Дополнительная ООП туристско-краеведческой направленности Школьный клуб-музей Рудный - ЭП

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная
общеобразовательная
общеразвивающая
программа
художественной
направленности «Школьный клуб-музей» (далее – «Программа») разработана в соответствии с
нормативными документами:

 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный Приказом Министерства
просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об
утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (далее
санПиН);
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации»
(вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
 Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными
возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особенных познавательных
потребностей»);
 Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного
обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных
программ»;
 Устав МАОУ СОШ № 131;
 Положение о дополнительном образовании в МАОУ СОШ № 131.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы
Самое прочное будущее строится на прочном фундаменте - патриотизме. Патриотизм
проявляется, прежде всего, в уважении к своей истории, традициям, духовным ценностям, - всё
это в полной мере присутствует в музее, в музейной педагогике.
Сегодня цифровая среда уже ворвалась в школьную жизнь. Появилась обширная, постоянно
обновляемая среда (интернет), откуда без особого труда, обладая определенными ИКТкомпетенциями, доступными современному ребенку с дошкольного возраста, можно получить
знания. Новые условия диктуют особую значимость ценностных ориентиров и процесса
воспитания, т. к. из цифровой среды обучающемуся должны поступать полезные,
конструктивные материалы, а не деструктивные, но зачастую происходит обратный процесс, а,
значит, обучающийся должен быть «привит» духовно- нравственными ценностями от
2

разрушающей его личность информации. И музейная педагогика сегодня действительно
становится тем потенциалом, который привносит в образовательную среду школы
нравственность, духовность, патриотизм.
В связи с увеличением роли патриотического, духовно-нравственного воспитания правильно
выстроенная деятельность школьного музея приобретает огромное значение. Школьный музей
обладает большим потенциалом воспитательного воздействия. Личное участие в поисковой
работе, встречи с интересными людьми, история малой родины помогают обучающимся не
только узнать, но и понять историю, как много сил и души вложили их предки в экономику и
культуру края, частью которого является семья и школа. Всё это воспитывает уважение к памяти
прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего
невозможно добиться воспитания патриотизма и любви к своему Отечеству, к малой Родине.
Кроме того, формат музейных мероприятий способствует развитию такой сложной
составляющей общего интеллекта человека как эмоциональный интеллект.
Особенность школьного музея МАОУ СОШ № 131в том, что здесь формируется у
обучающихся не только целостное отношение к культурно- историческому наследию, но и
функциональная грамотность. Клуб-музей школы паспортизирован, имеет собственный план.
Обучающиеся не просто посещают музей по отдельному графику, а участвуют в проводимых
разноформатных мероприятиях. В работе музея используется спектр форм, методов, приемов,
видов познавательной деятельности и форм организации детей при выполнении разнообразных
творческих заданий (индивидуальные, коллективные, парные, фронтальные, групповые),
инновационные технологии, мультимедийные средства. В числе актива музея – подготовленные
экскурсоводы из числа школьников.
Музей занимается исследовательской краеведческой деятельностью, он наполнен «живыми»
экспонатами, многие из которых являются очевидцами событий людей, имевших
непосредственное отношение к школе: родители- в прошлом ученики, педагоги прошлых лет,
ветераны ВОВ. Предметы, ставшие экспонатами предоставлены семьями обучающихся.
Школьный музей стал диалоговой площадкой, объединяющей школьников, молодых
специалистов и педагогов-стажистов – людей с разным жизненным опытом. В процессе такого
соприкосновения возникают инновационные формы. Так родился и благополучно реализуется в
школе в настоящее время проект«Живая история»,который заключается в том, что на сайте
школы организованы виртуальные экскурсии, аудиогиды. Таким образом, музей шагнул из своего
помещения в сеть интренет и стал больше, чем просто местом хранения реликвий. Музей, проводит
разного рода встречи, экскурсии, игры и др., участвует в конкурсной деятельности.

Клуб-музей школы является полноправной частью её образовательной среды, потому,
организуя деятельность музея на современном этапе, считаем правильным вложить в неё не
только традиционную смысловую нагрузку, но и возможности технологического развития.
Общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей
«Школьный клуб-музей» имеет краеведческую направленность и предназначена для получения
обучающимися дополнительного образования в области музееведения, приобщения детей к
истории родного края, воспитания гражданственности, патриотизма, развития навыков проектноисследовательской деятельности, компетенций экскурсионно-туристической сферы, ИКТкомпетентности.
Новизна и отличительные особенности программы
Программа предполагает использование элементов образовательной технологи
«Перевёрнутый класс»*, ориентирована на получение компетенций в сфере организации
экскурсионных услуг, интерактивность музейной деятельности.
3

Большой акцент программа делает на функционирование музея в цифровой среде,
поскольку, мы считаем, что будущее развитие музеев становится все более тесно связанным с
развитием сети Интернет и музейных сайтов. Уже сегодня количество виртуальных гостей
музеев сопоставимо с числом их реальных посетителей. Музейные сайты открывают перед
музеями дополнительные возможности для презентации своих коллекций и обеспечивают их
интеграцию в мировую музейную систему. Информация, размещенная на музейных сайтах,
становится доступной огромной аудиториилюдей
Программа предполагает функционирование в рамках:

организации новых мультимедийных музейных площадок (в т. ч.виртуальных);

организации площадки школьного туризма;

формирования и трансляции виртуальных экскурсий;

организации инновационных экскурсионных туров к определённым датам и
событиям (событийный туризм), разработанных во взаимодействии со школьными клубами,
секциями, кружками, объединениями дополнительного образования;

* Модель «Перевёрнутый класс» как один из компонентов современной технологии
смешанного обучения (BlendedLearning) используется для организации самостоятельной
учебной деятельности обучающихся по освоению программного или дополнительного учебного
материала. Для данной модели обучения характерно чередование компонентов очного и
дистанционного (электронного) обучения. При этом реализация электронного обучения
осуществляется вне школы: предварительная теоретическая подготовка происходит дома. На
учебном занятии организуется практическая деятельность. При работе в режиме
«Перевёрнутый класс» возрастает доля ответственности самого обучающегося,
стимулируется развитие его личностных характеристик (активность, ответственность,
инициативность) и метапредметных навыков (самоорганизация, управление временными
ресурсами). Обязательное условие использования данной модели - наличие у обучающихся
домашнего ПК с выходом в Интернет.
Адресат программы: обучающиеся 1-4 классов, возраст 7-12 лет. Группа не более 20
человек. При обучении ИКТ-навыкам группы делятся на подгруппы.
Предполагается работа со смешанным возрастным составом.
Объем программы. Программа рассчитана на 36 недель, включая каникулы. 4,5 часа в
неделю, 162 часа в год.
Режим занятий: 3 раза в неделю по 1,5 часа с обязательным перерывом на отдых не менее
10 минут.
Срок освоения программы 1 год.
Уровень сложности программы: базовый.
Формы обучения:
 фронтальная - одновременная работа со всеми учащимися;
 коллективная
- организация проблемно-поискового или
творческого
взаимодействия между всеми детьми;
 индивидуально-фронтальная - чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
 групповая - организация работы по малым группам (от 2 до 7человек);
 коллективно-групповая - выполнение заданий малыми группами, последующая
4










презентация результатов выполнения заданий и их обобщение;
в парах - организация работы по парам;
индивидуальная - индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Учитывая педагогическую целесообразность, программой предусматривается:
самостоятельные формы работы, в том числе в режиме «перевернутый класс»;
практические занятия с информационными системами;
практические занятия с наставниками – внутреннее (ученики-наставники, родителинаставники) и внешнее наставничество(сотрудники музеев г. Екатеринбурга по
договорённости);
дистанционные занятия;
вебинары и другие формы работы с использованием веб-технологий.
Виды, методы занятий.
1.

Метод, в основе которого лежит способ организации занятия:
словесный (устное изложение, беседа, анализ текста)
наглядный (показ видеоматериалов, иллюстраций, наблюдение, показ (исполнение)
педагогом, работа по образцу идр.)
практический (тренинг, упражнения идр.)

2.

Метод, в основе которого лежит уровень деятельности детей:
объяснительно-иллюстративный - дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный - учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности;
частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи
совместно с педагогом;
исследовательский - самостоятельная творческая работа учащихся;
метод проблемного изложения;
поисково-исследовательский.












Виды занятий:
- традиционное занятие;
- комбинированное занятие;
- лекция;
- семинар;
- практическое занятие;
- праздник;
- путешествие;
- поход;
- экскурсия;
- мастерская;
- гостиная;

-

защита проектов;
дискуссия;
диспут;
квест;
конкурс;
научно-практическая конференция;
пресс-конференция;
фестиваль;
творческая встреча;
репетиция;
публичное выступление и т.д.

Используемые приёмы
(конкретное проявление определенного метода на практике)
5














игры;
упражнения;
решение проблемных ситуаций;
диалог;
устное изложение;
беседа;
анализ текста.

Используемый дидактический материал
 плакаты;
 картины;
 фотографии;
 дидактические карточки.













Формы подведения итогов/контроля
открытое занятие для родителей;
выставка;
конкурс;
фестиваль;
самостоятельная работа;
защита
исследовательской
работы(доклада);
презентация творческих работ;
игра-испытание;
создание проблемных, затруднительных
заданий (решение проблемных задач,
шаблоны-головоломки ит.п.).
защит проекта

показ видеоматериалов, иллюстраций;
показ (демонстрация)педагогом;
наблюдение;
работа по образцу.

 Раздаточный материал;
 видеозаписи,
аудиозаписи,
мультимедийные материалы;
 компьютерные программные средства и
др.









коллективная рефлексия;
отзыв;
презентация творческих работ;
демонстрация практических навыков;
публичное выступление;
НПК;
групповая оценка работ;
творческий отчет.

Условия реализации программы
Залогом успешности образования детей по данной программе является выполнение
следующих условий:
 достаточный (оптимальный) уровень материально-технического оснащения школьного
клуба-музея;
 системное участие обучающихся в мероприятиях разного уровня;
 технологизация образовательного процесса;
 конвергенциязнанийитехнологийвусловияхновойобразовательнойсредышколы;
 использование в образовательном процессе передовых инновационных форм обучения;
 непрерывное повышение образовательного уровня педагога;
 установление партнёрских (сетевых) взаимоотношений с другими школьными
структурами,аналогичнымивнешнимиобъединениями,социокультурнымиучреждениями(впервую очередь, с музеями г.Екатеринбурга).

6

Технология интерактивности. Формы интерактивной работы школьного музея.
 квест
 экскурсия
 экскурсия – спектакль
 экскурсия «мастер-класс»
 музейные праздники.
 музейные акции: «Ночь музеев», «День семьи», «День старшего поколения»,
«Музейное селфи», «Музей в подарок маме», «Первый посетитель выставки» и др.
 Виртуальные экскурсии
Формы работы школьного музея с использованием информационных технологий:

Применение компьютерной техники для создания электронной базы данных
фондов музея, описания музейных предметов, оформления учетной документации,
формирования в фондах школьного музея электронной библиотеки, коллекции аудиовидеозаписей, коллекции фотографий.

Создание электронной экспозиции, интерактивного экспозиционно-выставочного
пространства, преобразование существующей или формирование специальной музейной среды.

Применение аудиовизуальных и компьютерных средств, мультимедийных
программ в музее в работе с посетителями.

Применение офисной и компьютерной техники для редактирования и
тиражирования печатных и электронных материалов, создание презентаций для использования в
учебной деятельности и демонстрации их в рамках школьных мероприятий. Локальные сайты.

Организация проектной деятельности с использованием Интернет технологий
(сбор материалов в сети, поиск возможных «сетевых» партнеров учреждения – библиотек,
музеев, фондов, дистанционных обучающих центров; электронная переписка с экспертами и
различными учреждениями для консультаций; проведение совместных проектов со школьниками
других городов, с музеями аналогичного профиля).
Практика:
 Подготовка и проведение массовых мероприятий.
 Поисковая работа, определение темы поиска. Задачи поисковой работы. Методика сбора и
фиксации материалов. Оформление задания.
 Исследовательская работа экскурсоводов. Подготовка доклада и выступление на научнопрактической краеведческой конференции. Работа с архивными материалами.
 Публикация виртуальных экскурсий школьного музея на сайте образовательного
учреждения.
 Создание виртуального школьного музея в образовательном учреждении.
 Виртуальная работа с посетителями.
 Организация музейного события (событийный туризм) во взаимодействии с другими
школьными структурами.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: создание условий для формирования ценностного отношения к Отечеству, малой
Родине средствами историко-краеведческой деятельности в школе.
Задачи:
7

1. . Формирование:
























знаний об историческом прошлом своей малой Родины;
специальных знаний в области музейного дела, навыков создания музейных экспозиций и
ухода за экспонатами;
навыков краеведческой, поисково-исследовательской и проектнойдеятельности;
информационной компетентности: навыки нахождения, структурирования, обработки
информации, работы с историческими источниками;
работа в информационных системах; навыки создания электронного музея, виртуальных
экскурсий;
коммуникативной компетентности: навыки ведения продуктивного диалога, навыков
интерактивного взаимодействия;
навыков партнёрства, сотрудничества, взаимопомощи, ответственности за результат
общего дела;
компетенций в сфере организации экскурсионных услуг.
2. . Воспитание:
патриотизма, гражданственности, чувства национальной гордости.
бережного отношение к истории школы;
трудолюбия, самостоятельности, активности, инициативности;
толерантности как способности взаимодействовать с представителями других культур,
языков и религий.
3. Развитие:
Организаторских качеств;
эмоционально-чувственной сферы личности, эмоциональной отзывчивости;
позитивного эмоционально окрашенного отношения к историческому прошлому;
логического мышления, интеллектуальных способностей;
воображения, образного мышления и творческих способностей;
познавательных процессов личности: восприятия, речи, памяти, внимания;
уверенности в достижении цели, в себе и своих силах;
навыков самоанализа и рефлексии;
эмоционального интеллекта;
функциональной грамотности.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ п/п

Нагрузка (часы)
Всего
Теория Практика
предмет.
1,5
1,5
0

Наименование раздела

1.

Введение
в
Инструктаж.

2.

Музееведение.

13,5

8

3

10,5

Формы
аттестации/контроля
Опрос,наблюдениеО
формление
«Портфеля
экскурсовода»
Наблюдение,
демонстрация
практических
навыков

10,5

3

7,5

Публичное
выступление

4.

Исследовательская
деятельность музея.
Основы экскурсоведения.

12

3

9

5.

Экскурсионная методика

105

6

99

6.

Профессиональное
мастерство экскурсовода.

19,5

3

16,5

Презентация
результатов
творческой
деятельности
Наблюдение,
опрос. Защита
проектов
Демонстрация
практических
навыков

162

19,5

142,5

3.

Итого

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение раздел 1.
Теория. Цели, задачи, основное содержание курса.
Раздел 2. Музееведение
Теория. Термин «музей». Основные социальные функции музеев: научно-документационная,
охранительная, исследовательская, образовательно-воспитательная.
Первоначальное представление истории музеев. Назначение музеев в обществе как
хранителей предметов прошлого и центров научно-исследовательской деятельности.
Разнообразие профилей музеев. Их особенности. История и фонды известных музеев России и
мира.
История школы, музея. Тематическая структура экспозиции музея. История школы в
экспозиции музея. Военная история в экспозиции музея. Вопросы краеведения в экспозиции
музея. Музеи города Екатеринбурга.
Задачи музея. Краеведческий принцип деятельности. Особенности в использовании музейных
форм работы. Предметность и наглядность в музее. Разнотемность и мобильность экспозиций.
Организация, тематика. Жанры музея. Принципы организации и деятельности музеев.
Разнообразие профессии сотрудников музея. Их функции. Требования к сотрудникам музея.
Фонд. Состав и структура фондов музея. Виды фондовой работы. Изучение фондовкак основа
всех направлений музейной деятельности. Основной и вспомогательный фонд. Их содержание и
отличие.
Учет фондов. Научная организация фондовой работы в музее.
Музейный предмет как источник знаний. Типы и группы музейных предметов. Музейные
предметы и научно-вспомогательные материалы. Научное определение, классификация и
систематизация, интерпретация музейных предметов. Организация фондовой работы в школьном
музее. Порядок приема предмета в музей. Акт поступлений. Учетная карточка. Книга
поступлений. Правила ведения книги поступлений. Картотеки музея.
Использование информационных технологий для снижения трудоемкости ручной работы,
повышения доступности информации и эффективности ее поиска (компьютеризация фондов,
создание баз данных и музейных сайтов), усиления информационности и коммуникативности
музейной экспозиции, а также для сохранение цифрового наследия.
Шифрование предметов. Шифр. Правила шифрования предметов. Требования к шифрованию
предметов. Схемы описания музейных предметов.
Тематико-экспозиционный план. Экспозиция. Экспозиционное оборудование. План работы
9

над созданием экспозиции. Разработка тематико-экспозиционного плана. Основные принципы
размещения экспонатов в экспозиции. Требования к экспонированию предметов. Тематикоэкспозиционный план музея. Тематико-хронологический метод – основной метод построения
экспозиции. Роль и место подлинных и научно-вспомогательных материалов. Порядок создания
экспозиции.
Виды текстов. Изучение и отбор материалов, составление плана, оформление, написание
текстов экскурсии, монтаж. Анализ содержания, приёмов построения и оформление экскурсии
школьного музея.
Этикетаж. Одиночный и «пучковый» этикетаж. Требования к составлению этикеток.
Особенности этикетажа различных музейных предметов.
Музейные выставки. Виды выставок. Характер выставок. Требования к созданию выставки.
Практика:
1. Экскурсия по школьному музею, подготовка докладов воспитанниками.
2. Использование информационных технологий для учета фондов, ведения реестров, баз
данных. Цифровизация данных.
3. Технология подготовки новой выставки. Выбор 1-2 из предложенных тем, составление
проекта выставки, разработка экскурсии.
Раздел 3. Исследовательская деятельность музеев
Теория. Музей как исследовательский центр. Понятие исследование. Место музея в ряду
научно-исследовательских
учреждений.
Направление
научно-исследовательской
деятельности.
Этапы поисково-собирательской деятельности. Принципы и методика. Перспективное и
текущее планирование. Поисковая работа, определение темы поиска. Задачи поисковой работы.
Методика сбора и фиксации материалов. Оформление задания. Подготовка доклада и
выступление с ним на научно-практической краеведческой конференции. Экскурсионнолекторская работа. Работа с архивными материалами.
Основные направления краеведческой работы в музее.
Подготовка к поисково-собирательской работе. Полевой дневник. Полевая опись. Акт приема.
Тетрадь для записей воспоминаний. Общие правила оформления и заполнения полевых
документов. Систематизация и хранение памятников истории и культуры в полевых условиях.
Выявление и сбор материалов.
Учебно-исследовательская деятельность. Элементы научного исследования: постановка цели,
формулирование задач, выбор методов сбора и обработки фактического материала, проведение
наблюдений, опытов и экспериментов, анализ и обсуждение полученного материала, в
результате которых исследователь получает ответы на поставленные в задачах вопросы.
Составление плана исследователя. Личный план исследователя. Правила оформления
реферата. Правила оформления записи воспоминания, статьи. Логическое содержание
исследования. Гипотеза. Научность как главный критерий исследования.
Работа с научной литературой. Учебники и монографии. Авторы. Как работать с содержанием.
Как работать со ссылками. Расположение газетных статей. Иллюстрации. Библиография.
Методы исследования. Наблюдения. Эксперимент. Собеседование. Опрос. Архивы и музеи.
Их классификация. Виды архивных документов. Музейные экспонаты. Информационное
содержание музейных экспонатов.
Формы представления исследовательских проектов. Научная статья, доклад, стендовый
доклад, реферат проблемного характера, компьютерная программа, прибор с описанием его
10

действия, видео- и аудиоматериалы.
Содержание исследования. Индивидуальные консультации по содержанию исследования.
Оформление результатов исследования. Соответствие собранного материала теме и целям
исследования. Научная речь.
Пробная защита исследовательской работы. Оппоненты. Правила дискуссии.
Практика:
1. Составление библиографического списка по теме исследования. Составление личного
каталога исследователя.
2. Разработка проекта музейных экспозиций по различным направлениям, используя
имеющийся в музее материал.
3. Формулировка темы исследования, целей и задач.
4. Выбор методов сбора и обработки фактического материала к конкретной теме, составление
личного плана исследования.
5. Использование информационных систем для сбора дополнительной информации и работы
с ней. Обработка и хранение информации.
6. Применение методов исследования на практике целесообразно выбранной теме. Посещение
архива и музея, с целью выявления материалов по теме исследования. Работа с наставниками.
Индивидуальные консультации работников архива и музея.
7. Создание личного «пилотного» проекта.
8. Защита итоговой исследовательской работы.
9. Участие в конкурсах исследовательских работ. Подготовка защиты, презентации для
участия в конкурсах различных уровней.
Индивидуальные консультации: согласно темам программы.
Раздел: 4. Основы экскурсоведения
Теория. Сущность экскурсии. Понятие «экскурсия». Экскурсия как процесс познания.
Экскурсия как вид деятельности. Экскурсия как форма общения. Различные аспекты экскурсии.
Функция научной пропаганды. Функция информации. Функция организации культурного досуга.
Функция расширения культурно-технического кругозора. Функция формирования интересов
человека. Сочетание двух и более функций в экскурсии. Общие и специфические признаки
экскурсии.
Классификация экскурсий. Основные признаки классификаций экскурсий. Классификация «по
содержанию» (обзорные и тематические) экскурсии. Особенности обзорных экскурсий. Отличия
тематических экскурсий от обзорных и их тематика: исторические, природоведческие
(экологические)),
искусствоведческие,
литературные,
архитектурно-градостроительные,
экскурсии на религиозные темы. Классификация экскурсий по составу и количеству участников;
по месту проведения; по способу передвижения; по продолжительности; по форме проведения.
Практика:
1. Классификация экскурсий
Посещение обзорной экскурсии по Екатеринбургу. Краткий конспект сценария экскурсии.
Вопросы:
- На каких объектах построена обзорная экскурсия по Екатеринбургу?
2. Классификация экскурсий
Посещение тематической экскурсии в Краеведческом музее г. Екатеринбурга. Краткий
конспект сценария экскурсии.
Вопросы:
11

- Определить к какой подгруппе по содержанию, по месту проведения, по способу
передвижения, по продолжительности, по форме проведения относится данная экскурсия?
- На примере каких экспонатов построена данная тематическая экскурсия?
- Через какие под темы была раскрыта тема экскурсии? Какие логические переходы
позволили экскурсоводу переходить от одной под темы кд ругой?
Показ как основной элемент экскурсии. Сущность показа. Последовательность. Сочетание
показа и рассказа в экскурсии. Ступени и виды показа. Варианты взаимодействия человека и
объекта. Показ как реализация принципа наглядности рассказа. Основные требования к рассказу.
Задачи рассказа на экскурсии. Определение предмета в рассказе. Трансформация рассказа в
зрительные образы. Индивидуальные особенности речи экскурсовода. Показ и рассказ - два
важнейших элемента экскурсии, их сочетание. Пять уровней взаимодействия в экскурсии показа
и рассказа.
3. Сочетание показа и рассказа в экскурсии
Вопросы на основе впечатлений от посещения экскурсии в Краеведческий музей
Екатеринбурга:
- Почему показ называют основным элементом экскурсии?
- В чем сущность показа?
- Какова роль последовательности в показе объектов?
- Почему экскурсовода называют руководителем показа?
- Привести доказательства на примере материала экскурсии, что показ и рассказ - два
важнейший элемента экскурсии.
- Обосновать положение о том, что от качества взаимодействия экскурсовода, объектов и
экскурсантов зависит активность показа и рассказа.
Раздел 5. Экскурсионная методика
Теория. Требования экскурсионной методики
Пути совершенствования экскурсионной методики
Классификация методических приемов экскурсионной работы. Основные приемы показа:
прием предварительного осмотра, прием панорамного показа, прием зрительной реконструкции,
прием зрительного монтажа, прием локализации событий, прием абстрагирования, прием
зрительного сравнения, прием интеграции, прием зрительной аналогии, прием переключения
внимания, методический прием движения, показ мемориальной доски. Основные приемы
рассказа: прием экскурсионной справки, прием описания, прием характеристики, прием
объяснения, прием комментирования, прием цитирования, прием вопросов-ответов, прием
ссылки на очевидцев, прием заданий, прием новизны материала, прием словесного
(литературного) монтажа, прием соучастия, прием персонификации, прием проблемной
ситуации, прием отступления, прием индукции, прием дедукции. Варианты использования
показа и рассказа
Экскурсионная методика как основа профессионального мастерства экскурсоводов; как
механизм, совершенствующий "подачу" материала; как процесс упорядочения деятельности
экскурсовода.
Трудности в разработке методики показа.
Построение экскурсионной методики на общении экскурсантов с объектами, различных видах
анализа, зрительных сравнениях, с учетом возможности использования всех органов чувств
экскурсантов.
Интерактивные формы взаимодействия с посетителями. Занятия с посетителями. Мастер12

классы. Интерактивная «Мини-лаборатория». интерактивные экспозиции с использованием
информационных технических средств.
Образовательные квесты на основе технологической карты в рамках квест- технологии. Квестэкскурсии.
Мультимедийные презентации.
Техника использования индивидуального текста. Логические переходы Составление
методической разработки экскурсий.
Практика:
1. Классификация методических приемов. Подбор примеров на приемы показа: прием
предварительного осмотра, прием панорамного показа, прием зрительной реконструкции, прием
зрительного монтажа, прием локализации событий, прием абстрагирования, прием зрительного
сравнения, прием интеграции, прием зрительной аналогии, прием переключения внимания,
методический прием движения, показ объектов. Оформление выполненного задания в виде
мультимедийной презентации.
2. Разработка различных вариантов образовательных квестов для посетителей музея.
Проведение квест-экскурсии.
3. Составление методической разработки экскурсий.
4. Сбор коллекции фотографий зданий, на которых находятся мемориальные доски. Изучение
текстов, представленных на мемориальных досках. Подбор примеров на приемы рассказа: прием
экскурсионной справки, прием описания, прием характеристики, прием объяснения, прием
комментирования, прием цитирования, прием вопросов-ответов, прием ссылки на очевидцев,
прием заданий, прием новизны материала, прием словесного (литературного) монтажа, прием
соучастия, прием персонификации, прием проблемной ситуации, прием отступления, прием
индукции, прием дедукции.
5. Технология подготовки новой экскурсии. Основные ступени подготовки новой экскурсии:
предварительная работа, непосредственная разработка самой экскурсии, заключительный этап.
Схема экскурсии: вступление, основная часть, заключение. Основные этапы подготовки новой
экскурсии. Определение цели и задач экскурсии. Выбор темы. Отбор литературы и составление
библиографии. Определение других источников экскурсионного материала. Отбор и изучение
экскурсионных объектов. Потенциальные экскурсионные объекты: памятные места,
архитектурные сооружения, природные объекты, экспозиции музеев, памятники археологии,
памятники скусства.
6. Классификация экскурсионных объектов по содержанию, по функциональному
назначению, по степени сохранности. Критерии выбора экскурсионных объектов для экскурсии:
познавательность объекта, сохранность объекта, местонахождение объекта, временное
ограничение показа объекта. Составление маршрута экскурсии. Основные варианты построения
маршрутов:
хронологический,
тематический
и
тематико-хронологический.
Объезд
(обход)маршрута.
7. Подготовка контрольного текста экскурсии. Комплектование «портфеля экскурсовода».
Определение методических приемов проведения экскурсии. Определение техники ведения
экскурсии. Составление методической разработки. Составление индивидуального текста. Рассказ
и индивидуальный текст. Техника использования индивидуального текста. Логические
переходы: формальные переходы и логические переходы, связанные с темой экскурсии. Прием
(сдача) экскурсии. Утверждение экскурсии.
8. Техника ведения экскурсии. Проведение учебных экскурсий по выбранной теме. Анализ
работы школьников-экскурсоводов.
13

Раздел 6. Профессиональное мастерство экскурсовода, аудиогида.
Теория. Личность экскурсовода. Активная жизненная позиция. Конструктивные,
организаторские, коммуникативные аналитические способности экскурсовода. Тенденциозность
экскурсовода. Роль темперамента экскурсовода в проведении экскурсии. Личностные свойства
экскурсовода. Оптимизм экскурсовода. Моральное удовлетворение личности экскурсовода.
Индивидуальность экскурсовода. Авторитет экскурсовода.
Умения и навыки экскурсовода. Речевые и внеречевые средства общения экскурсовода.
Взаимосвязь экскурсоводческих умений и навыков. Классификация навыков. Основные группы
навыков. Формирование и развитие, использование умений и навыков экскурсовода в экскурсии.
Культура речи. Ее характеристика. Виды речи - внешняя и внут- ренняя. Стиль языка, техника
речи, дикция, богатство словарного запаса образность языка учителя-экскурсовода.
Формирование и развитие мастерства владения речью. Речевой этикет экскурсовода, его
требования и правила. Совокупность внеречевых средств общения. Жесты экскурсовода, их
значение и классификация. Мимика экскурсовода, ее роль в экскурсии. Манера поведения
экскурсовода. Внешний облик экскурсовода.
Знакомство экскурсовода с группой. Выход из транспорта (автобуса, троллейбуса, трамвая).
Расстановка группы у объекта. Передвижение экскурсантов от автобуса к объекту, от объекта к
автобусу, между объектами. Возвращение в автобус. Место экскурсовода вавтобусе. Соблюдение
времени в экскурсии. Техника проведения рассказа при движении автобуса. Ответы на вопросы
школьников. Паузы в экскурсии. Техника использования«портфеля экскурсовода».
Экскурсоводческое мастерство. Владение основными положениями экскурсионной теории и
методики и их постоянного использования. Применение методических приемов ведения
экскурсии; владении специфическими умениями и навыками, присущими данной профессии.
Слагаемые профессионального мастерства экскурсовода - знания и умения.
Знания: общие знания (эрудиция) и знания по специальности (эрудиция по специальности),
знание экскурсионной теории, методики ведения экскурсии, психологии и педагогики, основ
ораторского искусства, логики и этики.
Умения: умение сформулировать знания, изложить свои мысли до проведения экскурсии (в
тексте), рассказом и культурой речи расширить кругозор людей, при проведении экскурсии
использовать методические приемы, донести знания до аудитории и управлять ею, передавать
свою убежденность и вести себя вколлективе.
Эрудиция экскурсовода. Умение руководить группой, установить и сохранить необходимый
контакт с экскурсантами в течение всей экскурсии. Интуиция экскурсовода. Творчество в
деятельности экскурсовода. Пути повышения экскурсоводческого мастерства
Практика:
Разработка экскурсионного продукта. проведение экскурсий для разных групп посетителей.
Технология сопровождения по маршруту.Работа с наставником.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
В процессе освоения программного материала у обучающихся формируются навыки работы
в школьном клубе-музее, приобретается необходимый багаж знаний, умений и навыков в
области краеведения, IT - компетенций, идет развитие эмоционального интеллекта.
В результате практических занятий у детей вырабатывается потребность грамотно строить
свою речь, использовать приемы выразительности и эмоциональности. В ходе экскурсионной
14

работы дети накапливают богатый социальный опыт, овладевают навыками толерантного
отношения друг к другу, функциональной грамотностью.
В течение обучения будущие экскурсоводы знакомятся с музейными экспозициями,
основами музейного дела, посещают музеи города, записывают аудиогиды; работают с
краеведческой картотекой, готовят тематические мероприятия в музее и в школе, участвуют в
районных, городских мероприятиях.
В течение обучения активисты музея подробно изучат историю родного края, музейное дело,
обучатся исследовательской, экскурсионной, экспозиционной работе, ИКТ-технологиям.
Компетентность выпускника
№ п/п
Знания
Навыки
1
Основы музейного дела
Планирование поисковой работы
Принципыанкетирования
Классифицирование музейных предметов
2
посетителей
(экспонатов)
Основы исследовательской
Проектирование. Разработка
3
деятельности
исследовательского проекта(работы).
Оформление небольших тематических
4
Основы
экскурсионной
экспозиций
деятельности
5
Технология подготовки экскурсии
Проведение экскурсий для обучающихся1 -4
классов, одноклассников
6
Методы и приёмы собирательной
Участие в организации школьных
работы
музейных мероприятий
7
Работа в информационных системах.
Типы и виды экскурсий
Обработка и хранение информации.
8
Использование
информационных
Использование цифровых технологий в
технологий для учета фондов,
музейной работе
ведения реестров, баз данных.
Цифровизация данных.
9
Современные технологии работы с
Использование интерактивных технологий в
посетителями.
экскурсионной деятельности и культурнопросветительской работе.
10
Профессиональное
мастерство
Разработка
экскурсионного
продукта.
экскурсовода
проведение экскурсий для разных групп
посетителей. Технология сопровождения по
маршруту.
11
Организация фондовой работы в
Взаимодействие с внешней средой, адаптация
школьном музее.
и функционирование в ней (функциональная
грамотность)
12
Распознавание эмоций, понимание намерений,
Структура публичной речи
мотивации и желания других людей и своих
собственных (эмоциональный интеллект)
13
Типы и профили музеев
Работа с документами инвентарнойкнигой,
шифровкой, описанием предметов
14
Особенности организации и
Проведение
викторин,
конкурсов,
функционирования школьного музея
интерактивных мероприятий вначальной
15

15
16

17
18

19

20

21

22

23

24

25

Учетно-хранительная работа
Научно-исследовательская
деятельность музеев. Проведение
исследований.
Интерактивные формы
взаимодействия с посетителями
Интерактивные
экспозиции
с
использованием информационных
технических средств
Принципы организации работы
участников
на
интерактивной
экскурсии
Основные принципы подготовки и
проведения тематических
экскурсий
Электронный музей. Техническая
реализация виртуальных
экспозиций и выставок
Унификация и интеграция сетевых
музейных ресурсов.

Формы работы школьного музея в
рамках культурно-массовой и
поисковой деятельности.
Графические
организаторы
информации.
Информационные
технологии
обработки и хранения материалов.

школе
Тематико-экспозиционное планирование
Создание
виртуальных
экспозиций/виртуального музея
Работа с фондами и документамимузея
Подготовка и проведение экскурсий

Использование информационных технологий
в формах работы школьного музея
Проведение поисковой и исследовательской
деятельности
Использование
интерактивных
взаимодействия с посетителями

форм

Составление
методической
разработки.
Отработка и сдача экскурсий. Проведение
экскурсий и дальнейшее совершенствование
мастерства экскурсоводов.
Организация
музейного
события
(событийный туризм)
Взаимодействие с внешней средой, адаптация
и функционирование в ней (функциональная
грамотность)
Распознавание эмоций, понимание намерений,
мотивации и желания других людей и своих
собственных (эмоциональный интеллект)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Материально-техническое обеспечение. Школьный клуб-музей расположен в современном
здании новой школы в п. Рудный. Музей расположен в отдельном помещении, в котором
действуют 6 постоянных экспозиций и несколько сменных( в соответствии с календарем
памятных дат). Музей оснащен компьютерами, проетором, в кабинете имеются столы, стулья,
стеллажи, музыкальный центр.
Кадровое обеспечение. Руководитель музея- педагог дополнительного образования.
Методические материалы.
 плакаты;
 картины;
 фотографии;
 дидактические карточки.
16

 Раздаточный материал;
 видеозаписи, аудиозаписи, - мультимедийные материалы;
 компьютерные программные средства и др.
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ, КОНТРОЛЯ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для выявления влияния всего процесса образования на развитие обучающихся используются
промежуточный и итоговый виды контроля.
Оценочные показатели по параметрам диагностики:
1. Работа с фондами и документацией школьногомузея:
Высокий уровень сформированности компетенций - обучающийся правильно умеет работать
с фондами и документацией школьного музея;
Средний уровень сформированности компетенций – обучающийся допускает неточности в
работе с фондами и документацией школьного музея;
Низкий уровень сформированности компетенций - обучающийся допускает ошибки в работе
с фондами и документацией школьного музея.
2. Работа с краеведческой литературой,:
Высокий уровень сформированности компетенций - обучающийся правильно умеет работать
с краеведческой литературой, картотекой;
Средний уровень сформированности компетенций – обучающийся допускает неточности в
работе с краеведческой литературой,картотекой;
Низкий уровеньсформированностикомпетенций- обучающийсяиспытываеттрудностив работе с
краеведческой литературой,картотекой.
3. Подготовка тематическихэкскурсий:
Высокий уровень сформированности компетенций – обучающийся хорошо владеет
методикой подготовки тематической экскурсии;
Средний уровень сформированности компетенций – обучающийся допускает неточности в
подготовке тематической экскурсии;
Низкий уровень сформированности компетенций - обучающийся испытывает трудности в
подготовке тематической экскурсии.
4. Проведение тематической экскурсии:
Высокий уровень сформированности компетенций – обучающийся хорошо владеет
методикой проведения тематической экскурсии;
Средний уровень сформированности компетенций – обучающийся допускает неточности в
проведении тематической экскурсии;
Низкий уровень сформированности компетенций - обучающийся испытывает трудности в
проведении тематической экскурсии.

17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Ахунов, В. М. Музейная педагогика как научная дисциплина: к истории становления
/ В. М. Ахунов // Вестник Московского университета. - 2008. – Сер. 20: Педагогическое
образование. - № 4. – С. 36-44. – Библигр.: с. 44.(чз)
2.
Ванслова,Е.Градусниксамоуважения/Е.Ванслова//Мирмузея.–2005.-№8.–С.
46.(зп)
3.
Ванслова, Е. Музейная педагогика штурмует Альпы / Е. Ванслова // Мир музея. –
2006. - № 6. – С. 44-45.(зп)
4.
Долгих, Е. В. Проект «Музейная педагогика» - пространство гражданского
становления/Е.В.Долгих,Н.И.Проскурякова,Т.Н.Феодосова//Директоршколы.
– 2008. - № 2. – С. 82-85.(чз)
5.
Лукашева, Т. Я. Музейная педагогика – средство формирования духовных ценностей
учащихся / Т. Я. Лукашева // Начальная школа. – 2007. - № 9. – С. 29-31.(чз)
6.
Мы входим в мир прекрасного : образовательная программа и методические
рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, музейных педагогов и
студентов / А. М. Вербенец, Б. А. Столяров, А. В.Зуева [и др.]. – СПб., 2008. – 208 с. (74.1 М94
к883392 +CD)
7.
Нургалиева, М. Проекты Детского музея – забавные и обучающие / М. Нургалиева //
Музей. – 2010. - № 9. – С. 32-35.(зп)
8.
Поцелуева, А. И. Музей и детская аудитория / А. И. Поцелуева // Современный
российский реализм : в 10-ти т. Т.V: Будущие поколения – национальное достояние России. – М.
: Клуб «Реалисты», 2009. – С. 283-289. (60.5 С56 к873553чз)
9.
Родина, Т. А. Алгоритмы музейной педагогики / Татьяна Родина // Лицейское и
гимназическое образование. – 2010. - № 1. – С. 16-19.(чз)
10.
Терентьева, Е. Г. Роль музейного краеведения в процессе профессиональной
ориентациимолодежи/Е.Г.Терентьева//ВестникМосковскогоуниверситета.2009.
– Сер. 20 : Педагогическое образование. № 1. – С. 73-81 : 2 табл., 2 рис. – Библиогр. : с. 81 (10
назв.) – (Опыт практической педагогики).(чз)
11.
Тулинова, О. В. Музейная педагогика в условиях малого города / О. В. Тулинова //
Педагогика. – 2010. - № 9. – С. 122-125.(чз)
12.
Хабаров, В. В. «Живая история», или Лето в музее / В. В. Хабаров // Народное
образование. – 2010. - № 3. – С. 249-252.(чз)
13.
Шевкунова, Е. «Музей и дети» : педагогический аспект региональной программы / Е.
Шевкунова,Л.Власова,Е.Иванова//Дошкольноевоспитание.–2009.-№4.–С.5965.(чз)

18

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
занят
ия

Тема занятия

№1

1.

Сентябрь

№1

2.

Сентябрь

№1

3.

Сентябрь

№1

4.

Сентябрь

№1

5.

Сентябрь

№1

6.

Сентябрь

№1

7.

Сентябрь

№1

8.

Сентябрь

№1

9.

Октябрь

№1

10.

Октябрь

№1

11.

Октябрь

№1

12.

Октябрь

№1

13.

Введение
в
предмет.
Инструктаж.
Термин «музей». Основные
социальные функции музеев.
Первоначальное
представление истории музеев
Музейный
предмет
как
источник знаний. Экскурсия по
школьному музею, подготовка
докладов
воспитанниками.
Этикетаж.
Использование
информационных технологий
для учета фондов, ведения
реестров,
баз
данных.
Цифровизация данных.
Технология подготовки новой
выставки.
Выбор
из
предложенных
тем.
Составление
проекта
выставки,
разработка
экскурсии.
Исследовательская
деятельность музея. Музей как
исследовательский центр.
Основные
направления
краеведческой работы в музее.
Поисково-собирательская
работа
Учебно-исследовательская
деятельность
Основы экскурсоведения
Различные аспекты экскурсии.
Экскурсия
как
процесс
познания.
Экскурсия
как
вид
деятельности. Экскурсия как
форма общения.
Классификация экскурсий.

Октябрь

№1

14.

Октябрь

№1

15.

Октябрь

№1

16.

Дата
проведения
занятия

№
групп
ы

Сентябрь

Форма занятия

Форма
контроля/
аттестации

Теория

1,5

Текущий

Теория

1,5

Текущий

Экскурсия

1,5

Текущий

Практика

1,5

Текущий

Теория

1,5

Текущий

Теория

1,5

Текущий

Теория

1,5

Практика

1,5

Практика

1,5

Теория

1,5

Практика

1,5

Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Творческая
работа
Текущий

Практика

1,5

Текущий

Практика

1,5

Текущий

1,5

Текущий

1,5

Текущий

1,5

Текущий

Основные
признаки Теория
классификаций экскурсий
Основные
признаки Теория
классификаций экскурсий
Теория
Экскурсионная методика
Требования
экскурсионной
методики

19

Коли
честв
о
часов

Октябрь

№1

17.

Теория

1,5

Проект

Практика

1,5

Проект

Практика

1,5

Постановка

20.

Требования
экскурсионной
методики
Классификация методических
приемов
экскурсионной
работы.
Классификация методических
приемов
экскурсионной
работы.
Основные приемы показа.

Ноябрь

№1

18.

Ноябрь

№1

19.

Ноябрь

№1

Теория

1,5

Текущий

Ноябрь

№1

21.

Основные приемы показа.

Практика

1,5

Текущий

Ноябрь

№1

22.

Основные приемы показа.

Практика

1,5

Текущий

Ноябрь
Ноябрь

№1
№1

23.
24.

Основные приемы показа.
Основные приемы показа.

Практика
Практика

1,5
1,5

Текущий
Текущий

Ноябрь

№1

25.

Практика

1,5

Текущий

Ноябрь

№1

26.

Практика

1,5

Текущий

Декабрь

№1

27.

Практика

1,5

Текущий

Декабрь

№1

28.

Практика

1,5

Текущий

Декабрь

№1

29.

Практика

1,5

Текущий

Декабрь

№1

30.

Наблюдение

№1

31.

1,5

Текущий

Декабрь

№1

32.

Интерактивное
занятие
Интерактивное
занятие
Мастер-класс

1,5

Декабрь

Классификация экскурсионных
объектов
Основные
варианты
построения
маршрутов
Пути
совершенствования
экскурсионной методики
Пути
совершенствования
экскурсионной методики
Пути
совершенствования
экскурсионной методики
Интерактивные
формы
взаимодействия с посетителями
Интерактивные
формы
взаимодействия с посетителями
Мастер-классы.

1,5

Текущий

Декабрь

№1

33.

Мастер-классы.

Мастер

1,5

Текущий

Декабрь

№1

34.

Проект

№1

35.

1,5

Проект

Январь

№1

36.

Интерактивное
занятие
Интерактивное
занятие
Интерактивное
занятие

1,5

Декабрь

1,5

Проект

Январь

№1

37.

Интерактивная
«Минилаборатория».
Интерактивная «Минилаборатория».
Интерактивные экспозиции с
использованием
информационных
технических
средств.
Мультимедийные
презентации.
Интерактивные экспозиции с
использованием
информационных
технических
средств.
Мультимедийные
презентации.

Интерактивное
занятие

1,5

Проект

20

Январь

№1

38.

Практика

1,5

Текущий

Практика

1,5

Текущий

Практика

1,5

Текущий

Практика

1,5

Текущий

Квест

1,5

Текущий

Квест

1,5

Текущий

Квест

1,5

Текущий

45.

Технология подготовки новой
экскурсии
Технология подготовки новой
экскурсии
Составление карточки
(паспорта) объекта.
Составление карточки
(паспорта) объекта.
Образовательные квесты на
основе
технологической
карты
в
рамках
квесттехнологии.
Образовательные квесты на
основе технологической карты
в рамках квест- технологии.
Образовательные квесты на
основе технологической карты
в рамках квест- технологии.
Квест-экскурсии.

Январь

№1

39.

Январь

№1

40.

Январь

№1

41.

Январь

№1

42.

Февраль

№1

43.

Февраль

№1

44.

Февраль

№1

Квест

1,5

Текущий

Февраль

№1

46.

Квест-экскурсии.

Квест

1,5

Текущий

Февраль

№1

47.

Квест-экскурсии.

Квест

1,5

Текущий

Февраль

№1

48.

Практика

1,5

Текущий

Февраль

№1

49.

Практика

1,5

Текущий

Практика

1,5

Текущий

Практика

1,5

Текущий

Практика

1,5

Текущий

Практика

1,5

Текущий

Март

№1

51.

Март

№1

52.

Март

№1

53.

Техника
использования
индивидуального
текста.
Логические переходы
Техника
использования
индивидуального
текста.
Логические переходы
Составление
методической
разработки
экскурсий
Комплектование
«портфеля
экскурсовода».
Комплектование
«портфеля
экскурсовода».
Техника ведения экскурсии.

Март

№1

54.

Техника ведения экскурсии.

Практика

1,5

Текущий

Март

№1

55.

Практика

1,5

Текущий

Март

№1

56.

Практика

1,5

Текущий

Март

№1

57.

Практика

1,5

Текущий

Апрель

№1

58.

Практика

1,5

Текущий

Апрель

№1

59.

Практика

1,5

Текущий

Апрель

№1

60.

Приём, сдача, утверждение
экскурсии.
Приём, сдача, утверждение
экскурсии.
Приём, сдача, утверждение
экскурсии.
Проведение
учебных
экскурсий по выбранной теме.
Анализ работы
школьников-экскурсоводов.
Профессиональное
мастерство экскурсовода

Практика

1,5

Текущий

Март

50.

21

Апрель

№1

61.

Апрель

№1

62.

Апрель

№1

63.

Апрель

№1

64.

Апрель

№1

65.

Май

№1

66.

Май

№1

67.

Май

№1

68.

Май

№1

69.

Май

№1

70.

Май

№1

71.

Май

72.
№1

72.

Личность
экскурсовода.
Умения и навыки экскурсовода.
Личность
экскурсовода.
Умения
и
навыки
экскурсовода.
Личность
экскурсовода.
Умения и навыки экскурсовода.
Личность
экскурсовода.
Умения и навыки экскурсовода.
Экскурсоводческое
мастерство.
Владение
основными
положениями
экскурсионной
теории и методики и их
постоянного использования
Владение
основными
положениями
экскурсионной
теории и методики и их
постоянного использования
Разработка экскурсионного
продукта.
Разработка
экскурсионного
продукта.
Проведение экскурсий для
разных групп посетителей.
Проведение экскурсий для
разных групп посетителей.
Технология сопровождения по
маршруту.
Итоговое занятие
ИТОГО

Осадчая Г.А.

Практика

1,5

Текущий

Практика

1,5

Текущий

Практика

1,5

Текущий

Практика

1,5

Текущий

Практика

1,5

Текущий

Практика

1,5

Текущий

Практика

1,5

Конкурс

Практика

1,5

Текущий

Практика

1,5

Текущий

Практика

1,5

Текущий

Практика

1,5

Текущий

Теория

1,5

Текущий

108

Осадчая Г.А.
я подтверждаю этот
документ своей
удостоверяющей
подписью
МАОУ СОШ № 131
г.Екатеринбург,
ул.Гаршина, 8 б,
soch131@eduekb.ru
2023.10.21 15:07:
13+05'00'

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».