ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Развитие речи» для 5-9 классов направлена на обеспечение коррекционного воздействия на развитие учащихся с
нарушениями интеллекта.
Цель программы: создание системы комплексной помощи детям с интеллектуальными нарушениями в освоении адаптированной
основной образовательной программы основного общего образования.
Задачи программы:
создание посредством индивидуализации и дифференциации коррекционно-развивающей работы специальных условий развития и
коррекции, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с интеллектуальными нарушениями;
своевременное выявление детей с трудностями в обучении и адаптации, обусловленными недоразвитием;
осуществление индивидуально ориентированной помощи детям с интеллектуальным недоразвитием с учѐтом особенностей
физического развития, индивидуальных возможностей детей, коррекция недостатков устной и письменной речи обучающихся;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с патологией.
Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:
Соблюдение интересов ребѐнка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребѐнка с
максимальной пользой и в интересах ребѐнка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей
развития и коррекции нарушений речи детей, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля,
взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребѐнка. Для реализации этого принципа необходимо участие в
данном процессе всех участников образовательного процесса: учителя начальных классов, педагога психолога, учителя-логопеда,
дефектолога, родителей.
Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав
родителей (законных представителей) детей с интеллектуальными нарушениями выбирать формы получения детьми образования,
защищать законные права и интересы детей.
Направления работы:
определение особых образовательных потребностей детей с недостатками устной и письменной речи;
определение особенностей организации коррекционно-образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в
соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребѐнка, структурой дефекта и степенью его выраженности;
Программа коррекционной работы с детьми с УО на уровне основного общего образования включает в себя взаимосвязанные
направления. Данные направления отражают еѐ основное содержание:
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление у детей нарушений устной и письменной речи, проведение их
комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях ОУ;
коррекционно-развивающая работа обеспечивает оказание своевременной помощи в освоении содержания образования и коррекции
недостатков речевого развития и психических процессов, лежащих в основе устной и письменной речи, в условиях школьного
логопункта;
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей и их семей по вопросам реализации
дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, коррекции, развития и социализации обучающихся;
информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями
образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса: обучающимися, их
родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Характеристика содержания
Диагностическая работа включает:
своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
раннюю (с первых дней пребывания ребѐнка в ОУ) диагностику отклонений в развитии речи и выявление этиологии дефектов
речи, трудностей адаптации;
комплексный сбор сведений о ребѐнке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля
(медицинский анамнез физического и речевого развития ребенка, собеседование с родителями, наблюдения учителя);
определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося, выявление его резервных возможностей;
изучение (совместно с педагогом-психологом) развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей
обучающихся;
изучение (совместно с классным руководителем) социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребѐнка;
изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребѐнка с речевой патологией;
системный контроль педагога-психолога, учителя-логопеда и классного руководителя за уровнем и динамикой развития
ребѐнка;
анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа включает:
выбор методик, методов и приѐмов обучения и разработка оптимальной для развития ребѐнка с нарушениями речи
коррекционной программы в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
организация и проведение учителем-логопедом индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий,
необходимых для преодоления нарушений устной и письменной речи;
системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребѐнка в динамике коррекционно-образовательного процесса,
направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии речи; — коррекцию и развитие
высших психических функций, лежащих в основе устной и письменной речи;
развитие эмоционально-волевой сферы ребѐнка.
Консультативная работа включает:
выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с речевой патологией,
единых для всех участников образовательного процесса;
консультирование учителем-логопедом педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приѐмов работы с
обучающимся с речевой патологией;
консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приѐмов коррекционного обучения ребѐнка с
речевой патологией.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы,
тематические выступления), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса – обучающимся (как имеющим, так и не
имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам,
вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с особыми образовательными
потребностями.
Этапы реализации программы
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка
контингента обучающихся для учѐта уровней речевого развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей;
оценка коррекционно-образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материальнотехнической и кадровой базы ОУ.
Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является
особым образом организованный коррекционный процесс и процесс специального (логопедического) сопровождения детей с речевой
патологией.
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом
является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих программ особым образовательным
потребностям ребѐнка.
Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых
изменений в коррекционно-образовательный процесс и процесс сопровождения детей с речевой патологией, корректировка условий и форм
обучения, методов и приѐмов работы.
Механизм реализации программы
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов
образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с речевой патологией. Такое взаимодействие включает:
комплексность в определении и решении проблем ребѐнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов
разного профиля;
многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребѐнка;
составление программ по коррекции речевых нарушений обучающихся.
Консолидация усилий разных специалистов позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического
сопровождения и эффективно решать проблемы ребѐнка с речевыми нарушениями. Наиболее распространѐнные и действенные формы
организованного взаимодействия специалистов – это консилиум и психолого-логопедическое сопровождение ребенка в процессе обучения.
В качестве ещѐ одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнѐрство, которое
предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами. Социальное партнѐрство включает:
сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и
адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с особыми образовательными потребностями;
сотрудничество с родительской общественностью.
Требования к условиям реализации программы
Логопедическое обеспечение:
обеспечение оптимальных условий получения специализированной помощи в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии;
обеспечение психолого-педагогических условий (учѐт структуры и уровня речевого дефекта и индивидуальных особенностей
ребѐнка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе
информационных, компьютерных для оптимизации коррекционно-образовательного процесса, повышения его эффективности,
доступности);
обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач коррекционной работы, использование
специальных методов, приѐмов, средств обучения, коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности
детей, учѐт специфики речевого нарушения ребѐнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и
групповых коррекционных занятиях);
обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление психического здоровья,
профилактика умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).
Программно-методическое обеспечение
В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и
коррекционно-развивающий инструментарий.
Теоретической основой предлагаемой Программы является учение Л. С. Выготского, Б.Г. Ананьева о комплексном взаимодействии
анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речедвигательного) при овладении письменной речью (установление новых связей
между слышимым и произносимым словом, словом видимым и записываемым).
Содержательная часть Программы опирается на теоретические психолого- педагогические и диагностические аспекты
коррекционной педагогики разработанные Кумариной Г. Ф., Вайнер М. Э., Вьюнковой Ю. Н. и т.д.
При составлении учебной программы использованы: практические приемы по формированию функционального базиса навыков
письма и чтения (А. Н. Корнев); практические приемы коррекции письменной речи на фонетическом уровне (И. Н. Садовникова, В. И.
Городилова, Л. Н. Ефименкова, Г. Г. Мисаренко).
Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями А. В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой
(1984, 1999). Этот подход имеет не только коррекционную, но и профилактическую направленность: позволяет охватить значительное
количество учащихся, вести коррекционно- развивающую работу в следующих направлениях:
преодоление отклонений речевого развития детей (упорядочение и формирование языковых средств, необходимых для
осуществления полноценной речевой деятельности);
создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной
речи детей;
коррекционно-воспитательная работа (развитие и совершенствование психологических и коммуникативных предпосылок к
обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной
деятельности).
Программа курса «Развитие речи» для основного общего образования взаимосвязана с учебной программой по русскому языку, тем
самым занятия по коррекции речи обеспечивают:
уточнение, обогащение и активизацию словарного запаса учащихся;
овладение навыками словообразования;
формирование грамматического строя речи;
развитие связной речи (устной и письменной);
коррекцию навыков чтения и письма.
Распределение количества часов на каждый раздел курса проводится учителем-логопедом самостоятельно, исходя из возрастных
особенностей учащихся, их подготовленности и темпа усвоения материала, но в первую очередь – особенности речевых нарушений.
Ежегодно (в начале и конце учебного года) выделяется 3 недели из данного курса на обследование речи учащихся. Учитывая характер
нарушений письменной речи учащихся, учитель может выделять отдельные часы для предупреждения и преодоления дисграфии,
дизорфографии и дислексии, либо совмещать данную работу с другими видами коррекционной работы по указанным ниже разделам.
Время и место проведения: по расписанию, кабинет учителя-логопеда. Занятия проводятся как в групповой, так и в индивидуальной
форме 1 раз в неделю с соблюдением особых образовательных потребностей детей. Продолжительность групповых занятий составляет 40
мин., индивидуальных – 20 мин., в зависимости от возраста, индивидуальных особенностей детей, от тяжести речевых нарушения.
Программа построена по линейно-концентрическому принципу. Она предусматривает повторение тем, но на более высоком уровне,
что способствует закреплению речевого навыка. Некоторые темы, ввиду их особой сложности, изучаются во всех классах. Например, «Связь
слов по типу управления», «Структура сложного предложения». При таком подходе процесс осознания языковой системы и личный опыт
использования языка в определенных ситуациях общения оказываются неразрывно связанными. В целом программа содержит те языковые
факты, законы и правила, усвоение которых обеспечивает формирование умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно
говорить, слушать, писать.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
5 КЛАСС
№
занятия
1
2
Количество
часов
1
1
3
4
5
6-7
1
1
1
2
8
9
10
11
12
13
1
1
1
1
1
1
14
15
1
1
16
17
1
1
18
1
Тема занятия
Употребление существительных.
Образование существительных при помощи:
а) суффиксов – ышк-, -оньк- (-еньк-), -ушк- (-юшк-), -чик-, -щик-, -ищ-, -ечк-, -ичк-, -ец-, -иц-, -ок-, -онк-;
б) суффиксов и приставок.
Образование прилагательных при помощи суффиксов -ов-(-ев-), -лив-, - к, -ск-, -ева-, -н-.
Употребление прилагательных в прямом и переносном значении.
Употребление синонимов (прилагательных и существительных).
Образование глаголов при помощи:
а) приставок (без-бес, пре-при);
б) суффиксов;
в) приставок и суффиксов.
Использование глаголов – синонимов.
Использование антонимов.
Способы толкования лексического значения слов.
Согласование подлежащего со сказуемым, выраженным глаголом прошедшего времени.
Согласование прилагательного с существительным.
Структура простого распространенного предложения (смысловые
и грамматические отношения
между словами. Границы предложений.)
Структура простого распространенного предложения (Полнота, завершенность предложений. Порядок слов)
Структура предложений с однородными членами предложения. (Смысловые и грамматические отношения
между словами).
Структура предложений с однородными членами предложения. (Границы предложений.).
Структура предложений с однородными членами предложения. (Употребление союзов И, А, НО. Порядок слов
в предложении. Конструирование предложений).
Структура сложных предложений (союзы как средство связи между частями сложного предложения.)
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31-32
33-34
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
2
Структура сложных предложений (конструирование сложных предложений)
Понятие о тексте.
Тема текста.
Главная мысль текста.
Простой план.
Последовательность предложений в тексте.
Лексические средства связи между предложениями.
Лексические средства связи между предложениями.
Повествование.
Описание предмета.
Описание животного.
Описание комнаты.
Рассуждение.
Сочинение-описание.
6 КЛАСС
№
занятия
1
Количество
часов
1
2
1
3
4
1
1
5
6
7
8
9
10
11
12
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
1
15
16
17
18
19
20
1
1
1
1
1
1
Тема занятия
Употребление существительных. Образование существительных при помощи суффиксов (-онк-, -ость-, -изн-, ищ-, -ени-, -ни-).
Употребление существительных. Сложные существительные. Употребление сложных существительных в
речи.
Употребление существительных. Работа над синонимами.
Употребление прилагательных. Образование прилагательных суффиксальным способом (-ан- (-ян-), -ск-, -к, чат-, -лив-, -чив-);
Образование прилагательных префиксальным способом (пре-, при-);
Сложные прилагательные. Работа над синонимами.
Выявление, подбор и употребление эпитетов;
Образование и употребление степеней сравнения прилагательных.
Образование видо-временных форм глагола.
Употребление видо-временных форм глагола. Глаголы – синонимы.
Употребление в речи сравнений.
Работа над точностью употребления слов, лексической сочетаемостью.
Грамматическая связь между словами по типу управления. Употребление предлогов как средства связи между
словами.
Структура предложений с однородными членами предложения. (Границы предложений. Союзы
как
средство связи между однородными членами. Конструирование предложений.)
Употребление предложений с однородными членами в связном тексте.
Согласование числительного с существительным.
Употребление числительных в разных падежных формах.
Структура сложных предложений.
Синонимия предложений.
Повторение изученного о тексте и его частях.
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33-34
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
Понятия о художественных стилях речи.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность предложений в тексте.
Лексические средства связи между предложениями.
Морфологические средства связи между предложениями.
Описание интерьера комнаты.
Описание интерьера гостиницы.
Описание пейзажа.
Собирание материалов к сочинению.
Сложный план.
Ответы – рассуждения.
Ответы – рассуждения. Сочинение – рассуждение.
Сочинение – рассуждение.
7 КЛАСС
№
занятия
1-2
Количество
часов
2
3
4
5
6
7
8
1
1
1
1
1
1
9
10
11
1
1
1
12
1
13
1
14
1
15
16
17
18
1
1
1
1
Тема занятия
Образование причастий при помощи суффиксов -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ-), -вш-, -ш-, -ом-, -ем-, -им-, -нн-, -енн-, тУпотребление причастий в словосочетаниях, предложениях, текстах.
Синонимы причастий.
Образование деепричастий при помощи суффиксов: -а- (-я-); -в-, -вши-.
Употребление деепричастий в словосочетаниях, предложениях, текстах.
Работа над употреблением паронимов.
Работа над лексическими ошибками:
а) точность употребления;
б) лексическая сочетаемость;
в) тавтология;
г) синонимы.
Употребление в речи слов с переносным значением.
Согласование причастий с существительными.
Структура предложений, осложненных причастным оборотом (смысловые и грамматические связи между
словами.)
Структура предложений, осложненных причастным оборотом (Конструирование предложений с причастным
оборотом. Порядок слов в предложении.)
Структура
предложений,
осложненных
деепричастным
оборотом. (Смысловые и
грамматические связи между словами.)
Структура
предложений,
осложненных
деепричастным
оборотом.
(Конструирование предложений. Порядок слов в предложении.)
Употребление местоимений в различных падежных формах.
Замена существительных и прилагательных местоимениями.
Связь слов в предложении. (Закрепление изученного.)
Синонимия предложения.
19
20
21
22
23-24
25
26
27
28
29-30
31-32
33-34
1
1
1
1
2
1
1
1
1
2
2
2
Повторение пройденного о тексте и его частях, о разговорном, научном стилях речи.
Повторение пройденного о тексте и его частях, официально-деловом и художественных стилях речи.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность предложений в тексте.
Грамматические средства связи.
Описание внешнего вида человека (по картине).
Описание внешнего вида человека (по личным впечатлениям).
Характеристика литературного героя.
Характеристика сказочного героя.
Сочинение-рассуждение на материале жизненного опыта учащихся.
Простой и сложный план.
Сочинение-повествование на основе данного сюжета.
8 КЛАСС
№
занятия
1
Количество
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
1
1
1
1
1
1
1
9
1
10
11
12
13
14
15
16
17
1
1
1
1
1
1
1
1
18
19
20
21
1
1
1
1
Тема занятия
Образование
наречий. Наречия,
образованные
от прилагательных
при помощи
суффиксов: -о-, -е-.
Наречия, образованные от кратких прилагательных с предлогами.
Наречия, образованные при помощи приставок и суффиксов.
Образование наречий от числительных.
Образование наречий от существительных.
Образование сложных наречий.
Образование отрицательных и неопределенных наречий.
Употребление
наречий
в связной
речи (выразительность,
точность). Синонимия
наречий.
Образование предлогов от других частей речи. Их употребление в речи (благодаря, навстречу, согласно,
насчет, вместо, около, ввиду, наподобие, вследствие, в течение, в продолжение). Синонимия предлогов.
Употребление частиц в связной речи. Порядок слов.
Употребление в речи слов с переносным значением.
Работа над лексическими ошибками.
Работа над паронимами.
Употребление предложений с причастным оборотом в связных текстах.
Употребление предложений с деепричастным оборотом.
Грамматическая связь между словами по типу управления.
Предлог как средство связи между словами (согласно, вопреки, благодаря, ввиду, в течение, в продолжение,
вследствие и др.).
Синонимия предложений (замена предложений усложненной конструкции на сложноподчиненные).
Структура предложений, в которых подлежащее и сказуемое выражены именами существительными.
Синонимия предложений.
Повторение пройденного в 5-7 классах о тексте.
22
23
24
25
26-27
28-29
30-31
32
33
34
1
1
1
1
2
2
2
1
1
1
Последовательность предложений в текстах.
Лексические средства связи между предложениями.
Подробное и выборочное изложение текстов публицистического характера с элементами описания личности.
Подробное и выборочное изложение текстов публицистического характера с элементами описания личности.
Сочинение – описание местности (улицы).
Сочинение – описание местности (города).
Сочинение – описание местности (памятников истории).
Сочинение – рассуждение по литературным произведениям.
Характеристика литературного героя.
Изложение текстов смешанного жанра.
9 КЛАСС
№
занятия
1-2
Количество
часов
2
3
1
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20
21
22
23
1
1
1
1
Тема занятия
Образование
существительных
с отвлеченным
значением
при помощи суффиксов -изм-,
-изн-, -ость-, -есть- -еств-, -инств-.
Употребление существительных с абстрактным значением, образованных при помощи суффиксов и приставок
одновременно.
Образование прилагательных при помощи суффиксов –еск -, - ическ-.
Работа над употреблением слов с переносным значением.
Употребление фразеологизмов в речи.
Работа над употреблением паронимов.
Употребление в речи эпитетов, сравнений, метафор.
Употребление синонимов.
Лексическая сочетаемость.
Использование многозначности слова.
Односоставные предложения. Их употребление в связной речи.
Структура предложений с вводными словами. Употребление в связной речи.
Структура предложений усложненной конструкции (обособленные члены предложения).
Структура предложений усложненной конструкции (уточняющие члены предложения).
Структура
предложений
усложненной
конструкции
(обособленные приложения).
Замена прямой речи косвенной.
Управление как вид связи между словами.
Употребление
предложений
с однородными
членами
предложения. Соединительные,
разделительные и противительные союзы.
Соединительные, разделительные и противительные союзы.
Систематизация
сведений о тексте, теме и основной
мысли связного высказывания.
Характеристика литературных героев.
Изложение текстов смешанного жанра. Отбор материалов по книге.
24
25-26
27-28
29
30-31
32-33
1
2
2
1
2
2
Последовательность предложений в тексте.
Средства связи между предложениями.
Доклады и рефераты.
Конспектирование.
Тезисы.
Деловые документы (автобиография, заявления).