I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурноспортивной направленности «Волейбол» (далее – «Программа») разработана в соответствии
с нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный Приказом
Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее санПиН);
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особенных
познавательных потребностей»);
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
Устав МАОУ СОШ № 131;
Положение о дополнительном образовании в МАОУ СОШ № 131.
К занятиям по данной программе допускаются учащиеся, не имеющие медицинских
противопоказаний. Весь учебный материал программы распределён в соответствии с
возрастным принципом комплектования группысекции по волейболу и рассчитан на
последовательное и постепенное расширение теоретических знаний, практических умений и
навыков.
Обоснование необходимости разработки и внедрения программы в
образовательный процесс.
Актуальность программы. В настоящее время из-за большой учебной нагрузки,
увлечениями компьютерными играми, малоподвижном образе жизни существует проблема
недостатка двигательной активности у школьников. Занятия в секциях, спортивных кружках
помогают решить эту проблему. Спортивная деятельность способствует всестороннему
1.
развитию личности ребенка, она направлена на совершенствование интеллектуального,
духовного, психического и физического развития ребенка. В процессе изучения у учащихся
формируется потребность в систематических занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься
физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия
спортом дисциплинируют, воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность,
способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов,так как укрепляют
здоровье. Программа актуальна в настоящий момент, так как ее реализация восполняет
недостаток двигательной активности, имеющийся у детей в связи с высокой учебной
нагрузкой, имеет оздоровительный эффект, а также благотворно воздействует на все
системы детского организма. Программа «Волейбол» создает максимально благоприятные
условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей
ребенка, его самоопределения.
Волейбол – спортивная командная игра, которая является наиболее комплексным и
универсальным средством развития ребенка.
На уроках физической культуры учащиеся получают определенные навыки игры в волейбол,
но для этого в учебной программе отведено небольшое количество часов. Этого
недостаточно, чтобы в совершенстве овладеть навыками игры. Данные занятия позволяют
учащимся получить определённые навыки игры в волейбол. Занятия способствуют
укреплению костно-связочного и мышечного аппарата, улучшению обмена веществ в
организме. В процессе занятий волейболист достигает гармоничного развития своего тела,
красоты и выразительности движений.
Практическая значимость
Волейбол — один из наиболее увлекательных и массовых видов спорта, получивших
всенародное признание. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание.
Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, мгновенно менять направление и
скорость движения, высоко прыгать, обладать силой, ловкостью и выносливостью.
Эмоциональные напряжения, испытываемые во время игры, вызывают в организме
занимающихся высокие сдвиги в деятельности сердечно - сосудистой и дыхательной систем.
Качественные изменения происходят и в двигательном аппарате. Прыжки при передачах
мяча, нападающих ударах и блокировании укрепляют костную систему, суставы становятся
более подвижными, повышается сила и эластичность мышц.
Постоянные взаимодействия с мячом способствуют улучшению глубинного и
периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве.
Игра в волейбол развивает также мгновенную реакцию на зрительные и слуховые сигналы,
повышает мышечное чувство и способность к быстрым чередованиям напряжений и
расслаблений мыши. Небольшой объем статических усилий и нагрузок в игре благотворно
влияет на рост юных спортсменов. Обучение содержанию программного материала построено
на основе общих методических положений;
-от простого к сложному,
-от частного к общему,
- с использованием технологий личностно - ориентированного подхода в обучении.
Развитие двигательных качеств на всех этапах подготовки проходит в соответствии с
сенситивными возрастными периодами.
Связь с уже существующими по данному направлению программами
Дополнительная общеобразовательная программа «Волейбол» разработана на основе
примерной программы спортивной подготовки для специализированных детско-юношеских
школ олимпийского резерва (этапы спортивного совершенствования), школ высшего
спортивного мастерства, под редакцией Ю.Д.Железняк, А.В. Чачин 2004 г, и комплексной
программы общеобразовательных учреждений физического воспитания для 1-11 классов
под. Ред. В.И. Лях, А.А. Зданевич, 2011 г.
Вид программы: модифицированная
Адресат программы: обучающиеся в возрасте от 11 до 14 лет (1 группа) от 15 до 18 лет
(2 группа), средний уровень развития.
Объем программы: 162 часа из них 1 группа 72 часа, 2 группа 90 часов
Срок освоения: 36 недель.
Режим занятий: 1 группа 2 раза в неделю по 1 академическому часу
1 группа 2 раза в неделю по 1 и 1,5 академических часа с перерывом на отдых
Уровень сложности освоения содержания программы: базовый
2. Цель и задачи программы
Цель:создание условий для укрепления физического и психического здоровья учащихся
через занятия волейболом.
Задачи:
Обучающие:
- освоить технику игры в волейбол;
- ознакомить с основами физиологии и гигиены спортсмена;
- ознакомить с основами профилактики заболеваемости и травматизма в спорте;
- ознакомить с основными задачами физической культуры и спорта в России.
Развивающие:
- содействие всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровья
занимающихся;
- повышение уровня физической подготовленности, совершенствование техникотактического мастерства;
- развитие мотивации обучающихся к занятиям спортом
Воспитательные:
- подготовить физически крепких, с гармоничным развитием физических и духовных сил
юных спортсменов;
- воспитать волевой характер, командный дух юных спортсменов, приобщить к
общечеловеческим ценностям;
- воспитать социально активную личность, готовую к трудовой деятельности в будущем.
3. Отличительные особенности программы
Данная программа отличается от других тем, что основой подготовки занимающихся в
секции является не только технико–тактическая подготовка юных волейболистов, но и
общефизическая подготовка, направленная на более высокий показатель физического
развития учащихся. Расширяется кругозор и интерес школьников к данному виду спорта.
Принцип построения программы
Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе
совместной деятельности учителя и ученика. Занятия построены так, что учащиеся сами
находят нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по
технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебнотренировочных занятий.
Теория проходит в процессе учебно-тренировочных занятий, где подробно разбирается
содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
Для повышения интереса занимающихся к занятиям по волейболу и более успешного
решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач
применяются
разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
4. Уровень результатов работы по программе
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания
социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о
правилах ведения здорового образа жизни, об основных нормах гигиены тела и
психогигиены, о технике безопасности на занятиях и правилах бесконфликтного поведения;
о принятых в обществе нормах отношения к природе, к окружающим людям; об
ответственности за поступки, слова и мысли, за свое физическое и душевное здоровье; о
неразрывной связи внутреннего мира человека и его внешнего окружения.
2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к
базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие
ценностных отношений школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к
спорту и физкультуре, к природе и различным ее проявлениям (животным, растениям,
деревьям, воде и т.д.).
3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного
социального действия): приобретение школьником опыта актуализации спортивнооздоровительной деятельности в социальном пространстве; опыта заботы о младших, опыта
самообслуживания, самооздоровления и самосовершенствования, опыта самоорганизации и
организации совместной деятельности с другими школьниками; опыта управления другими
людьми и принятия на себя ответственности за здоровье и благополучие других.
В результате обучения по данной программе учащиеся должны достигнуть второго
уровня
5. Планируемый результат
В
результате
освоения
программы
учащиесяосвоят
технику
игры
в
волейбол;познакомятся
с основами физиологии и гигиены спортсмена;с основами
профилактики заболеваемости и травматизма в спорте;с основными задачами физической
культуры и спорта в России. Повысят уровень физической подготовленности,
совершенствование технико-тактического мастерства; укрепят здоровье, разовьют
мотивацию к занятиям спортом. В результате сформируется личность, готовая к трудовой
деятельности в будущем. Воспитаются физически крепкие, с гармоничным развитием
физических и духовных сил юные спортсмены, приобщенные к общечеловеческим
ценностям.
6.Система отслеживания и оценивания результатов обучения
Основной показатель работы секции по волейболу - выполнение программных требований
по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественно- качественных
показателях технической, тактической, физической, интегральной, теоретической
подготовленности, физического развития.
Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений.
Контрольные тесты и упражнения проводятся в течении всего учебно-тренировочного
годового цикла 2 – 3 раза в год.
В конце учебного года (в мае месяце) все учащиеся группы сдают по общей физической
подготовке контрольные зачеты. Результаты контрольных испытаний являются основой для
отбора в команды представляющие образовательную организацию на соревнованиях
различного уровня.
Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень
учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при подготовке к
соревнованиям.
Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях
изученных технических приемов и тактических действий.
Оценке подлежит уровень теоретических знаний, технической и физической подготовки.
При обучении элементам результат оценивается по схеме "сделал - не сделал" ("получилось не получилось"). Эффективность обучения
определяется и количественно - "сделал
столько-то раз". Оценка результатов проводится на контрольном или соревновательном
занятии. Если оценивается минимальный достигнутый уровень физической подготовки, то
устанавливается ряд контрольных упражнений, тестов, оцениваемых в соответствующих
единицах (секундах, метрах, количестве раз, или в процентах от исходного уровня).
Контрольные испытания. Сдача контрольных нормативов по общей, специальной
физической и технической подготовленности.
Посещение соревнований по волейболу и другим видам спорта.
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 группа (5-7 классы)
Срок реализации 1 год, 72 часа, из них теоретических занятий – 13 часов, практических
занятий – 59 часов.
№
Название раздела, темы
Количество часов
Формы
п/п
аттестации/контроля
Всего
Теория Практ
ика
1
Теоретическая подготовка
1
1
Тест
II.
2
Общая физическая подготовка
5
1
4
3
6
1
5
4
Специальная физическая
подготовка
Техническая подготовка
47
7
40
5
Тактическая подготовка
4
1
4
6
Интегральная подготовка
8
2
6
7
Психологическая подготовка
в течение занятий
8
Соревнования.
в течение года
9
Контрольно-переводные
испытания
Итого:
1
72
1
13
Контрольные
нормативы
Контрольные
нормативы
Контрольные
нормативы
Контрольные
нормативы
Контрольные
нормативы
Наблюдение
Результаты участия
в соревнованиях
Контрольные
нормативы
59
I.
УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 группа (8-11 классы)
Срок реализации 1 год, 90 часов, из них теоретических занятий – 16,5 часов,
практических занятий – 73,5 часа.
№
Название раздела, темы
Количество часов
Формы
п/п
аттестации/контроля
Всего
Теория Практ
ика
1
Теоретическая подготовка
1
1
Тест
2
Общая физическая подготовка
7
1
6
3
Специальная физическая
подготовка
9
1
8
Контрольные
нормативы
Контрольные
нормативы
4
Техническая подготовка
53,5
10,5
40
5
Тактическая подготовка
6
1
5
6
Интегральная подготовка
12
2
10
7
Психологическая подготовка
в течение занятий
8
Соревнования.
в течение года
9
Контрольно-переводные
испытания
Итого:
1,5
90
1,5
16,5
Контрольные
нормативы
Контрольные
нормативы
Контрольные
нормативы
Наблюдение
Результаты участия
в соревнованиях
Контрольные
нормативы
73,5
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 группа (5-7 класс)
Материал Программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная
физическая подготовка; техника и тактика игры.
В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития волейбола,
правила соревнований.
В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые
способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к
физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.
В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий
обучению техническим и тактическим приемам игры.
В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать
участие в соревнованиях.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов
упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.
1. Теоретическая подготовка
Теория:
Влияние тренировочных нагрузок и профилактические восстановительные мероприятия.
Гигиена тренировочного процесса, самоконтроль. Основы техники и тактики игры в
волейбол.Правила игры волейбол.
Практика: Применение полученных знаний по технике безопасности, правилам игры в
волейбол, гигиене тренировочного процесса на практике.
2. Общая физическая подготовка
Теория: Правила выполнения основных упражнений по общей физической подготовке.
Техника безопасности при выполнении упражнений.
Практика:
Общеразвивающие упражнения иупражнения на развитие силы.
Упражнения для мышц рук и плечевого пояса; для мышц туловища и шеи; для мышц ног и
таза. Стреч упражнения. Статические упражнения.
Акробатические упражнения.
Группировки в приседе. Сидя, лежа, на спине. Перекаты в группировке лежа на спине
(вперед и назад). Стойка на лопатках. Кувырок вперед из упора присев. Переворот в сторону
с места и с разбега. Упражнения на равновесие.
Легкоатлетические упражнения
Ускорения до 20,30,60 м. Старт и стартовый разгон. Эстафетный бег. Повторный бег 3-4 раза
по 30-60 м. Бег с препятствиями от 100 до 200м. Прыжковые упражнения различной
сложности. Челночный бег 3х10м,6х10м,10х10м.00
Подвижные игры.
Спортивные игры. Баскетбол. Гандбол. Волейбол.
3. Специальная подготовка
Теория: Правила выполнения основных упражнений специальной подготовке. Техника
безопасности при выполнении упражнений.
Практика:
Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий.
Упражнения для развития прыгучести.
Прыжки: обычные и многократные на одной и обеих ногах на месте, из различных исходных
положений, со скакалкой. Упражнения с отягощением. Прыжки на одной и на обеих ногах на
месте и в движении лицом вперед. То же с отягощением.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приёма и передач мяча.
Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, из упора стоя у стены одновременное
и попеременное сгибание в лучезапястных суставах, отталкивание от стены, броски и
упражнения с набивным мячом. Броски набивного мяча и наблюдение за партнером в
зависимости от действия партнера, изменение высоты подбрасывания; броски мяча во
встречных колоннах.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча. Круговые
движения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой.
Упражнения с набивным мячом. Бросок гандбольного мяча через сетку на точность в зоны.
Упражнения с волейбольным мячом. Совершенствование ударного движения подачи по
мячу.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов,
блокирования.
Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху
вниз - стоя на месте и в прыжке. Имитация прямого нападающего удара. Многократное
выполнение нападающих ударов с собственного подбрасывания. Прыжковые упражнения в
сочетании с подниманием рук вверх и касанием предмета. Передвижение вдоль сетки лицом к ней приставными шагами.
4. Техническая подготовка
Теория: Правила выполнения основных упражнений по технической подготовке.
Техника безопасности при выполнении упражнений.
Практика:
Техника нападения. Перемещения и стойки. Перемещения и стойки в сочетании с
техническими приемами нападения.Перемещения различными способами на максимальной
скорости в сочетании с остановками, прыжками, стойками.Передача мяча. Передача мяча
сверху, снизу в парах, через сетку.Передача мяча сверху двумя руками с отвлекающими
действиями.Передачи мяча сверху двумя руками, различные по высоте и расстоянию у сетки,
со стенкой, в прыжке и на месте.Подача мяча.
Нижняя прямая подача на точность, по зонам. Верхняя прямая подача.Чередование способов
подач в сочетании
с требованиями точности.Совершенствование изученных
подач.Нападающий удар. Обучение нападающему удару. Основные фазы нападающего
удара(разбег, толчок, удар, приземление). Имитация нападающего удара. Нападающий удар
из зон 2,4.Передача мяча сверху двумя руками. Передача мяча снизу двумя руками. Нижняя
прямая подача. Верхняя прямая подача. Подводящие упражнения к нападающему удару у
стены. Прямой нападающий удар. Техника защиты.Стойки и перемещения игрока при
приеме снизу.Прием мяча. Выполнение приема мяча из различных и.п. прием мяча с подачи.
Страховка. Прием мяча после отскока от стены, пола. Выполнение приема мяча различными
способами и с последующим падением: подач, различных нападающих ударов.
5. Тактическая подготовка
Теория: Правила выполнения основных упражнений по тактической подготовке.
Техника безопасности при выполнении упражнений.
Практика:
Тактика нападения.
Индивидуальные групповые, командные действия. Обучение расстановке игроков, переход.
Чередование передачи. Выбор необходимого места на площадке при приеме мяча. Первая
передача связующему игроку. Вторая передача. Чередование нападающих ударов на силу и
точность. Тактические комбинации. Тактика игры в нападении со второй передачи.
Розыгрыш мяча. Варианты системы игры в нападении со второй передачи игроком передней
линии.
Тактика защиты.
Индивидуальные, групповые, командные действия. Перемещения к сетке, при приеме мяча.
Страховка. Выбор действия: прием в защите или страховка. Взаимодействие игроков задней
линии. Расположение игроков при приеме. Индивидуальное блокирование. Взаимодействие
и перемещение игроков задней линии при атаке соперника. Варианты расположения игроков
при приеме подачи.
6. Интегральная подготовка
Теория: Правила выполнения основных упражнений по интегральной подготовке.
Техника безопасности при выполнении упражнений.
Практика:
Упражнения на переключение в выполнении технических приемов нападения и защиты
повышенной интенсивности и дозировки с целью совершенствования навыков технических
приемов и развития специальных качеств в единстве.
Упражнение на переключение в выполнении тактических действий в нападении и защите
повышенной интенсивности и дозировки и с целью совершенствования навыков тактических
действий, технических приемов и развития специальных качеств в единстве.
Учебные игры. Система заданий в игре, включающая основной материал по технической и
тактической подготовке.
Контрольные игры. Применяются систематически для решения учебных задач. Особая их
роль при подготовке к соревнованиям.
7. Психологическая подготовка (в течение занятий)
Теория: Воспитание высоких моральных качеств, формирование у учащихся чувство
коллектива, разносторонних интересов. Воспитание волевых качеств. Адаптация к условиям
соревнований. Настройка на игру, методы руководства командой в игре.Изучение структуры
взаимоотношений в команде. Изучение эффективности игрового взаимодействия методом
контролируемого наблюдения. Стресс и борьба с ним.
Практика:
Включение в процесс предсоревновательной подготовки определенную систему психологопедагогических воздействий.
Проведение совместных занятий с командами других школ, с командой девочек.
Упражнения большой сложности в процессе физической, технико-тактической и
интегральной подготовки. Участие в соревнованиях с использованием установок на игру,
разборов проведенных игр.
8. Контрольно-переводные испытания
Теория: Основные принципы подготовки и сдачи конторольно-переводных испытаний
Практика: Сдача контрольно-переводных испытаний
2 группа (8-11 класс)
Материал Программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная
физическая подготовка; техника и тактика игры.
В разделе «Основы знаний» представлен материал по истории развития волейбола,
правила соревнований.
В разделе «Общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые
способствуют формированию общей культуры движений, подготавливают организм к
физической деятельности, развивают определенные двигательные качества.
В разделе «Техника и тактика игры» представлен материал, способствующий
обучению техническим и тактическим приемам игры.
В конце обучения по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать
участие в соревнованиях.
Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов
упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.
1. Теоретическая подготовка
Теория:
Влияние тренировочных нагрузок и профилактические восстановительные мероприятия.
Гигиена тренировочного процесса, самоконтроль. Основы техники и тактики игры в
волейбол. Правила игры волейбол.
Практика: Применение полученных знаний по технике безопасности, правилам игры в
волейбол, гигиене тренировочного процесса на практике.
2. Общая физическая подготовка
Теория: Правила выполнения основных упражнений по общей физической подготовке.
Техника безопасности при выполнении упражнений.
Практика:
Общеразвивающие упражнения и упражнения на развитие силы.
Упражнения для мышц рук и плечевого пояса; для мышц туловища и шеи; для мышц ног и
таза. Стреч упражнения. Статические упражнения.
Акробатические упражнения.
Группировки в приседе. Сидя, лежа, на спине. Перекаты в группировке лежа на спине
(вперед и назад). Стойка на лопатках. Кувырок вперед из упора присев. Переворот в сторону
с места и с разбега. Упражнения на равновесие.
Легкоатлетические упражнения
Ускорения до 20,30,60 м. Старт и стартовый разгон. Эстафетный бег. Повторный бег 3-4 раза
по 30-60 м. Бег с препятствиями от 100 до 200м. Прыжковые упражнения различной
сложности. Челночный бег 3х10м,6х10м,10х10м.00
Подвижные игры.
Спортивные игры. Баскетбол. Гандбол. Волейбол.
3. Специальная подготовка
Теория: Правила выполнения основных упражнений специальной подготовке. Техника
безопасности при выполнении упражнений.
Практика:
Упражнения для развития навыков быстроты ответных действий.
Упражнения для развития прыгучести.
Прыжки: обычные и многократные на одной и обеих ногах на месте, из различных исходных
положений, со скакалкой. Упражнения с отягощением. Прыжки на одной и на обеих ногах на
месте и в движении лицом вперед. То же с отягощением.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении приёма и передач мяча.
Сгибание и разгибание рук в лучезапястных суставах, из упора стоя у стены одновременное
и попеременное сгибание в лучезапястных суставах, отталкивание от стены, броски и
упражнения с набивным мячом. Броски набивного мяча и наблюдение за партнером в
зависимости от действия партнера, изменение высоты подбрасывания; броски мяча во
встречных колоннах.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении подач мяча. Круговые
движения руками в плечевых суставах с большой амплитудой и максимальной быстротой.
Упражнения с набивным мячом. Бросок гандбольного мяча через сетку на точность в зоны.
Упражнения с волейбольным мячом. Совершенствование ударного движения подачи по
мячу.
Упражнения для развития качеств, необходимых при выполнении нападающих ударов,
блокирования.
Броски набивного мяча из-за головы двумя руками с активным движением кистей сверху
вниз - стоя на месте и в прыжке. Имитация прямого нападающего удара. Многократное
выполнение нападающих ударов с собственного подбрасывания. Прыжковые упражнения в
сочетании с подниманием рук вверх и касанием предмета. Передвижение вдоль сетки лицом к ней приставными шагами.
4. Техническая подготовка
Теория: Правила выполнения основных упражнений по технической подготовке.
Техника безопасности при выполнении упражнений.
Практика:
Техника нападения. Перемещения и стойки. Перемещения и стойки в сочетании с
техническими приемами нападения. Перемещения различными способами на максимальной
скорости в сочетании с остановками, прыжками, стойками. Передача мяча. Передача мяча
сверху, снизу в парах, через сетку. Передача мяча сверху двумя руками с отвлекающими
действиями. Передачи мяча сверху двумя руками, различные по высоте и расстоянию у
сетки, со стенкой, в прыжке и на месте. Подача мяча.
Нижняя прямая подача на точность, по зонам. Верхняя прямая подача.Ч ередование способов
подач в сочетании с требованиями точности. Совершенствование изученных подач.
Нападающий удар. Обучение нападающему удару. Основные фазы нападающего
удара(разбег, толчок, удар, приземление). Имитация нападающего удара. Нападающий удар
из зон 2,4.Передача мяча сверху двумя руками. Передача мяча снизу двумя руками. Нижняя
прямая подача. Верхняя прямая подача. Подводящие упражнения к нападающему удару у
стены. Прямой нападающий удар. Техника защиты. Стойки и перемещения игрока при
приеме снизу.Прием мяча. Выполнение приема мяча из различных и.п. прием мяча с подачи.
Страховка. Прием мяча после отскока от стены, пола. Выполнение приема мяча различными
способами и с последующим падением: подач, различных нападающих ударов.
5. Тактическая подготовка
Теория: Правила выполнения основных упражнений по тактической подготовке.
Техника безопасности при выполнении упражнений.
Практика:
Тактика нападения.
Индивидуальные групповые, командные действия. Обучение расстановке игроков, переход.
Чередование передачи. Выбор необходимого места на площадке при приеме мяча. Первая
передача связующему игроку. Вторая передача. Чередование нападающих ударов на силу и
точность. Тактические комбинации. Тактика игры в нападении со второй передачи.
Розыгрыш мяча. Варианты системы игры в нападении со второй передачи игроком передней
линии.
Тактика защиты.
Индивидуальные, групповые, командные действия. Перемещения к сетке, при приеме мяча.
Страховка. Выбор действия: прием в защите или страховка. Взаимодействие игроков задней
линии. Расположение игроков при приеме. Индивидуальное блокирование. Взаимодействие
и перемещение игроков задней линии при атаке соперника. Варианты расположения игроков
при приеме подачи.
6. Интегральная подготовка
Теория: Правила выполнения основных упражнений по интегральной подготовке.
Техника безопасности при выполнении упражнений.
Практика:
Упражнения на переключение в выполнении технических приемов нападения и защиты
повышенной интенсивности и дозировки с целью совершенствования навыков технических
приемов и развития специальных качеств в единстве.
Упражнение на переключение в выполнении тактических действий в нападении и защите
повышенной интенсивности и дозировки и с целью совершенствования навыков тактических
действий, технических приемов и развития специальных качеств в единстве.
Учебные игры. Система заданий в игре, включающая основной материал по технической и
тактической подготовке.
Контрольные игры. Применяются систематически для решения учебных задач. Особая их
роль при подготовке к соревнованиям.
7. Психологическая подготовка (в течение занятий)
Теория: Воспитание высоких моральных качеств, формирование у учащихся чувство
коллектива, разносторонних интересов. Воспитание волевых качеств. Адаптация к условиям
соревнований. Настройка на игру, методы руководства командой в игре.Изучение структуры
взаимоотношений в команде. Изучение эффективности игрового взаимодействия методом
контролируемого наблюдения. Стресс и борьба с ним.
Практика:
Включение в процесс предсоревновательной подготовки определенную систему психологопедагогических воздействий.
Проведение совместных занятий с командами других школ, с командой девочек.
Упражнения большой сложности в процессе физической, технико-тактической и
интегральной подготовки. Участие в соревнованиях с использованием установок на игру,
разборов проведенных игр.
8. Контрольно-переводные испытания
Теория: Основные принципы подготовки и сдачи конторольно-переводных испытаний
Практика: Сдача контрольно-переводных испытаний
Прогнозируемые результаты
В результате освоения курса по программе «Волейбол» учащиеся будут
Знать:
основы строения и функций организма;
влияние занятий физическими упражнениями на дыхательную и сердечнососудистую системы;
правила оказания первой помощи при травмах;
гигиенические требования к питанию спортсмена, к инвентарю и
спортивной одежде;
правила игры в волейбол;
места занятий и инвентарь.
Уметь:
выполнять программные требования по видам подготовки;
владеть основами техники и тактики волейбола;
правильно применять технические и тактические приемы в игре
II.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
При обучении используются основные методы организации и осуществления учебнопознавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и
проблемно-поисковые.
Выбор
методов
(способов)
обучения
зависит
о
психофизиологических, возрастных особенностей детей, темы и формы занятий. При этом в
процессе обучения все методы реализуются в теснейшей взаимосвязи. Методика проведения
занятий предполагает постоянное создание ситуаций успешности, радости от преодоления
трудностей в освоении изучаемого материала. С первых занятий учащиеся приучаются к
технике безопасности, противопожарной безопасности, к правильной организации
собственного труда, рациональному использованию рабочего времени, грамотному
использованию спортивного инвентаря и спортивных снарядов.
Приёмы и методы организации занятий
Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом
движении. Для этой цели используются: объяснение, рассказ, замечание, команды, указание.
Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения,
наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные
представления об изучаемых действиях.
Практические методы:
методы упражнений;
игровой;
соревновательный;
круговой тренировки.
Главным из них является метод упражнений, который предусматривает многократное
повторение упражнений. Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:
в целом;
по частям.
Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся
образовались некоторые навыки игры.
Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально
подготовленных местах (станциях). Упражнения выполняются с учётом технических и
физических способностей занимающихся.
Материально-техническое обеспечение программы
Для проведения занятий в школе имеется спортивный зал: размеры 24 х 12 м.
Для проведения занятий в секции волейбола имеется следующее оборудование и
инвентарь:
1. Сетка волейбольная - 2 шт.
2. Гимнастические стенки - 6-8 шт.
3. Гимнастические скамейки - 3-4 шт.
4. Гимнастические маты - 3 шт.
5. Скакалки — 15 шт.
6. Мячи набивные (масса 1 кг) - 15 шт.
7. Мячи волейбольные - 30 шт.
III.
CПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Волейбол. Шаги к успеху: пер. с анг./ Барбара Л. Виера, Бонни Джил Фергюсон. _ М.:
АСТ: Астрель, 2006;
2. Волейбол: Учебник для институтов физической культуры. под.ред. Железняк Ю.Д.,
Ивойлов А.В. - М. Физкультура и спорт, 1991.
3. Дозировка физических нагрузок школьников, Я.С. Вайнбаум - М.: Просвещение,
1992
4. И.А. Гуревич 300 соревновательных игровых заданий по физическому воспитанию.
5. Комплексная программа общеобразовательных учреждений физического воспитания
для 1-11 классов. - М.: Просвещение, 2011г;
6. Примерная программа спортивной подготовки для специализированных детскоюношестких школ олимпийского резерва (этапы спортивного совершенствования),
школ высшего спортивного мастерства. - М.: Советский спорт, 2004;
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧСКИЙ ПЛАН
1 группа (5-7 классы)
Дата
проведен
ия
занятия
Сентябрь
№
занят
ия
Сентябрь
2.
Сентябрь
3.
Сентябрь
4.
Сентябрь
5.
Сентябрь
6.
Сентябрь
7.
Сентябрь
8.
Октябрь
9.
Октябрь
10.
1.
Тема занятия
Форма
занятия
Классификация упражнений,
применяемых в учебнотренировочном процессе по
волейболу. Техника
безопасности на занятиях.
Упражнения для развития
навыков быстроты, ответных
действий, прыжковые
упражнения.
Прыжок в длину с места. Бег
30м.
Развитие скоростно-силовых
качеств. Имитация передач.
Прыжок в длину с места. Бег
30м.
Упражнения для развития
навыков быстроты, ответных
действий, прыжковые
упражнения.
Лекция.
Беседа
Стойка игрока. Перемещение в
стойке. Передача двумя руками
сверху на месте. Эстафеты.
Подвижные игры с элементами
волейбола
ОРУ, силовые упражнения для
мышц рук, плечевого пояса,
прыжковые упражнения.
Перемещения и стойки. Прием
сверху двумя руками.Передача
двумя руками сверху на месте и
после передачи вперед. Прием
мяча снизу двумя руками над
собой. Эстафеты. Игра в миниволейбол.
Перемещения и стойки. Прием
сверху двумя руками Прием мяча
после отскока от стены
(расстояние 1-2 м).
Передачи мяча сверху двумя
руками, над собой – на месте и
после перемещения различными
способами.
Развитие гибкости, статические
упражнения. Развитие скоростно-
Количе
ство
часов
Форма
контроля
1
Наблюдение
Лекция.
Беседа
1
Входная
диагностика
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1
Контрольный
норматив
силовых качеств.
Октябрь
11.
Стойка игрока. Перемещение в
стойке. Передача двумя руками
сверху в парах. Прием мяча
снизу двумя руками над собой и
на сетку.
Стойки, перемещения
волейболиста. Челночный бег
3х10м, 5х10м. Подводящие
упражнения для приема и
передач, подач.
Прием снизу двумя руками.
Прием наброшенного мяча
партнером – на месте и после
перемещения в парах, направляя
мяч вперед вверх.
Прием подачи и первая передача
в зону нападения. Бег вдоль
границ площадки, выполняя
различные упражнения.
Подводящие упражнения для
приема и передач, подач.
Кувырок вперед, назад, в
сторону. Развитие гибкости.
Трениро
вка
1
Текущий
Октябрь
12.
Трениро
вка
1
Текущий
Октябрь
13.
Трениро
вка
1
Текущий
Октябрь
14.
Трениро
вка
1
Контрольный
норматив
Октябрь
15.
Трениро
вка
1
Текущий
Октябрь
16.
Передачи мяча сверху двумя
руками, над собой. Подачи мяча:
нижняя прямая подача. Ира в
мини волейбол.
Трениро
вка
1
Текущий
Ноябрь
17.
Трениро
вка
1
Текущий
Ноябрь
18.
Трениро
вка
1
Текущий
Ноябрь
19.
Трениро
вка
1
Текущий
Ноябрь
20.
Текущий
21.
Трениро
вка
Трениро
вка
1
Ноябрь
Круговая тренировка.Передачи
мяча сверху двумя руками, над
собой на месте и после
перемещения различными
способами.
Упражнения для развития
навыков быстроты ответных
действий, специальные
прыжковые упражнения.
Передачи мяча сверху двумя
руками, над собой – на месте и
после перемещения различными
способами. В парах, тройках,
верхняя прямая подача. Передачи
мяча сверху двумя руками, над
собой. Подачи мяча: нижняя
прямая подача.
Прием подачи и первая передача
в зону нападения.
Комплекс ОРУ на развитие
гибкости, встречные
1
Текущий
упражнения.
Ноябрь
22.
Ноябрь
23.
Ноябрь
24.
Декабрь
25.
Декабрь
26.
Декабрь
27.
Декабрь
28.
Декабрь
29.
Декабрь
30.
Декабрь
31.
Декабрь
32.
Прыжковая и силовая работа на
развитее точных приемов и
передач. Подводящие
упражнения с малым мячом для
нападающего удара.
Передачи мяча сверху двумя
руками, над собой. Подачи мяча:
нижняя прямая подача, верхняя
прямая подача.
Прием снизу, сверху. Прием
мяча с подачи.
Прием снизу, сверху. Прием
мяча с подачи.
Круговая тренировка на развитие
силовых качеств. Спортивная
игра гандбол.
Передачи мяча сверху двумя
руками, над собой. Подачи мяча:
нижняя прямая подача, верхняя
прямая подача.
Челночный бег с изменением
направления. из различных и.п.
Подводящие упражнения для
приема и передач.
Верхняя прямая подача. Прямой
нападающий удар. Ритм разбега
в три шага, ударное движение
кистью.
ОРУ с гимнастической
скакалкой. Развитие скоростносиловых качеств. Мини-футбол.
Верхняя прямая подача. Прямой
нападающий удар. Ритм разбега
в три шага. Чередование
упражнений на развитие качеств
применительно к изученным
техническим приемам и
выполнение этих же приемов.
Индивидуальные действия:
выбор места при приеме подачи,
при приеме мяча, направленного
соперником через сетку.
ОРУ у гимнастической стенки.
Группировка, перекаты в
группировке из различных
положений. Прыжковая и
силовая работа на развитее
точных приемов и передач.
Подводящие упражнения с
малым мячом для нападающего
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
Трениро
вка
1
Текущий
1
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
удара.
Январь
33.
Январь
34.
Январь
35.
Январь
36.
Январь
37.
Январь
38.
Январь
39.
Февраль
40.
Февраль
41.
Февраль
42.
Февраль
43.
Февраль
44.
Февраль
45.
Февраль
46.
Верхняя прямая подача. Прямой
нападающий удар. Ритм разбега
в три шага, ударное движение
кистью.
Прием сверху двумя руками
нижней прямой подачи. Прием
снизу двумя руками на месте и
после перемещения.
Перемещение из зоны 4в зону
3и обратно с имитацией
блокирования в каждой зоне.
Перемещение из зоны 2 в зону
1и обратно с имитацией
блокирования в каждой зоне.
Метание малого мяча с места в
стенку или щит в цель, на
дальность. Ручной мяч.
Передачи мяча. Прямой
нападающий удар. Ритм разбега
в три шага, ударное движение
кистью. Освоение терминологии
принятой в волейболе. Правила
игры.
Передачи мяча. Прямой
нападающий удар. Ритм разбега
в три шага, ударное движение
кистью. Освоение терминологии
принятой в волейболе. Правила
игры.
Прием мяча снизу из различных
и.п., перемещений. Стойки и
перемещения –
совершенствование, перекаты,
падения.
Прыжки в высоту с прямого
разбега. Баскетбол.
Прыжковая и силовая работа на
развитее точных приемов и
передач.
Нижняя прямая подача. Верхняя
прямая подача. Передачи мяча.
Прием подачи и первая передача
в зону нападения.
Прямой нападающий удар. Ритм
разбега в три шага, ударное
движение кистью. Подача мяча.
Передачи мяча.
Упражнения для овладения
навыками быстрых ответных
действий. «Эстафета с
Трениро
вка
1
Контрольный
норматив
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
Трениро
вка
1
Текущий
1
Текущий
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
1
Текущий
1
Текущий
1
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
прыжками», игра «Перестрелка».
Февраль
47.
Март
48.
Март
49.
Март
50.
Март
51.
Март
52.
Март
53.
Март
54.
Март
55.
Апрель
56.
Апрель
57.
Апрель
58.
Апрель
59.
Прием подачи и первая передача
в зону нападения.
Прыжковая и силовая работа на
развитее точных приемов и
передач.
Прием подачи и первая передача
в зону нападения.
Упражнения для овладения
навыками быстрых ответных
действий. Подвижная игра «Два
капитана
Упражнения для развития
навыков быстроты ответных
действий, специальные
прыжковые упражнения.
Чередование технических
приемов в различных
сочетаниях.
Отбивание мяча кулаком через
сетку в прыжке, после
перемещения. Индивидуальные
действия: выбор места для
выполнения второй передачи у
сетки, для подачи.
Бег с изменением направления из
различных и.п. Челночный бег
3х10м, 5х10м.Гигиена и режим
юного спортспена.
Индивидуальные действия:
выбор места при приеме подачи,
при приеме мяча, направленного
соперником через сетку.
Блокирование одиночное. Прием
сверху, снизу двумя руками.
Верхняя прямая подача.
Встречная эстафета с мячом.
ОРУ, упражнения с набивными
мячами.
Прием подачи и первая передача
в зону нападения. Развитие
общей выносливости.
Подвижные игры.
Упражнения для развития
качеств, необходимых при
выполнении приема и передач.
Совершенствование передачи
мяча сверху в парах, тройках, со
стенкой.
Трениро
вка
Трениро
вка
1
Текущий
1
Текущий
Трениро
вка
Трениро
вка
1
Текущий
1
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
Трениро
вка
1
Текущий
1
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Апрель
60.
Апрель
61.
Апрель
62.
Апрель
63.
Апрель
64.
Май
65.
Май
66.
Май
67.
Май
68.
Май
69.
Май
70.
Май
71.
Май
72.
Индивидуальные действия: при
страховке партнера,
принимающего мяч с подачи,
посланного передачей.
Блокирование одиночное. Прием
сверху, снизу двумя руками.
Чередование тактических
действий (индивидуальных и
коллективных) в нападении и
защите.
Развитие выносливости.
Подвижные игры
Отбивание мяча кулаком через
сетку в прыжке, после
перемещения.
Упражнения для развития
качеств, необходимых при
выполнении приема и передач.
Отбивание мяча кулаком через
сетку в прыжке, после
перемещения.
Упражнения для овладения
навыками быстрых ответных
действий. Подвижная игра «Два
капитана».
Многократное выполнение
технических приемов – одного и
в сочетаниях.
Прыжки в высоту с прямого
разбега. Развитие скоростносиловых качеств.
Прыжковая и силовая работа на
развитее точных приемов и
передач.
Прямой нападающий удар.
Подачи мяча в стену –
расстояние 6-9 м, через сетку.
Прямой нападающий удар.
Подачи мяча в стену –
расстояние 6-9 м, через сетку.
Развитие выносливости.
Подвижные игры.
ИТОГО
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
Трениро
вка
1
1
Контрольный
норматив
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1
Контрольный
норматив
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1
Контрольный
норматив
72
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧСКИЙ ПЛАН
2 группа (8-11 классы)
Дата
проведен
ия
занятия
№
занят
ия
Тема занятия
Форма
занятия
Количе
ство
часов
Форма
контроля
Сентябрь
1.
Сентябрь
2.
Сентябрь
3.
Сентябрь
4.
Сентябрь
5.
Сентябрь
6.
Сентябрь
7.
Сентябрь
8.
Октябрь
9.
Октябрь
10.
Октябрь
11.
Классификация упражнений,
применяемых в учебнотренировочном процессе по
волейболу. Техника
безопасности на занятиях.
Упражнения для развития
навыков быстроты, ответных
действий, прыжковые
упражнения.
Прыжок в длину с места. Бег
30м.
Развитие скоростно-силовых
качеств. Имитация передач.
Прыжок в длину с места. Бег
30м.
Упражнения для развития
навыков быстроты, ответных
действий, прыжковые
упражнения.
Лекция.
Беседа
1
Наблюдение
Лекция.
Беседа
1,5
Входная
диагностика
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1,5
Текущий
Стойка игрока. Перемещение в
стойке. Передача двумя руками
сверху на месте. Эстафеты.
Подвижные игры с элементами
волейбола
ОРУ, силовые упражнения для
мышц рук, плечевого пояса,
прыжковые упражнения.
Перемещения и стойки. Прием
сверху двумя руками.Передача
двумя руками сверху на месте и
после передачи вперед. Прием
мяча снизу двумя руками над
собой. Эстафеты. Игра в миниволейбол.
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1,5
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Перемещения и стойки. Прием
сверху двумя руками Прием мяча
после отскока от стены
(расстояние 1-2 м).
Передачи мяча сверху двумя
руками, над собой – на месте и
после перемещения различными
способами.
Развитие гибкости, статические
упражнения. Развитие скоростносиловых качеств.
Стойка игрока. Перемещение в
стойке. Передача двумя руками
сверху в парах. Прием мяча
снизу двумя руками над собой и
на сетку.
Трениро
вка
1,5
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1,5
Контрольный
норматив
Трениро
вка
1
Текущий
Октябрь
12.
Стойки, перемещения
волейболиста. Челночный бег
3х10м, 5х10м. Подводящие
упражнения для приема и
передач, подач.
Прием снизу двумя руками.
Прием наброшенного мяча
партнером – на месте и после
перемещения в парах, направляя
мяч вперед вверх.
Прием подачи и первая передача
в зону нападения. Бег вдоль
границ площадки, выполняя
различные упражнения.
Подводящие упражнения для
приема и передач, подач.
Кувырок вперед, назад, в
сторону. Развитие гибкости.
Трениро
вка
1,5
Текущий
Октябрь
13.
Трениро
вка
1
Текущий
Октябрь
14.
Трениро
вка
1,5
Контрольный
норматив
Октябрь
15.
Трениро
вка
1
Текущий
Октябрь
16.
Передачи мяча сверху двумя
руками, над собой. Подачи мяча:
нижняя прямая подача. Ира в
мини волейбол.
Трениро
вка
1,5
Текущий
Ноябрь
17.
Трениро
вка
1
Текущий
Ноябрь
18.
Трениро
вка
1,5
Текущий
Ноябрь
19.
Трениро
вка
1
Текущий
Ноябрь
20.
Текущий
21.
Трениро
вка
Трениро
вка
1,5
Ноябрь
1
Текущий
Ноябрь
22.
Круговая тренировка. Передачи
мяча сверху двумя руками, над
собой на месте и после
перемещения различными
способами.
Упражнения для развития
навыков быстроты ответных
действий, специальные
прыжковые упражнения.
Передачи мяча сверху двумя
руками, над собой – на месте и
после перемещения различными
способами. В парах, тройках,
верхняя прямая подача. Передачи
мяча сверху двумя руками, над
собой. Подачи мяча: нижняя
прямая подача.
Прием подачи и первая передача
в зону нападения.
Комплекс ОРУ на развитие
гибкости, встречные
упражнения.
Прыжковая и силовая работа на
развитее точных приемов и
передач. Подводящие
упражнения с малым мячом для
нападающего удара.
Трениро
вка
1,5
Текущий
Ноябрь
23.
Ноябрь
24.
Декабрь
25.
Декабрь
26.
Декабрь
27.
Декабрь
28.
Декабрь
29.
Декабрь
30.
Декабрь
31.
Декабрь
32.
Январь
33.
Январь
34.
Передачи мяча сверху двумя
руками, над собой. Подачи мяча:
нижняя прямая подача, верхняя
прямая подача.
Прием снизу, сверху. Прием
мяча с подачи.
Прием снизу, сверху. Прием
мяча с подачи.
Круговая тренировка на развитие
силовых качеств. Спортивная
игра гандбол.
Передачи мяча сверху двумя
руками, над собой. Подачи мяча:
нижняя прямая подача, верхняя
прямая подача.
Челночный бег с изменением
направления. из различных и.п.
Подводящие упражнения для
приема и передач.
Верхняя прямая подача. Прямой
нападающий удар. Ритм разбега
в три шага, ударное движение
кистью.
ОРУ с гимнастической
скакалкой. Развитие скоростносиловых качеств. Мини-футбол.
Верхняя прямая подача. Прямой
нападающий удар. Ритм разбега
в три шага. Чередование
упражнений на развитие качеств
применительно к изученным
техническим приемам и
выполнение этих же приемов.
Индивидуальные действия:
выбор места при приеме подачи,
при приеме мяча, направленного
соперником через сетку.
ОРУ у гимнастической стенки.
Группировка, перекаты в
группировке из различных
положений. Прыжковая и
силовая работа на развитее
точных приемов и передач.
Подводящие упражнения с
малым мячом для нападающего
удара.
Верхняя прямая подача. Прямой
нападающий удар. Ритм разбега
в три шага, ударное движение
кистью.
Прием сверху двумя руками
нижней прямой подачи. Прием
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
Трениро
вка
1,5
Текущий
1
Текущий
Трениро
вка
1,5
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1,5
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1,5
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1,5
Текущий
Трениро
вка
1
Контрольный
норматив
Трениро
вка
1,5
Текущий
Январь
35.
Январь
36.
Январь
37.
Январь
38.
Январь
39.
Февраль
40.
Февраль
41.
Февраль
42.
Февраль
43.
Февраль
44.
Февраль
45.
Февраль
46.
Февраль
47.
Март
48.
Март
49.
снизу двумя руками на месте и
после перемещения.
Перемещение из зоны 4в зону
3и обратно с имитацией
блокирования в каждой зоне.
Перемещение из зоны 2 в зону
1и обратно с имитацией
блокирования в каждой зоне.
Метание малого мяча с места в
стенку или щит в цель, на
дальность. Ручной мяч.
Передачи мяча. Прямой
нападающий удар. Ритм разбега
в три шага, ударное движение
кистью. Освоение терминологии
принятой в волейболе. Правила
игры.
Передачи мяча. Прямой
нападающий удар. Ритм разбега
в три шага, ударное движение
кистью. Освоение терминологии
принятой в волейболе. Правила
игры.
Прием мяча снизу из различных
и.п., перемещений. Стойки и
перемещения –
совершенствование, перекаты,
падения.
Прыжки в высоту с прямого
разбега. Баскетбол.
Прыжковая и силовая работа на
развитее точных приемов и
передач.
Нижняя прямая подача. Верхняя
прямая подача. Передачи мяча.
Прием подачи и первая передача
в зону нападения.
Прямой нападающий удар. Ритм
разбега в три шага, ударное
движение кистью. Подача мяча.
Передачи мяча.
Упражнения для овладения
навыками быстрых ответных
действий. «Эстафета с
прыжками», игра «Перестрелка».
Прием подачи и первая передача
в зону нападения.
Прыжковая и силовая работа на
развитее точных приемов и
передач.
Прием подачи и первая передача
в зону нападения.
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1,5
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1,5
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1,5
Текущий
Трениро
вка
Трениро
вка
1
Текущий
1,5
Текущий
Трениро
вка
Трениро
вка
Трениро
вка
1
Текущий
1,5
Текущий
1
Текущий
Трениро
вка
1,5
Текущий
Трениро
вка
Трениро
вка
1
Текущий
1,5
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Март
50.
Март
51.
Март
52.
Март
53.
Март
54.
Март
55.
Апрель
56.
Апрель
57.
Апрель
58.
Апрель
59.
Апрель
60.
Апрель
61.
Упражнения для овладения
навыками быстрых ответных
действий. Подвижная игра «Два
капитана
Упражнения для развития
навыков быстроты ответных
действий, специальные
прыжковые упражнения.
Чередование технических
приемов в различных
сочетаниях.
Отбивание мяча кулаком через
сетку в прыжке, после
перемещения. Индивидуальные
действия: выбор места для
выполнения второй передачи у
сетки, для подачи.
Бег с изменением направления из
различных и.п. Челночный бег
3х10м, 5х10м.Гигиена и режим
юного спортсмена.
Индивидуальные действия:
выбор места при приеме подачи,
при приеме мяча, направленного
соперником через сетку.
Блокирование одиночное. Прием
сверху, снизу двумя руками.
Верхняя прямая подача.
Встречная эстафета с мячом.
ОРУ, упражнения с набивными
мячами.
Прием подачи и первая передача
в зону нападения. Развитие
общей выносливости.
Подвижные игры.
Упражнения для развития
качеств, необходимых при
выполнении приема и передач.
Совершенствование передачи
мяча сверху в парах, тройках, со
стенкой.
Индивидуальные действия: при
страховке партнера,
принимающего мяч с подачи,
посланного передачей.
Блокирование одиночное. Прием
сверху, снизу двумя руками.
Чередование тактических
действий (индивидуальных и
коллективных) в нападении и
защите.
Трениро
вка
1,5
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1,5
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1,5
Текущий
Трениро
вка
Трениро
вка
1
Текущий
1,5
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1,5
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1,5
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Апрель
62.
Апрель
63.
Апрель
64.
Май
65.
Май
66.
Май
67.
Май
68.
Май
69.
Май
70.
Май
71.
Май
72.
Осадчая
Г.А.
Развитие выносливости.
Подвижные игры
Отбивание мяча кулаком через
сетку в прыжке, после
перемещения.
Упражнения для развития
качеств, необходимых при
выполнении приема и передач.
Отбивание мяча кулаком через
сетку в прыжке, после
перемещения.
Упражнения для овладения
навыками быстрых ответных
действий. Подвижная игра «Два
капитана».
Многократное выполнение
технических приемов – одного и
в сочетаниях.
Прыжки в высоту с прямого
разбега. Развитие скоростносиловых качеств.
Прыжковая и силовая работа на
развитее точных приемов и
передач.
Прямой нападающий удар.
Подачи мяча в стену –
расстояние 6-9 м, через сетку.
Прямой нападающий удар.
Подачи мяча в стену –
расстояние 6-9 м, через сетку.
Развитие выносливости.
Подвижные игры.
ИТОГО
Осадчая Г.А.
я подтверждаю этот
документ своей
удостоверяющей
подписью
МАОУ СОШ № 131
г.Екатеринбург,
ул.Гаршина, 8 б,
soch131@eduekb.ru
2023.10.21 15:08:
16+05'00'
Трениро
вка
Трениро
вка
1,5
1
Контрольный
норматив
Текущий
Трениро
вка
1,5
Текущий
Трениро
вка
1
Контрольный
норматив
Трениро
вка
1,5
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1,5
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1,5
Текущий
Трениро
вка
1
Текущий
Трениро
вка
1,5
Контрольный
норматив
90