Рабочая программа по коррекции и развитию ВПФ и ЭВС обучающихся с ТНР (вариант 5.1 и 5.2), 1-4 классы

Пояснительная записка
Рабочая программа по коррекционному курсу «Психокоррекционные
занятия» предназначена для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Вариант 5.1. и 5.2.
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия» составлен с
учетом требований ФГОС НОО ОВЗ и на основе курса «Развития
познавательных способностей» (РПС), автор Мищенкова Л.В., а также
«Психологической программы развития когнитивной сферы учащихся I-IV
классов», автора Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития
младших школьников». Курс РПС входит в число рекомендуемых в рамках
введения Федеральных Государственных Стандартов.
Цель коррекционного курса: коррекция недостатков в психическом и
(или) физическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья, оказание помощи в освоении содержания образования и
формирование готовности к продолжению образования на последующей
ступени основного общего образования.
Коррекционные задачи:
1.Осуществлятькоррекционную помощь в овладении базовым содержанием
обучения.
2.Корректировать нарушения устной речи, коррекция и профилактика
нарушении чтения и письма.
3.Развивать сознательное использование языковых средств в различных
коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных
контактов с окружающими.
4.Обеспечить обучающемуся успех в различных видах деятельности, с целью
предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного
обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с тяжелыми
нарушениями речи:
У детей с фонетико-фонематическим и фонетическим недоразвитием
речи наблюдается нарушение процесса формирования произносительной
системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения
фонем.
Отмечается
незаконченность
процессов
формирования
артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустикоартикуляторными признаками. Отличительной особенностью является
своеобразие связной речи, характеризующееся нарушениями логической
последовательности, застреванием на второстепенных деталях, пропусками
главных событий. У обучающихся отмечаются разнообразные нарушения

чтения и письма, проявляющиеся в стойких, повторяющихся, специфических
ошибках при чтении и на письме, механизм возникновения которых
обусловлен
недостаточной
сформированностью
базовых
высших
психических функций, обеспечивающих процессы чтения и письма в норме.
1.Общая характеристика коррекционного курса
Коррекционный курс «Психокоррекционные занятия» (фронтальные и
(или) индивидуальные занятия) является частью АООП НОО и способствует
комплексному
сопровождению
обучающихся
с
ограниченными
возможностями здоровья, имеющих рекомендации ПМПК: обучение по
варианту 5.1. и 5.2.
Курс «Психокоррекционные занятия» реализуется на протяжении всего
периода
начального
образования
и
позволяет
стимулировать
сенсорноперцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы,
последовательно и постепенно преодолевать разнообразные трудности
обучения и коммуникации, повышать адекватность оценки собственных
возможностей, формировать сферу жизненной компетенции обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья.
Коррекционный курс опирается на принципы коррекционноразвивающего обучения:
Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание
отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития),
профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в
развитии) иразвивающих(стимулирование, обогащение содержания
развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
Принцип единства диагностики и коррекции.Этот принцип реализуется в
двух аспектах: 1) этап комплексного диагностического обследования,
позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития,
сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого
заключения строить коррекционную работу, исходя из ближайшего
прогноза развития. 2)постоянный контроль динамики изменений
личности, поведения и деятельности, эмоциональных состояний, чувств и
переживаний ребенка, позволяющий вовремя вносить необходимые
коррективы в коррекционно-развивающую работу.
Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения
коррекционной работы через активизацию активной деятельности
каждого ученика, в ходе которой создается необходимая основа для
позитивных сдвигов в развитии личности ребенка. Коррекционное
воздействие всегда осуществляется в контексте той или иной
деятельности.

Учет индивидуальных особенностей личности позволяет наметить
программу оптимизации в пределах психофизических особенностей
каждого конкретного ребенка. Коррекционная работа должна создавать
оптимальные возможности для индивидуализации развития.
Принцип динамичности восприятиязаключается в разработке таких
заданий, при решении которых у школьника возникают какие-либо
препятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию
учащегося, раскрытию его возможностей и способностей. Каждое задание
должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень
сложности должен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет
поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость
преодоления трудностей.
Принцип продуктивной обработки информациизаключается в организации
обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса
обработки информации и тем самым развивался механизм
самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает,
чтобы проводимые игры, задания и упражнения создавали
благоприятный, эмоциональный фон, стимулировали положительные
эмоции.
2.Описание места коррекционного курса в учебном плане
Коррекционный курс в учебном плане в ФГОС НОО ОВЗ обозначен
как самостоятельный предмет, что подчеркивает его особое значение в
системе образования детей с ОВЗ. Педагог-психолог МАОУ СОШ №131 г.
Екатеринбурга данный курс реализует в рамках своих основных направлений
деятельности: психокоррекционной работы. Срок реализации курса – 4 года:
в 1 классе 33 занятия, 2-4 классах по 34 занятия, 1 раз в неделю.
Продолжительность занятия: 30 минут – в 1 классах, 40 минут – во 2-4
классах. Занятия могут проводится как индивидуально, так и в микрогруппах.
Основные виды деятельности: дидактические игры, упражнения,
арттерапевтические упражнения, психогимнастика, кинестетические и
кинезиологические упражнения, элементы групповой дискуссии, техники и
приемы саморегуляции, элементы социально-психологического тренинга.
Формы контроля: тестовые задания, диагностика.
3.Описание ценностных ориентиров содержания коррекционного
курса
Формирование психологических условий развития общения,
сотрудничества на основе:

доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к
сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней
нуждается; - уважения к окружающим – умения слушать и слышать
партнера, признать право каждого на собственное мнение и
принимать решения с учетом позиций всех участников;
Развитие
ценностно-смысловой
сферы
личности
на
основе
общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
принятия и уважения ценностей семьи и образовательного
учреждения, коллектива и общества, и стремления следовать им;
ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных
поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических
чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и
самовоспитанию, а именно:
развитие широких познавательных интересов, инициативы
и
любознательности, мотивов познания и творчества;
формирование умения учиться и способности к организации своей
деятельности (планированию, контролю, оценке);
Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как
условия ее самоактуализации:
формирование самоуважения и эмоционально-положительного
отношения к самому себе, готовности открыто выражать и отстаивать
свою позицию, критичности к своим поступкам и умения их
адекватно их оценивать;
развитие готовности к
самостоятельным
поступкам и
действиям,
ответственности за их результаты;
формирование целеустремленности и настойчивости в достижении
целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного
оптимизма.
-

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения коррекционного курса «Коррекционно-развивающие
занятия»
Личностные УУД:
Обучающийся научится:
принятию и освоению социальной роли обучающегося, формированию
и развитию социально значимых мотивов учебной деятельности;

усваивать моральные
ценности: «дружбу»,
«толерантность»,
«сопереживание», развитие эмпатии;
-понимать собственные возможности.
Обучающийся получит возможность научиться:
-выстраивать отношения со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях.
-

Метапредметные УУД:
Обучающийся научится:
-анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданными
правилами; -включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении
проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать
его.
Обучающийся получит возможность научиться:
-аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,
использовать критерии для обоснования своего суждения;
-контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Предметные УУД:
Обучающийся научится:
- уметь работать в паре, группе;
-стремиться к самопознанию и саморазвитию;
-использовать речевые средства для решения коммуникативных и
познавательных задач; - выстраивать рассуждения, отнесение к известным
понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям.
Обучающийся получит возможность научиться:
-использованию знаково-символических средств для решения задач;
-владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и
причинноследственных связей;
-осознавать и оценивать особенности своего характера как причин
успешности/неуспешности общения в школе;
- применять полученные знания, умения и навыки на практике.
6. Содержание коррекционного курса
Содержанием коррекционного курса «Психокоррекционные занятия»
является овладение навыками коммуникации: это формирование знаний
правил коммуникации и умений использовать их в актуальных для ребенка
житейских ситуациях, расширение и обогащение опыта коммуникации
ребенка в ближнем и дальнем окружении.

Важным составляющим является формирование психологических
предпосылок овладения учебной деятельностью, то есть таких
психологических качеств и умений, без которых успешно учебная
деятельность осуществляться не может. Это умение копировать образец,
заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и
слышать учителя, умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение
учитывать в своей работе заданную систему требований. Значимо развитие и
формирование психологических новообразований младшего школьного
возраста (внутреннего плана действия, т.е. умения выполнять задания в
интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами;
произвольности в управлении не только двигательными, но, главным
образом, интеллектуальными процессами — восприятием, вниманием,
научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность
поставленной задаче; рефлексии, т. е. умения осознавать свои психические
процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения,
ошибки); формирование учебной мотивации, это в целом соответствует
ФГОС НОО ОВЗ.
Большое значение придается всестороннему развитию мыслительной
деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение,
абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических
операций.
На занятиях по коррекционному курсу происходит коррекция
отдельных сторон психической деятельности и личностной сферы.
Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно – перцептивных,
мнемических
и
интеллектуальных
процессов.
Гармонизация
психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к
своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности,
формирование навыков самоконтроля.
Данный курс реализуется на доступном содержании, построенном по
принципу от простого к сложному с учётом возрастных и психических
особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи.
7.

Тематическое планирование с определением основных
видов деятельности обучающихся
Тематическое планирование
1 класс

№
п/п

Тема урока

Характеристика основных
видов деятельности
обучающихся

Колво
часов

1.

Первый раз в первый класс.
Давайте знакомиться!

Психотехнические игры и
упражнения на снятие
психоэмоционального
напряжения, развития слухового
и
зрительного
восприятия/
Рисование
настроения.

1

2.

Начальные диагностические Диагностика УУД.
исследования.
Пойми меня!
Игры на развитие
пространственного восприятия и
сенсомоторной координации
Динамическая пауза.
Графический диктант. Рисование.

1

4.

Учись слушать и
выполнять.

1

5.

Думай, анализируя!

Упражнения на развитие умений
выполнять словесные поручения
и формирование элементов
самоконтроля. Игры на развитие
слуховых ощущений.
Упражнения на развитие
мыслительных операций.
Динамическая пауза.
Графический диктант.

6.

Раскрась правильно.

1

7.

Запоминай, играя!

Развитие пространственных
представлений (усвоение
понятий
«следует за», «находится перед»,
«слева», «справа», «между»,
«сверху», «снизу»). Графический
диктант.
Развитие ориентировки на листе.
Упражнения
на
развитие
памяти. Динамическая пауза.
Графический
диктант.
Штриховка.

3.

1

1

1

8.

Эти забавные животные!

9.

Учись, рассуждая!

10.

В гостях у сказки!

11.

Мой компас!

12.

Думай, анализируя!

13.

Упражнения на развитие
зрительно – моторной
координации.
Динамическая пауза.
Графический диктант.
Упражнения на развитие
логического мышления. Поиск
закономерностей. Динамическая
пауза. Графический диктант.
Игры на совершенствование
воображения и развитие
нагляднообразного мышления.
Динамическая пауза.
Графический диктант.

1

1

1

Упражнения на развитие
концентрации внимания и
пространственного восприятия и
сенсомоторной координации.
Динамическая пауза.
Графический диктант.
Упражнения на развитие
мыслительных операций.
Динамическая пауза.
Графический диктант.

1

Запоминай, играя!

Упражнения
на
развитие
памяти. Динамическая пауза.
Графический
диктант.
Штриховка.

1

14.

Эти забавные животные!

1

15.

Учись, рассуждая!

Упражнения на развитие
зрительно– моторной
координации. Динамическая
пауза. Графический диктант.
Упражнения на развитие
логического мышления. Поиск
закономерностей. Динамическая
пауза. Графический диктант.

1

1

16.

В гостях у сказки!

Игры на совершенствование
воображения. Упражнения на
развитие наглядно-образного
мышления. Динамическая пауза.
Графический диктант.

1

17.

Мой компас!

1

18.

Самый внимательный!

19.

Управляй собой, играя!

20.

Волшебный поясок!

Упражнения на развитие
концентрации внимания и
пространственного восприятия и
сенсомоторной координации.
Динамическая пауза.
Графический диктант.
Тренировка внимания.
Упражнения на развитие
способности рассуждать.
Динамическая пауза.
Графический диктант.
Упражнения на развитие
рефлексии, саморегуляции.
Графический диктант.
Тренировка зрительной памяти.
Упражнения на развитие
мыслительных операций.
Динамическая пауза.
Графический диктант.

21.

Веселая логика!

1

22.

Сочиняем сказку!

23.

Сочиняем сказку!

Тренировка зрительной памяти.
Упражнения на развитие
мыслительных операций.
Упражнения на развитие
логического мышления, обучение
поиску закономерностей. Задания
на развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать. Динамическая пауза.
Графический диктант.
Задания на развитие логического
мышления, обучение поиску
закономерностей. Задания на
развитие аналитических
способностей и способности
рассуждать Динамическая пауза

1

1

1

1

1

Графический диктант.

24.

Деревья – характеры!

25.

По неизведанным
дорожкам…!

26.

Волшебная линия!

27.

Найди лишнее…!

28.

От слова к рассказу!

29.

Запоминаем, рисуя!

Игры на развитие воображения.
Упражнения на развитие
нагляднообразного мышления.
Динамическая пауза. Рисование.
Упражнения на развитие
пространственного восприятия и
сенсомоторной координации
Динамическая пауза. Рисование.

1

Упражнения на развитие
концентрации внимания,
пространственного восприятия и
сенсомоторной координации
Динамическая пауза. Штриховка.
Развитие логического мышления.
Обучение поиску
закономерностей Развитие
аналитических способностей и
способности рассуждать
Динамическая пауза.
Копирование.

1

Тренировка зрительной памяти.
Задания на развитие
мыслительных операций.
Динамическая пауза.
Графический диктант.
Упражнения на развитие
пространственного восприятия и
сенсомоторной координации.
Динамическая пауза.
Копирование.

1

1

1

1

30.

31.

32.
33.

Найди ошибку. Определи
фигуру.

Игры на развитие восприятия,
пространственных представлений
(определение местоположение
объекта в строке и столбце),
понятийного мышления.
Учись слушать и выполнять. Упражнения на развитие умений
выполнять словесные поручения
и формирование элементов
самоконтроля. Игры на развитие
слуховых ощущений.
Загадалки
Разнообразие игр на основе
загадок
Итоговое. Диагностика.
Диагностика УУД.
Всего занятий: 33 занятия

1

1

1
1

Тематическое планирование
2 класс
№
п/п

1.

Тема урока

Вводное занятие.

2.

Что мне в лице
твоем…

3.

Угадай слово.

4.

Найди спрятанные слова.

Характеристика основных Колво
видов деятельности
часов
обучающихся
Установление контакта,
упражнения на развитие
самоконтроля.
Психотехнические игры и
упражнения на снятие
психоэмоционального
напряжения Рисование.
Игры на развитие
концентрации внимания,
слуховой памяти,
нагляднообразного
мышления.
Шифровка.
Тренировка внимания
Упражнения на
совершенствование
мыслительных операций
Рисование по образцу.

1

1

1

1

Игры на развитие
аналитических способностей
и способности рассуждать.
Динамическая пауза.
Рисование по образцу.
Шахматисты.
Игры на тренировку памяти.
Упражнения на развитие
зрительно – моторной
координации.
Восстанови последовательность. Игры на развитие
логического мышления.
Найди общее.
Игры на развитие операций
мышления: аналогии,
способности к обобщению.

1

9.

Перепутанные
линии.

Игры на развитие зрительно
– моторной координации,
быстроты реакции.

1

10.

Исправь ошибки!

Игры
на
развитие
концентрации
внимания,
функций контроля Задания
на развитие умения решать
задачи. Шифровка.

1

11.

Расшифруй слова.

1

12.

Учусь слышать и запоминать!

Тренировка внимания
Задания на
совершенствование
мыслительных операций
Шифровка
Тренировка слуховой
памяти. Задания на
совершенствование
мыслительных операций

13.

Угадай, что изменилось!

Тренировка зрительной
памяти. Упражнения на
развитие речи, смысловой
памяти. Составление
рассказа

1

5.

6.

7.
8.

Аналогии.

1

1
1

1

14.

Обобщай, играя!

15.

Пиктограммы.

16.

Следопыты.

17.

Запоминаю, играя!

18.

Секреты памяти.

19.

Тайна лабиринта.

20.

Дополни рассказ!

21.

Дорисуй изображение!

22.

На что похоже?

23.

Зашифруй предложение.

Игры на развитие
логического мышления.
Шифровка
Упражнения на
совершенствование
воображения. Задания на
развитие операций
мышления,
комбинированной памяти.
Шифровка.
Игры на развитие быстроты
реакции. Задания на
совершенствование
мыслительных операций.
Упражнения
на
развитие вариативности
мышления,
комбинированной
памяти.
Тренировка слуховой
памяти. Задания на
совершенствование
мыслительных операций.
Тренировка зрительной
памяти. Задания на
совершенствование
мыслительных операций.
Упражнения на развитие
логического мышления,
операций анализа и синтеза.
Упражнения на развитие
воображения, творческих
способностей. Динамическая
пауза. Шифровка.
Упражнения на развитие
воображения, творческих
способностей.
Упражнения на развитие
опосредованной памяти,
наглядно-образного
мышления, слухового
восприятия.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

24.

Что изменилось?

25.

Дорисуй рисунок.

26.

Волшебный мешочек.

27.

Зашифруй предложение

28.

Найди одинаковые.

29.

Четвертый лишний.

30.

Запомни фигуры.

31.

Замри!

32.

Загадочные контуры.

Упражнения на развитие
пространственных
представлений, словесной
памяти и произвольного
внимания.
Упражнения на развитие
умения воспроизводить
образец, мышления
(процессы синтеза).
Упражнения на развитие
мышления (процессы
анализа). Задания на
развитие осязательных
ощущений.
Упражнения на развитие
опосредованной памяти,
зрительных ощущений.
Упражнения на развитие
мышления (операция
сравнения, установление
закономерностей),
зрительной
непосредственной памяти.
Упражнения на развитие
мышления (обобщение
наглядного материала,
установление
закономерностей).
Упражнения на развитие
внутреннего плана действия,
зрительной опосредованной
памяти.
Упражнения на развитие
двигательной
сферы,
произвольного внимания
(распределение),
мышления
(абстрагирование).
Упражнения на развитие
мышления (умение
сравнивать, установление

1

1

1

1

1

1

1

1

1

закономерностей).

33.

34.

Зашифруй предложение.

Упражнения на развитие
опосредованной памяти,
наглядно-образного
мышления, слухового
восприятия.
Итоговое. Диагностика.
Диагностика УУД.
Всего занятий: 34 занятия

1

1

Тематическое планирование
3 класс
№
п/п
1.

Тема урока

Вводное занятие.

2.

Как мы воспринимаем
информацию.

3.

Секреты нашей
памяти

4.

Развитие памяти.

5.

Думаем играя»

Характеристика основных Колво
видов деятельности
часов
обучающихся
Волшебный
круг.
1
Формирование
позитивного
настроя на занятие.
Кинезиологические
упражнения.
Упражнения на развитие
целостности и осознанности
восприятия, произвольного
внимания.
Упражнения на расширение
объема памяти и на развитие
зрительной памяти, слуховой
памяти.
Упражнения на развитие
мышления и речи на основе
образов.
Упражнения на развитие
аналитической
наблюдательности и
произвольного внимания.

1

1

1

1

6.

Необычное в обычном»

7.

8.

«Как Колобок превращается
в
Кубик»
Общее в различном

9.

Развиваем мышление

10.

История о человеке, который
нашел время.

11.

Когда я бываю Незнайкой.

12.

Путешествие в страну
Учебных удач.

13.

Учимся задавать вопросы.

14.

Учимся отвечать на вопросы.

15.

Когда помогает
дневник?

Упражнения на развитие
функции анализа и
аналитического сравнения.
Упражнения на развитие
произвольного внимания и
восприятия
Упражнения на развитие
мыслительных процессов:
анализ и синтез.
Упражнения на развитие
обобщения на
нагляднообразном и
вербальном уровне.
Упражнения на развитие
аналитического
мышления.
Обучение приемам
самоорганизации в
процессе учебной
деятельности.
Обучение анализу своих
трудностей. Формирование
мотивации
на
их
преодоление
Упражнения на развитие
мотивации достижения на
основе самоанализа.
Обучение приемам
постановки различных
вопросов. Упражнения на
развитие познавательной
активности.

1

Формирование умения
строить суждения как ответ
на вопрос. Упражнения на
развитие умения
ориентироваться в тексте для
ответа на вопрос.
Обучение приемам
самоанализа и

1

1

1

1

1

1

1

1

1

самоорганизации.

16.

Техника запоминания.

17.

Цепочка рассуждения.

18.

Что это?

19.

20.

21.

22.

23.

24.

Упражнения на развитие
различных видов памяти.
Упражнения на развитие
логической связной речи.

1
1

Упражнения на развитие
воображения, творческих
способностей.
Лабиринты.
Тренировка зрительной памяти.
Задания на совершенствование
мыслительных операций.
Одинаковое, разное. Не путай Упражнения на развитие
мышления (умение
цвета.
сравнивать), произвольности
движений
(помехоустойчивость).
Объедини по смыслу. Найди Упражнения на развитие
вербальной опосредованной
фигуры.
памяти, мышления
(установление
закономерностей).
Учись уменьшать и
Упражнения на развитие
пространственных
увеличивать. Объедини
представлений, вербального
пословицы.
мышления.

1

Поверни квадрат. Найди
одинаковые.

1

Упражнения на развитие
внутреннего плана действия,
мышления (операция
сравнения).
Логический квадрат. Назови
Упражнения на развитие
по порядку. Дружный хлопок. логического мышления,
произвольного внимания
(устойчивость). Игры на
развитие чувства времени.

1

1

1

1

1

25.

Составь слова. Отыщи
числа.

Упражнения на развитие
мышления (процессы синтеза),
произвольного внимания
(переключение), развитие
связной речи.
Упражнения на развитие
воображения,
пространственных
представлений, логического
мышления.

1

26.

Волшебники.

27.

Не путай цвета.

Упражнения на развитие
логического мышления,
произвольности
(помехоустойчивость
интеллектуальной
деятельности).

1

28.

Найди одинаковые.

1

29.

За одну минуту. Письмо
инопланетянина.

30.

Объедини по смыслу.

31.

Добавь слово.

32.

Нестандартные ситуации.

Упражнения на развитие
мышления (установление
закономерностей), мышления
(операция сравнения).
Упражнения на развитие
внутреннего
плана
действия, чувства времени,
опосредованной памяти,
развитие связной речи.
Упражнения на развитие
смысловой
памяти,
внутреннего плана действия.
Упражнения на развитие
слуховой памяти,
пространственных
представлений, развитие
связной речи.
Упражнения на развитие
логического мышления,
развитие умения решать
нестандартные задачи.
Динамическая пауза
(«Запрещенное движение»,
Четвертый лишний»).

1

1

1

1

1

33.
34.

Диагностические
исследования.
Диагностические
исследования.

Диагностика УУД.

1

Диагностика УУД.

1

Всего занятий: 34 занятия
Тематическое планирование
4 класс
№
п/п

Тема урока

1.

Вводное занятие.

2.

Секреты внимания!»

3.

Аналогии.

4.

Юные детективы!

5.

Маленькие секреты большой
Памяти!

Характеристика основных
видов деятельности
обучающихся
Формирование позитивного
настроя на занятие.
Упражнение «Я».
Кинезиологические
упражнения.
Упражнения на развитие
концентрации внимания.
Задания
на совершенствование
мыслительных операций
Упражнения на развитие и
коррекцию психических
функций, компонентов
деятельности,
совершенствование
психомоторики.
Задания на совершенствование
мыслительных операций.
Упражнения на развитие
аналитических способностей и
способности рассуждать.
Тренировка слуховой памяти.
Совершенствование
мыслительных операций.
Развитие связной речи.

Колво
часов
1

1

1

1

1

6.

Маленькие секреты большой
Памяти!

7.

Нестандартные ситуации.

Тренировка зрительной
памяти. Задания на
совершенствование
мыслительных операций.

1

Упражнения на развитие
логического мышления,
развитие умения решать
нестандартные задачи.
Динамическая пауза
(«Запрещенное движение»,
Четвертый лишний»).
Учусь слышать и запоминать. Упражнения на развитие
эмоционально-волевой сферы
и компонентов личности.
Учимся давать определения.
Задания на развитие
аналитического мышления.
Упражнения для развития
связной речи.
Саморегуляция.
Упражнения на снятие
напряжения.
Угадай, что изменилось.
Упражнения на развитие
внимания, мышления.
Обобщай, играя.
Упражнения на развитие
эмоционально-волевой
сферы
и
компонентов
личности.
Задания
для
развитие связной речи.

1

13.

Перепутанные
линии!

1

14.

Заверши изображение.

8.

9.

10.
11.
12.

Упражнения для развития
тонкой моторики руки и
зрительно-двигательной
координации.
Задания на совершенствование
воображения. Упражнения на
развитие наглядно-образного
мышления

1

1

1

1

1

15.

Секреты хорошего внимания.

Упражнения на развитие
скорости и концентрации
внимания. Задания на
совершенствование
мыслительных операций.

1

16.

Секреты хорошего внимания.

Упражнения на развитие
концентрации внимания,
умения решать нестандартные
задачи.

1

17.

Секреты хорошего внимания.

Тренировка
внимания
Задания
на
совершенствование
мыслительных операций.

1

18.

Психогигиена памяти.

1

19.

Психогигиена памяти.

20.

Думай, рассуждая!

21.

Я и мир вокруг нас!

22.

Кто ясно мыслит – ясно
излагает.

23.

Кто ясно мыслит – ясно
излагает.

Тренировка слуховой памяти.
Задания на совершенствование
мыслительных операций.
Тренировка зрительной
памяти. Задания на
совершенствование
мыслительных операций.
Упражнения на развитие
логического
мышления,
умения
решать
нестандартные задачи.
Психогимнастика.
Упражнения
на
развитие
пространственных
представлений.
Продолжи
слово.
Упражнения на развитие
речевого синтеза. Задания на
совершенствование
мыслительных операций.
Динамическая пауза
Упражнения на развитие
концентрации внимания,
умения решать нестандартные
задачи.
Динамическая пауза.

1

1

1

1

1

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.
34.

Кто ясно мыслит – ясно
излагает.

Упражнения на развитие
речевого синтеза. Тренировка
внимания Динамическая пауза.
Кто ясно мыслит – ясно
Упражнения на развитие
речевого синтеза. Задания на
излагает.
совершенствование
мыслительных операций.
Динамическая пауза.
Связующие цепочки.
Упражнения на развитие
логического мышления.
Развитие умения решать
нестандартные задачи.
Динамическая пауза.
Я и мир вокруг нас!
Психогимнастика. Развитие
пространственных
представлений. Продолжи
слово.
Можно ли решить задачу,
Упражнения на развитие
которая не имеет решения?
навыков построения суждения
и умозаключения. Обучение
приемам преобразования
задач.
Как съесть слона, или Учимся Задания на развитие действий
решать проблему
логического анализа и
обобщения. Обучение приемам
планирования при решении
проблемных задач.
Учимся общаться без слов.
Упражнения на развитие
невербальных средств общения
и формирования контроля
эмоциональных состояний.
Что такое классификация?
Упражнения на развитие
умений классифицировать
предметы и понятия.
За и против!
Разминка (вопросы – ответы).
Упражнения на развитие
критического мышления.
Диагностические
Диагностика УУД.
исследования.
Диагностические
Диагностика УУД.
исследования.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1
1

Всего занятий: 34 занятия

8.Описание материально-технического обеспечения
Программа по коррекционному курсу «Психокоррекционные
занятия»
№
п/п

Наименования учебно-методического и материально-технического
обеспечения образовательного процесса
Электронная продукция

1

Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших
школьников (психологическая программа развития когнитивной
сферы учащихся I – IV классов). Часть 1, часть 2. Книга для
учителя. Материалы к урокам психологического развития– 4-е
изд., стер. – М.: «Ось-89», 2008.
Литература

2

Битянова М.Р. Адаптация ребенка в школе: диагностика,
коррекция,
педагогическая
поддержка.
Методические
рекомендации. М. 1998.
Князева Т. Н. Я учусь учиться – М.: АРКТИ, 2004.
Мищенкова Л.В.: 36 занятий для будущих отличников. Задания по
развитию познавательных способностей 1-4 классы. РОСТкнига,
2014. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.
М. 2007. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В
2-х книгах. М. 2002.
Самоукина Н.В Игры в школе и дома. М. Новая школа 1993.
Печатные пособия

3

4

Карточки
Иллюстрации.
Плакаты.
Раздаточные листы.
Технические средства обучения и оборудование кабинета
Ноутбук.
Принтер.

Доска с магнитами.
Стенд для размещения творческих работ учащихся.
Стол учительский.
Ученические столы со стульями.
Игровой материал
5

Пазлы, лото, мозаика.
Дидактические и настольные игры.
Игры для развития мелкой моторики.
Су-джок.
Счетные палочки.
Песок, кинетический песок.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».