I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурноспортивной направленности «Баскетбол» (далее – «Программа») разработана в соответствии
с нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный Приказом
Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее санПиН);
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особенных
познавательных потребностей»);
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
Устав МАОУ СОШ № 131;
Положение о дополнительном образовании в МАОУ СОШ № 131.
К занятиям по данной программе допускаются учащиеся, не имеющие медицинских
противопоказаний. Весь учебный материал программы распределён в соответствии с
возрастным принципом комплектования группысекции по баскетболу и рассчитан на
последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и
навыков.
Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в
образовательный процесс.
Актуальность программы
Баскетбол является одним из разделов школьной программы и представлен как
обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Он является одним
1.
из ведущих видов спорта в организации секционной работы в общеобразовательном
учреждении. Кроме того, спортивные игры, в том числе баскетбол, являются отличным
средством поддержания и укрепления здоровья, развития физических и психических качеств
учащегося. Усложненные условия деятельности и эмоциональный подъем позволяют легче
мобилизовать резервы двигательного аппарата. Большое значение при этом имеет влияние,
которое оказывают занятия баскетболом на рост и развитие мозга учащегося. Разнообразное
воздействие во время игры стимулирует созревание нервных клеток и взаимосвязей между
ними. В баскетболе постоянно изменяется игровая ситуация. Действовать приходится в
зависимости от ситуации. Основной формой деятельности мозга в этих условиях является не
отработка стандартных навыков, а творческая деятельность – мгновенная оценка ситуации,
решение тактических задач, выбор ответных действий.
Практическая значимость
Занятия баскетболом улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем,
укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и
эластичность мышц. Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению
глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается
двигательная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в баскетбол требует от
занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и
умения пользоваться приобретёнными навыками. Проявляются положительные эмоции:
жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности,
коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в
баскетбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного
отдыха. Широкому распространению баскетбола содействует несложное оборудование:
небольшая площадка, баскетбольные щиты, мяч.
Связь с уже существующими по данному направлению программами
Программа дополнительного образования «Баскетбол» разработана на основе ФГОС,
программы «Внеурочная деятельность учащихся. Баскетбол» авторы: Г.А. Колодницкий,
В.С. Кузнецов, М. «Просвещение» 2013г.
Программа имеет физкультурно-спортивную направленность, предназначена для работы с
учащимися 5—11 классов, проявляющими интерес к физической культуре и спорту, для
углубленного изучения раздела «Баскетбол» школьной программы.
Вид программы: модифицированная
Адресат программы: обучающиеся в возрасте от 11 до 14 (1 группа 5-7 классы) от 15 до
18 лет (2 группа 8-11 классы), средний уровень развития.
Объем программы: 162 часа, из них 1 группа (5-7 классы) – 72 часа, 2 группа (8-11
классы) 0 90 часов.
Срок освоения: 36 недель.
Режим занятий: 1 группа (5-7 классы) 1 раз в неделю 2 академических часа (по 40
минут) с перерывом на отдых 10 минут
2 группа (8-11 классы) 2 раза в неделю по 1 и 1,5 часа с перерывом на отдых
Уровень сложности освоения содержания программы: базовый
2. Цель и задачи программы
Цель: создание условий для полноценного физического развития и укрепления здоровья
школьников посредством приобщения к регулярным занятиям баскетболом.
Задачи:
Обучающие:
познакомить учащихся с интереснейшим видом спорта баскетбол, правилами игры,
техникой, тактикой, правилами судейства и организацией проведения соревнований;
углубить и дополнить знания, умения и навыки, получаемые учащимися на уроках
физической культуры.
Развивающие:
укрепить опорно-двигательный аппарат детей;
способствовать разностороннему физическому развитию учащихся, укреплять
здоровье, закаливать организм;
развить специальные двигательные навыки и психологические качества учащегося.
расширить спортивный кругозоручащихся.
Воспитывающие:
сформировать дружный, сплоченный коллектив, способный решать поставленные
задачи;
воспитать культуру поведения;
привить любовь и устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и
спортом;
сформировать устойчивый интерес к здоровому образу жизни.
3. Отличительные особенности программызаключаются в том, что в ней
предусмотрено уделение большого количества учебных часов на разучивание и
совершенствование тактических приёмов, что позволяет учащимся повысить уровень
соревновательной деятельности. Реализация программы предусматривает также
психологическую подготовку. Кроме этого, по ходу реализации программы предполагается
использование ИКТ, просмотра видеоматериала. В программе использованы данные
спортивной практики в области игровых видов спорта, опыт педагогов физической культуры
и спорта.
На занятиях представлены доступные для учащихся упражнения, способствующие
овладению элементами техники и тактики игры в баскетбол, развитию физических
способностей. Реализация программы восполняет недостаток двигательной активности,
имеющийся у детей, в связи с высокой учебной нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а
также благотворно воздействует на все системы детского организма.
4. Уровень результатов работы по программе
Результаты деятельности учащихся распределяются по трем уровням.
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания
социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о
правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены тела и
психогигиены, о технике безопасности на занятиях и правилах бесконфликтного поведения;
о принятых в обществе нормах отношения к природе, к окружающим людям; об
ответственности за поступки, слова и мысли, за свое физическое и душевное здоровье; о
неразрывной связи внутреннего мира человека и его внешнего окружения.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к
базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие
ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к
спорту и физкультуре, к природе и различным ее проявлениям (животным, растениям,
деревьям, воде и т.д.).
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного
социального действия): приобретение школьником опыта актуализации спортивнооздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыта заботы о младших, опыта
самообслуживания, самооздоровления и самосовершенствования, опыта самоорганизации и
организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими
людьми и принятия на себя ответственности за здоровье и благополучие других.
В результате обучения по данной программе учащиеся должны достигнуть второго уровня
5. Планируемый результат
В результате освоения программы учащиесяпознакомятся с интереснейшим видом
спорта баскетболом, правилами игры, техникой, тактикой, правилами судейства и
организацией проведения соревнований.Углубят и дополнят знания, умения и навыки,
получаемые на уроках физкультуры. Укрепят здоровье, и в частности опорно-двигательный
аппарат.Разовьют
специальные двигательные навыки и психологические качества.
Расширят спортивный кругозор. Среди учащихся сформируется дружный, сплоченный
коллектив, способный решать поставленные задачи, произойдет воспитание культуры
поведения; сформируется устойчивый интерес к систематическим занятиям физкультурой и
спортом. Сформируется устойчивое положительное отношение к здоровому образу жизни.
6.Система отслеживания и оценивания результатов обучения
Основной показатель работы секции по баскетболу - выполнение программных
требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественнокачественных показателях технической, тактической, физической, интегральной,
теоретической подготовленности, физического развития.
Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений.
Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно-тренировочного
годового цикла 2 – 3 раза в год.
В конце учебного года (в мае месяце) все учащиеся группы сдают по общей физической
подготовке контрольные зачеты. Результаты контрольных испытаний являются основой для
отбора в команды представляющие образовательную организацию на соревнованиях
различного уровня.
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень
учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к
соревнованиям.
Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях
изученных технических приемов и тактических действий.
Оценке подлежит уровень теоретических знаний, технической и физической подготовки.
При обучении элементам результат оценивается по схеме "сделал - не сделал" ("получилось не получилось"). Эффективность обучения
определяется и количественно - "сделал
столько-то раз". Оценка результатов проводится на контрольном или соревновательном
занятии. Если оценивается минимальный достигнутый уровень физической подготовки, то
устанавливается ряд контрольных упражнений, тестов, оцениваемых в соответствующих
единицах (секундах, метрах, количестве раз, или в процентах от исходного уровня).
Контрольные испытания. Сдача контрольных нормативов по общей, специальной
физической и технической подготовленности.
Посещение соревнований по баскетболу и другим видам спорта.
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 группа (5-7 класс)
Срок реализации 1 год, 72 час, из них теоретических занятий – 13 часов, практических
занятий – 59 часов.
№
Название раздела, темы
Количество часов
Формы
п/п
Всего
Теория
Практ аттестации/контрол
я
ика
1
Теоретическая подготовка
1
1
Тест
2
Физическая подготовка:
7
1
6
Контрольные
Общая физическая подготовка
нормативы
Специальная физическая
подготовка
3
Техническая подготовка
49
8
41
Контрольные
нормативы
4
Тактическая подготовка
15
3
13
Контрольные
нормативы
Итого:
72
13
59
2 группа (8-11 класс)
Срок реализации 1 год, 90 час, из них теоретических занятий – 16 часов, практических
занятий – 74 часа.
№
Название раздела, темы
Количество часов
Формы
п/п
Всего
Теория
Практ аттестации/контрол
я
ика
II.
1
Теоретическая подготовка
1
1
Тест
2
9
1
8
Контрольные
нормативы
3
Физическая подготовка:
Общая физическая подготовка
Специальная физич.подготовка
Техническая подготовка
61
10
51
4
Тактическая подготовка
19
4
15
Контрольные
нормативы
Контрольные
нормативы
Итого:
90
16
74
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 группа (5-7 класс)
Содержание курса структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической,
физической, технической и тактической.
1. Теоретическая подготовка
Теория. Развитие баскетбола в России и за рубежом. Техника безопасности на занятиях.
2. Физическая подготовка
Общая физическая подготовка
Теория. Правила выполнения упражнений с весом собственного веса, с партнером, с
предметами (набивными мячами, фитболами, гимнастическими палками, обручами, с
мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок,
стенка, скамейка, канат).
Практика.
Подвижные игры.
Эстафеты.
Полосы препятствий.
Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).
Специальная физическая подготовка
Теория. Правила выполнения упражнений на развитие быстроты, скорости, выносливости
Практика.
Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста.
Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста.
Упражнения для развития ловкости баскетболиста.
3. Техническая подготовка
Теория. Правила выполнения упражнений без мяча, ловля и передача мяча. Правила ведения
и бросков мяча.
Практика.
Упражнения без мяча:
Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу.
Передвижение приставными шагами правым (левым) боком: с разной скоростью; в одном и
в разных направлениях.
Передвижение правым – левым боком.
Передвижение в стойке баскетболиста.
Остановка прыжком после ускорения.
Остановка в один шаг после ускорения.
Остановка в два шага после ускорения.
Повороты на месте.
Повороты в движении.
Имитация защитных действий против игрока нападения.
Имитация действий атаки против игрока защиты.
Ловля и передача мяча:
Двумя руками от груди, стоя на месте.
Двумя руками от груди с шагом вперед.
Двумя руками от груди в движении.
Передача одной рукой от плеча.
Передача одной рукой с шагом вперед.
То же после ведения мяча.
Передача одной рукой с отскоком от пола.
Передача двумя руками с отскоком от пола.
Передача одной рукой снизу от пола.
То же в движении.
Ловля мяча после полуотскока.
Ловля высоко летящего мяча.
Ловля катящегося мяча, стоя на месте.
Ловля катящегося мяча в движении.
Ведение мяча:
На месте.
В движении шагом.
В движении бегом.
То же с изменением направления и скорости.
То же с изменением высоты отскока.
Правой и левой рукой поочередно на месте.
Правой и левой рукой поочередно в движении.
Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.
Броски мяча:
Одной рукой в баскетбольный щит с места.
Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места.
Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки.
Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места.
.Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения.
Одной рукой в баскетбольную корзину с места.
Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.
Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов.
В прыжке одной рукой с места.
Штрафной.
Двумя руками снизу в движении.
Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении.
В прыжке со средней дистанции.
В прыжке с дальней дистанции.
Вырывание мяча.
Выбивание мяча.
4. Тактическая подготовка
Теория. Правила защитных действий игроков, правила перехвата мяча, борьбы за мяч.
Практика.
Защитные действия при опеке игрока без мяча.
Защитные действия при опеке игрока с мячом.
Перехват мяча.
Борьба за мяч после отскока от щита.
Быстрый прорыв.
Командные действия в защите.
Командные действия в нападении.
Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.
Прогнозируемый результат
После прохождения учебного материала учащийся должен
знать:
характеристику современных форм построения занятий по баскетболу;
использование ОРУ в решении задач физического развития здоровья;
возрастные особенности ведущих психических процессов (внимания, памяти,
мышления);
возрастные особенности развития основных физических качеств.
уметь:
быстро и ловко передвигаться по площадке (в нападении - уметь правильно
“открываться”, в защите - уметь правильно “закрывать” защитника);
свободно ловить и передавать мяч различными способами и на различные расстояния;
мяч правой и левой рукой;
вести мяч правой и левой рукой;
выполнять броски мяча с близкого расстояния;
осуществить контроль функционального состояния организма при выполнении
физических упражнений;
определить уровень достижений оздоровительного эффекта и физического
совершенства.
демонстрировать:
изученные элементы баскетбола в двусторонней учебной игре;
взаимодействия с командой в двусторонней учебной игре;
развитие физических способностей по социальным тестам средствами баскетбола и
региональным тестам физической подготовленности;
возрастную динамику физической подготовленности;
оценку показателей физического развития.
2 группа (8-11 класс)
Содержание курса структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической,
физической, технической и тактической.
1. Теоретическая подготовка
Теория. Развитие баскетбола в России и за рубежом. Техника безопасности на занятиях.
2. Физическая подготовка
Общая физическая подготовка
Теория. Правила выполнения упражнений с весом собственного веса, с партнером, с
предметами (набивными мячами, фитболами, гимнастическими палками, обручами, с
мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок,
стенка, скамейка, канат).
Практика.
Подвижные игры.
Эстафеты.
Полосы препятствий.
Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).
Специальная физическая подготовка
Теория. Правила выполнения упражнений на развитие быстроты, скорости, выносливости
Практика.
Упражнения для развития быстроты движений баскетболиста.
Упражнения для развития специальной выносливости баскетболиста.
Упражнения для развития скоростно-силовых качеств баскетболиста.
Упражнения для развития ловкости баскетболиста.
3. Техническая подготовка
Теория. Правила выполнения упражнений без мяча, ловля и передача мяча. Правила ведения
и бросков мяча.
Практика.
Упражнения без мяча:
Прыжок вверх-вперед толчком одной и приземлением на одну ногу.
Передвижение приставными шагами правым (левым) боком: с разной скоростью; в одном и
в разных направлениях.
Передвижение правым – левым боком.
Передвижение в стойке баскетболиста.
Остановка прыжком после ускорения.
Остановка в один шаг после ускорения.
Остановка в два шага после ускорения.
Повороты на месте.
Повороты в движении.
Имитация защитных действий против игрока нападения.
Имитация действий атаки против игрока защиты.
Ловля и передача мяча:
Двумя руками от груди, стоя на месте.
Двумя руками от груди с шагом вперед.
Двумя руками от груди в движении.
Передача одной рукой от плеча.
Передача одной рукой с шагом вперед.
То же после ведения мяча.
Передача одной рукой с отскоком от пола.
Передача двумя руками с отскоком от пола.
Передача одной рукой снизу от пола.
То же в движении.
Ловля мяча после полуотскока.
Ловля высоко летящего мяча.
Ловля катящегося мяча, стоя на месте.
Ловля катящегося мяча в движении.
Ведение мяча:
На месте.
В движении шагом.
В движении бегом.
То же с изменением направления и скорости.
То же с изменением высоты отскока.
Правой и левой рукой поочередно на месте.
Правой и левой рукой поочередно в движении.
Перевод мяча с правой руки на левую и обратно, стоя на месте.
Броски мяча:
Одной рукой в баскетбольный щит с места.
Двумя руками от груди в баскетбольный щит с места.
Двумя руками от груди в баскетбольный щит после ведения и остановки.
Двумя руками от груди в баскетбольную корзину с места.
.Двумя руками от груди в баскетбольную корзину после ведения.
Одной рукой в баскетбольную корзину с места.
Одной рукой в баскетбольную корзину после ведения.
Одной рукой в баскетбольную корзину после двух шагов.
В прыжке одной рукой с места.
Штрафной.
Двумя руками снизу в движении.
Одной рукой в прыжке после ловли мяча в движении.
В прыжке со средней дистанции.
В прыжке с дальней дистанции.
Вырывание мяча.
Выбивание мяча.
4. Тактическая подготовка
Теория. Правила защитных действий игроков, правила перехвата мяча, борьбы за мяч.
Практика.
Защитные действия при опеке игрока без мяча.
Защитные действия при опеке игрока с мячом.
Перехват мяча.
Борьба за мяч после отскока от щита.
Быстрый прорыв.
Командные действия в защите.
Командные действия в нападении.
Игра в баскетбол с заданными тактическими действиями.
Прогнозируемый результат
После прохождения учебного материала учащийся должен
знать:
характеристику современных форм построения занятий по баскетболу;
использование ОРУ в решении задач физического развития здоровья;
возрастные особенности ведущих психических процессов (внимания, памяти,
мышления);
возрастные особенности развития основных физических качеств.
уметь:
быстро и ловко передвигаться по площадке (в нападении - уметь правильно
“открываться”, в защите - уметь правильно “закрывать” защитника);
свободно ловить и передавать мяч различными способами и на различные расстояния;
мяч правой и левой рукой;
вести мяч правой и левой рукой;
выполнять броски мяча с близкого расстояния;
осуществить контроль функционального состояния организма при выполнении
физических упражнений;
определить уровень достижений оздоровительного эффекта и физического
совершенства.
демонстрировать:
изученные элементы баскетбола в двусторонней учебной игре;
взаимодействия с командой в двусторонней учебной игре;
развитие физических способностей по социальным тестам средствами баскетбола и
региональным тестам физической подготовленности;
возрастную динамику физической подготовленности;
оценку показателей физического развития.
III.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
При обучении используются основные методы организации и осуществления учебнопознавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и
проблемно-поисковые.
Выбор
методов
(способов)
обучения
зависит
о
психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в
процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи. Методика проведения
занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления
трудностей в освоении изучаемого материала. С первых занятий учащиеся приучаются к
технике безопасности, противопожарной безопасности, к правильной организации
собственного труда, рациональному использованию рабочего времени, грамотному
использованию спортивного инвентаря и спортивных снарядов.
Приёмы и методы организации занятий
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом
движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения,
наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные
представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
методы упражнений;
игровой;
соревновательный;
круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное
повторение упражнений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
в целом;
по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся
образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально
подготовленных местах (станциях). Упражнения выполняются с учётом технических и
физических способностей занимающихся.
Материально-техническое обеспечение программы
Для проведения занятий в школе имеется спортивный зал: размеры 24 х 12 м.
Для проведения занятий в секции «баскетбол»имеется следующее оборудование и
инвентарь:Баскетбольные мячи – 15 шт;
Баскетбольный щит – 2 шт;
Набивные мячи – 2 шт;
Скакалки – 15 шт;
Стойки – 5 шт.
IV.
CПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Байгулов Ю. П. Программа средней школы по физической культуре (внеклассная
работа), М., Просвещение, 1982г.
2. Байгулов Ю. П. Мостки к мастерству. - Спортивные игры, 1974, №4:
3. Байгулов Ю. П:, Аверин Г. А. Атакует чемпион мира. - Спортивныe игры, 1973, N3
4. Бубэх. и др: Тесты в спортивной практике. М., 1968.
5. М.А. Давыдов. Судейство в баскетболе, - Москва, «Физкультура и спорт», 1983 г.
6. Е.Р. Яхонтова. Юный баскетболист: пособие для тренеров. - Москва, «Физкультура и
спорт», 1987 г.
7. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, 2010г.
8. Программный материал по спортивным играм. Баскетбол; Внеклассная работа.
Спортивные секции. Баскетбол. (Авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях,
кандидат педагогических наук А.А. Зданевич). Программа допущена Министерством
образования Российской Федерации. (2010г).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧСКИЙ ПЛАН
1 группа (5-7 класс)
Дата
проведен
ия
занятия
Сентябрь
№
занят
ия
Тема занятий
1.
Сентябрь
2.
Сентябрь
3.
Развитие баскетбола в России и
за
рубежом.
Техника
безопасности на занятиях.
Общая физическая подготовка.
Подвижные игры.
Эстафеты.
Сентябрь
4.
Полосы препятствий.
Сентябрь
5.
Сентябрь
6.
Сентябрь
7.
Сентябрь
8.
Октябрь
9.
Октябрь
10.
Октябрь
11.
Октябрь
12.
Октябрь
13.
Октябрь
14.
Акробатические упражнения
(кувырки, стойки, перевороты,
перекаты).
Специальная физическая
подготовка .Упражнения для
развития быстроты движений
баскетболиста
Упражнения для развития
быстроты движений
баскетболиста
Упражнения для развития
ловкости баскетболиста
Техническая подготовка.
Упражнения без мяча
Прыжок вверх-вперед толчком
одной и приземлением на одну
ногу.
Передвижение приставными
шагами правым (левым) боком: с
разной скоростью; в одном и в
разных направлениях.
Передвижение правым – левым
боком.
Передвижение в стойке
баскетболиста.
Остановка прыжком после
ускорения
Форма
занятия
Количе
ство
часов
Форма
контроля
Лекция.
Беседа
1
Наблюдение
Лекция.
Беседа
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
1
1
Входная
диагностика
Текущий
1
Текущий
1
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
1
Текущий
1
Текущий
1
Контрольный
норматив
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
1
Текущий
1
Текущий
1
Текущий
Октябрь
15.
Октябрь
16.
Ноябрь
17.
Остановка в один шаг после
ускорения.
Остановка в два шага после
ускорения.
Повороты на месте.
Ноябрь
18.
Повороты в движении.
Ноябрь
19.
Ноябрь
20.
Ноябрь
21.
Ноябрь
22.
Ноябрь
23.
Ноябрь
24.
Имитация защитных действий
против игрока нападения.
Имитация действий атаки против
игрока защиты.
Ловля и передача мяча двумя
руками от груди, стоя на месте.
Ловля и передача мяча двумя
руками от груди с шагом вперед.
Ловля и передача мяча двумя
руками от груди в движении.
Передача одной рукой от плеча.
Декабрь
25.
Декабрь
26.
Декабрь
27.
Декабрь
28.
Декабрь
29.
Передача одной рукой с шагом
вперед.
Передача одной рукой с
отскоком от пола.
Передача двумя руками с
отскоком от пола.
Передача одной рукой снизу от
пола.
Ловля мяча после полуотскока.
Декабрь
30.
Ловля высоко летящего мяча.
Декабрь
31.
Декабрь
32.
Январь
33.
Ловля катящегося мяча, стоя на
месте.
Ловля катящегося мяча в
движении.
Ведение мяча на месте.
Январь
34.
Ведение мяча в движении шагом.
Январь
35.
Ведение мяча в движении бегом.
Январь
36.
Ведение мяча с изменением
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
1
Текущий
1
Текущий
1
Текущий
1
Текущий
1
Текущий
1
Текущий
1
Текущий
1
Текущий
1
Текущий
1
Текущий
1
Текущий
1
Текущий
1
Текущий
1
Текущий
1
Текущий
1
Текущий
1
Текущий
1
Текущий
1
Текущий
1
Текущий
1
Текущий
1
Текущий
Январь
37.
Январь
38.
Январь
39.
Январь
40.
Февраль
41.
Февраль
42.
Февраль
43.
Февраль
44.
Февраль
45.
Февраль
46.
Февраль
47.
Февраль
48.
Март
49.
Март
50.
Март
51.
Март
52.
Март
53.
направления и скорости.
вка
Ведение мяча с изменением
высоты отскока
Ведение мяча правой и левой
рукой поочередно на месте.
Ведение мяча правой и левой
рукой поочередно в движении.
Перевод мяча с правой руки на
левую и обратно, стоя на месте.
Перевод мяча с правой руки на
левую и обратно, стоя на месте.
Броски мяча одной рукой в
баскетбольный щит с места.
Броски мяча двумя руками от
груди в баскетбольный щит с
места.
Броски мяча двумя руками от
груди в баскетбольный щит
после ведения и остановки.
Броски мяча двумя руками от
груди в баскетбольную корзину с
места.
Броски мяча двумя руками от
груди в баскетбольную корзину
после ведения.
Броски мяча одной рукой в
баскетбольную корзину с места.
Броски мяча одной рукой в
баскетбольную корзину после
ведения.
Броски мяча одной рукой в
баскетбольную корзину после
двух шагов.
Броски мяча в прыжке одной
рукой с места.
Броски мяча. Штрафной.
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
1
Текущий
1
Текущий
1
Текущий
1
Текущий
1
Текущий
1
Текущий
1
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
Трениро
вка
1
Текущий
1
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
1
Текущий
1
Текущий
1
Текущий
1
Текущий
Броски мяча двумя руками снизу
в движении.
Броски мяча одной рукой в
прыжке после ловли мяча в
движении.
Март
54.
Март
55.
Март
56.
Броски мяча в прыжке со
средней дистанции.
Броски мяча в прыжке с дальней
дистанции.
Вырывание мяча.
Апрель
57.
Вырывание мяча.
Апрель
58.
Апрель
59.
Апрель
60.
Апрель
61.
Апрель
62.
Апрель
63.
Тактическая подготовка.
Защитные действия при опеке
игрока без мяча.
Защитные действия при опеке
игрока без мяча.
Защитные действия при опеке
игрока без мяча.
Защитные действия при опеке
игрока с мячом.
Защитные действия при опеке
игрока с мячом.
Перехват мяча.
Апрель
64.
Перехват мяча.
Май
65.
Май
66.
Борьба за мяч после отскока от
щита.
Быстрый прорыв.
Май
67.
Командные действия в защите.
Май
68.
Командные действия в защите.
Май
69.
Май
70.
Май
71.
Май
72.
Командные действия в
нападении.
Командные действия в
нападении.
Игра в баскетбол с заданными
тактическими действиями.
Игра в баскетбол с заданными
тактическими действиями.
ИТОГО
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
1
Текущий
1
Текущий
1
Текущий
1
Текущий
1
Текущий
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
1
Текущий
1
Текущий
1
Текущий
1
Текущий
1
1
Контрольный
норматив
Текущий
1
Текущий
1
Текущий
1
Текущий
1
Текущий
1
Текущий
1
Текущий
1
Текущий
1
Контрольный
норматив
72 ч
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧСКИЙ ПЛАН
2 группа (8-11 класс)
Дата
проведен
ия
занятия
Сентябрь
№
занят
ия
Тема занятий
1.
Сентябрь
2.
Сентябрь
3.
Развитие баскетбола в России и
за
рубежом.
Техника
безопасности на занятиях.
Общая физическая подготовка.
Подвижные игры.
Эстафеты.
Сентябрь
4.
Полосы препятствий.
Сентябрь
5.
Сентябрь
6.
Сентябрь
7.
Сентябрь
8.
Октябрь
9.
Октябрь
10.
Октябрь
11.
Октябрь
12.
Октябрь
13.
Октябрь
14.
Акробатические упражнения
(кувырки, стойки, перевороты,
перекаты).
Специальная физическая
подготовка .Упражнения для
развития быстроты движений
баскетболиста
Упражнения для развития
быстроты движений
баскетболиста
Упражнения для развития
ловкости баскетболиста
Техническая подготовка.
Упражнения без мяча
Прыжок вверх-вперед толчком
одной и приземлением на одну
ногу.
Передвижение приставными
шагами правым (левым) боком: с
разной скоростью; в одном и в
разных направлениях.
Передвижение правым – левым
боком.
Передвижение в стойке
баскетболиста.
Остановка прыжком после
ускорения
Форма
занятия
Количе
ство
часов
Форма
контроля
Лекция.
Беседа
1
Наблюдение
Лекция.
Беседа
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
1,5
Входная
диагностика
Текущий
1
1,5
Текущий
1
Текущий
Трениро
вка
1,5
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
1,5
Текущий
1
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
1,5
Текущий
1
Текущий
1,5
Текущий
1,5
Контрольный
норматив
Октябрь
15.
Октябрь
16.
Ноябрь
17.
Остановка в один шаг после
ускорения.
Остановка в два шага после
ускорения.
Повороты на месте.
Ноябрь
18.
Повороты в движении.
Ноябрь
19.
Ноябрь
20.
Ноябрь
21.
Ноябрь
22.
Ноябрь
23.
Ноябрь
24.
Имитация защитных действий
против игрока нападения.
Имитация действий атаки против
игрока защиты.
Ловля и передача мяча двумя
руками от груди, стоя на месте.
Ловля и передача мяча двумя
руками от груди с шагом вперед.
Ловля и передача мяча двумя
руками от груди в движении.
Передача одной рукой от плеча.
Декабрь
25.
Декабрь
26.
Декабрь
27.
Декабрь
28.
Декабрь
29.
Передача одной рукой с шагом
вперед.
Передача одной рукой с
отскоком от пола.
Передача двумя руками с
отскоком от пола.
Передача одной рукой снизу от
пола.
Ловля мяча после полуотскока.
Декабрь
30.
Ловля высоко летящего мяча.
Декабрь
31.
Декабрь
32.
Январь
33.
Ловля катящегося мяча, стоя на
месте.
Ловля катящегося мяча в
движении.
Ведение мяча на месте.
Январь
34.
Ведение мяча в движении шагом.
Январь
35.
Ведение мяча в движении бегом.
Январь
36.
Ведение мяча с изменением
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
1
Текущий
1,5
Текущий
1
Текущий
1,5
Текущий
1
Текущий
1,5
Текущий
1
Текущий
1,5
Текущий
1
Текущий
1,5
Текущий
1
Текущий
1,5
Текущий
1
Текущий
1,5
Текущий
1
Текущий
1,5
Текущий
1
Текущий
1,5
Текущий
1
Текущий
1,5
Текущий
1
Текущий
1,5
Текущий
Январь
37.
Январь
38.
Январь
39.
Январь
40.
Февраль
41.
Февраль
42.
Февраль
43.
Февраль
44.
Февраль
45.
Февраль
46.
Февраль
47.
Февраль
48.
Март
49.
Март
50.
Март
51.
Март
52.
Март
53.
направления и скорости.
вка
Ведение мяча с изменением
высоты отскока
Ведение мяча правой и левой
рукой поочередно на месте.
Ведение мяча правой и левой
рукой поочередно в движении.
Перевод мяча с правой руки на
левую и обратно, стоя на месте.
Перевод мяча с правой руки на
левую и обратно, стоя на месте.
Броски мяча одной рукой в
баскетбольный щит с места.
Броски мяча двумя руками от
груди в баскетбольный щит с
места.
Броски мяча двумя руками от
груди в баскетбольный щит
после ведения и остановки.
Броски мяча двумя руками от
груди в баскетбольную корзину с
места.
Броски мяча двумя руками от
груди в баскетбольную корзину
после ведения.
Броски мяча одной рукой в
баскетбольную корзину с места.
Броски мяча одной рукой в
баскетбольную корзину после
ведения.
Броски мяча одной рукой в
баскетбольную корзину после
двух шагов.
Броски мяча в прыжке одной
рукой с места.
Броски мяча. Штрафной.
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Броски мяча двумя руками снизу
в движении.
Броски мяча одной рукой в
прыжке после ловли мяча в
движении.
1
Текущий
1,5
Текущий
1
Текущий
1,5
Текущий
1
Текущий
1,5
Текущий
1
Текущий
Трениро
вка
1,5
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1,5
Текущий
Трениро
вка
Трениро
вка
1
Текущий
1,5
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
1,5
Текущий
1
Текущий
1,5
Текущий
1
Текущий
Март
54.
Март
55.
Март
56.
Броски мяча в прыжке со
средней дистанции.
Броски мяча в прыжке с дальней
дистанции.
Вырывание мяча.
Апрель
57.
Вырывание мяча.
Апрель
58.
Апрель
59.
Апрель
60.
Апрель
61.
Апрель
62.
Апрель
63.
Тактическая подготовка.
Защитные действия при опеке
игрока без мяча.
Защитные действия при опеке
игрока без мяча.
Защитные действия при опеке
игрока без мяча.
Защитные действия при опеке
игрока с мячом.
Защитные действия при опеке
игрока с мячом.
Перехват мяча.
Апрель
64.
Перехват мяча.
Май
65.
Май
66.
Борьба за мяч после отскока от
щита.
Быстрый прорыв.
Май
67.
Командные действия в защите.
Май
68.
Командные действия в защите.
Май
69.
Май
Май
Май
Командные действия в
нападении.
70.
Командные действия в
нападении.
71.
Игра в баскетбол с заданными
тактическими действиями.
72.
Игра в баскетбол с заданными
тактическими действиями.
ИТОГО
Осадчая
Г.А.
Осадчая
Г.А.
я подтверждаю этот
документ своей
удостоверяющей
подписью
МАОУ СОШ № 131
г.Екатеринбург,
ул.Гаршина, 8 б,
soch131@eduekb.ru
2023.10.21 15:07:44+05'00'
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
1,5
Текущий
1
Текущий
1,5
Текущий
1
Текущий
1,5
Текущий
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
1
Текущий
1,5
Текущий
1
Текущий
1,5
Текущий
1
1,5
Контрольный
норматив
Текущий
1
Текущий
1,5
Текущий
1
Текущий
1,5
Текущий
1
Текущий
1,5
Текущий
1
Текущий
1,5
90 ч
Контрольный
норматив