективные права и нести юридические обязанности.
Осознание Конституции РФ – как высшего нормативного-правого акта государства.
Понимание того, что за нарушение закона, девиантного или делинквентного поведения
наступает юридическая ответственность. Умение читать и понимать юридические
документы (Конституция, федеральные законы и иные нормативно-правовые акты).
Раздел 6. Институты духовной сферы.
Теория: понятие культуры, виды и форм культуры, наука, религия, образование.
Практика: умение разбираться в уровнях российского образования и определять
траекторию своего обучения. Понимание религии как одной из форм культуры,
толерантного отношения к окружающим. Осознание степень ответственности ученого
перед обществом за свои изобретения. Понимать зависимость скорости прогресса от
уровня развития системы образования
Формы контроля
Преобладающие формы текущего контроля знаний, умений, навыков, промежуточной и
итоговой аттестации учащихся:
 устные виды контроля (устный ответ на поставленный вопрос; развернутый ответ по
заданной теме; собеседование; тестирование);
 письменные виды контроля (тестирование).
Материально-техническое обеспечение







Учебный кабинет, оборудованный рабочими местами
Компьютер
Проектор
Интерактивная доска
Дидактические материалы
Тестовые материалы

7

Список литературы
Для обучающихся:
1. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Культура»: 9
кл. / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2019. – 60 с. – (Государственная
итоговая аттестация – экзамен в новой форме).
2. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Политика»:
9 кл. / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2019. – 91 с. – (Государственная
итоговая аттестация – экзамен в новой форме).
3. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ГИА: «Право»: 9
кл. / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2019. – 80 с. – (Государственная
итоговая аттестация – экзамен в новой форме).
4. ГИА-2009: Экзамен в новой форме: Обществознание: 9-й кл.: Тренировочные варианты
экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме
/ авт.-сост. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. – М.: АСТ: Астрель, 2019. – 91, [5] с. - (Федеральный
институт педагогических измерений).
5.

Обществознание 8-11. Мультимедийное учебное пособие для учащихся 8-11 кл.

6. Хромова, И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой
«Обществознание. 9 класс». – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС»», 2020. – 88 с.
Для учителя:
1. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Общество».
«Духовная жизнь общества» / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2018. – 157, [3] с. – (Единый
государственный экзамен).
2. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Политика» /
П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.: АСТ: Астрель, 2019. – 128, [1] с. – (Единый
государственный экзамен).
3. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Право» /
П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.: АСТ: Астрель, 2019. – 191, [1] с. – (Единый
государственный экзамен).
4. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Социальные
отношения» / П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель, 2019. – 155, [5] с. – (Единый
государственный экзамен).
5. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Человек».
«Познание» / П.А. Баранов. – М.: АСТ: Астрель, 2019. – 158, [2] с. – (Единый государственный
экзамен).

8

6. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Экономика»
/ П.А. Баранов, С.В. Шевченко. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2019. – 158, [2] с. –
(Единый государственный экзамен).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата
№
№
Тема занятия
Форма
Кол
Форма
проведен гру заня
занятия
- во контроля/
ия
ппы тия
часо аттестаци
занятия
в
и
Ноябрь
№1
1. Целостность и
Лекция.
2
Текущий
противоречивость
Практическое
современного мира.
занятие
Ноябрь
№1
2. Вызовы XXI века.
Лекция.
2
Текущий
Практическое
занятие
Ноябрь
№1
3. Социальные конфликты и
Лекция.
2
Текущий
пути их решения. Практикум Практическое
решения конфликтов:
занятие
реформы и революции.
Ноябрь

№1

4.

Экономические модели в
прошлом и настоящем.
Разбор ситуаций.
Опасность монополизации.
Способы борьбы с
монополиями.

Лекция.
Практическое
занятие
Лекция.
Практическое
занятие

2

Текущий

Декабрь

№1

5.

2

Текущий

Декабрь

№1

6.

Бюджетирование. Практикум
составления личного
бюджета.
Неравенство доходов и
экономические меры
социальной поддержки.
Монетарная политика
государства. Решение
заданий
Финансовые институты.
Практикум.

Лекция.
Практическое
занятие
Лекция.
Практическое
занятие
Лекция.
Практическое
занятие
Лекция.
Практическое
занятие
Лекция.
Практическое
занятие

2

Текущий

Декабрь

№1

7.

2

Текущий

Декабрь

№1

8.

2

Текущий

Декабрь

№1

9.

2

Текущий

Январь

№1

10. Кредиты и депозиты.
Деловая игра.

2

Текущий

9

Январь

№1

11. Понятие социология.
Социальная стратификация.

Лекция.
Практическое
занятие
Лекция.
Практическое
занятие
Лекция.
Практическое
занятие
Лекция.
Практическое
занятие
Лекция.
Практическое
занятие
Лекция.
Практическое
занятие
Лекция.
Практическое
занятие

2

Текущий

Январь

№1

12. Этнические общности.

2

Текущий

Февраль

№1

Февраль

№1

13. Виды взаимоотношений в
многонациональном
государстве
14. Понятие политология,
власть. Решение заданий.

2

Текущий

2

Текущий

Февраль

№1

2

Текущий

Февраль

№1

2

Текущий

Март

№1

2

Текущий

Март

№1

Лекция.
Практическое
занятие
Права ребенка современном Лекция.
мире и Российской
Практическое
Федерации
занятие
Виды культур и их
Лекция.
особенности. Решение
Практическое
заданий.
занятие
Научный прогресс и его
Лекция.
зависимость от образования. Практическое
занятие
Происхождение религиозных Лекция.
верований. Складывание,
Практическое
формирование и роль
занятие
мировых религий.
Религиозные конфликты и
Лекция.
пути их конструктивного
Практическое
решения. Практикум
занятие
Итоговое занятие
Подведение
итогов

2

Текущий

Март

№1

19.

2

Текущий

Март

№1

20.

2

Текущий

Апрель

№1

21.

2

Текущий

Апрель

№1

22.

2

Текущий

Апрель

№1

23.

2

Текущий

Апрель

№1

24.

2

Итоговый
контроль

15. Политическая и правовая
культура граждан.
Практикум.
16. Эволюция органов
политической власти в
Российской Федерации
17. Семейный кодекс
Российской Федерации,
Трудовой кодекс Российской
Федерации
18. Источники права: понятие,
виды, назначение

10

Осадчая Г.А.

Осадчая Г.А.
я подтверждаю этот
документ своей
удостоверяющей
подписью
МАОУ СОШ № 131
г.Екатеринбург,
ул.Гаршина, 8 б,
soch131@eduekb
2022.09.02 07:51:
08+05'00'

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».