Программа курса ВУД - Читательская грамотность, 9 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «Читательская грамотность» для учащихся 9
класса, составлена на основе Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от
29.12.2012 N 273-ФЗ, Образовательной программы основного общего образования.
Цели и задачи изучения курса:
Цели:
- познакомить учащихся с приёмами изучающего чтения, предполагающего полное и
глубокое понимание содержание текста;
- формировать умение осмысливать текст, сознательно используя приёмы
информационной переработки прочитанного;
- способствовать формированию у школьников индивидуальных тактик изучающего
чтения.
Задачи курса:
- вооружить школьников широким набором приёмов осмысленного прочтения текста;
- научить осмысленно прочитывать текст;
- способствовать успешному обучению в школе на других предметах;
- способствовать успешной сдачи ОГЭ по русскому языку при работе с текстами;
- подготовить к взрослой жизни в информационном потоке. Рабочая программа рассчитана
на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Результаты освоения курса по внеурочной деятельности: Личностные результаты:

понимание русского языка как одной из основных национально-культурных
ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных,
творческих способностей и моральных качеств личности;

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к
родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления
национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

достаточный объем словарного запаса и усвоенных лексических, фразеологических
средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к
самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные результаты
Регулятивные:

способности извлекать информацию из разных источников, включая средства
массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно
пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;

овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;
умение вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор;

умения сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их
содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

способность определять цели предстоящей исследовательской, творческой
деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий.
Коммуникативные:

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью
свернутости;

умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров
с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной
2

форме;




владение разными видами монолога и диалога;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета;
способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового

оформления;
умения находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их,
совершенствовать и редактировать собственные тексты;

умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями,
докладами.
Рефлексивные:

оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и
письменной форме;

проектировать,
корректировать
индивидуальный
маршрут
восполнения
проблемных зон выполняемой предметной, метапредметной, личностно ориентированной
деятельности;

применять само- и взаимодиагностику при перепроектировании индивидуальных
маршрутов восполнения проблемных зон в предметной, метапредметной деятельности.
ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ НАУКИ О ЯЗЫКЕ
Синтаксис Учащиеся научатся:
- опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение);
- анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения
структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности;
- применять синтаксические знания и умения в практике правописания, в различных видах
анализа.
Учащиеся получат возможность научиться:
- опознавать основные выразительные средства синтаксиса в публицистической и
художественной речи, в текстах научного и официально-делового стилей речи;
- использовать в речи грамматическую синонимию;
- анализировать особенности употребления синтаксических конструкций в
публицистической, художественной речи, в текстах научного и официально-делового стилей
речи;
Правописание: орфография и пунктуация
Учащиеся научатся:
- опознавать орфограммы и пунктограммы;
- проводить орфографический и пунктуационный анализ в устной и письменной форме с
помощью графических символов;
- соблюдать нормы правописания в письменной речи (в объёме содержания курса).
Учащиеся получат возможность научиться:
- иллюстрировать роль орфографии и пунктуации в передаче смысловой стороны речи;
- извлекать необходимую информацию из мультимедийных, орфографических словарей и
справочников по правописанию; использовать эту информацию в процессе письма.
РЕЧЬ. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Речеведение Учащиеся научатся:
- проводить анализ текстов с указанием темы, основной мысли, принадлежности к стилю,
функционально-смысловому типу речи, средств выразительности;
применятькоммуникативныенавыкивречевойдеятельностисучётомситуациии
сферы


3

общения.
Учащиеся получат возможность научиться:
- анализироватьречевыевысказываниясточкизренияихсоответствияситуацииобщения и
успешности в достижении прогнозируемого результата.
ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧТЕНИЕ
Учащиеся научатся:
- адекватно понимать и интерпретировать прочитанные тексты различных функциональносмысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и определённой функциональной
разновидности языка;
- владеть навыками различных видов чтения;
- владеть навыками информационной переработки прочитанного текста;
- владеть навыками работы с книгой и периодическими изданиями.
Учащиеся получат возможность научиться:
- извлекать информацию по заданной проблеме (включая противоположные точки зрения
на её решение) из различных источников (учебно-научных текстов, текстов СМИ, в том числе
представленных в электронном виде на различных информационных носителях, официальноделовых текстов), высказывать собственную точку зрения на решение проблемы.
ПИСЬМО
Учащиеся научатся:
- создавать собственные тексты различных функционально-смысловых типов речи
(повествование, описание, рассуждение) и определённой стилевой разновидности языка;
- совершенствовать и редактировать тексты;
- соблюдать на письме нормы современного русского литературного языка, правила
речевого этикета.
Учащиеся получат возможность научиться:
- аргументировать собственную позицию, доказывать её, приводя аргументы из различных
областей знания, жизненного и читательского опыта;
- понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь их объяснять;
- писать аннотации, тезисы выступления, конспекты, рефераты;
- понимать основные причины коммуникативных неудач в письменном общении и уметь
их объяснять.
СЛУШАНИЕ
Учащиеся научатся:
- адекватно понимать и интерпретировать тексты различных функционально-смысловых
типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
- владеть различными видами аудирования (с полным пониманием основного содержания,
с выборочным извлечением информации) текстов различных функциональных разновидностей
языка;
- владеть навыками информационной переработки прослушанного текста.
Учащиеся получат возможность научиться:
- понимать скрытую информацию публицистического характера (в том числе текстов
СМИ) анализировать и комментировать её в устной форме.
ГОВОРЕНИЕ
Учащиеся научатся:
- создавать собственные тексты различных функционально-смысловых типов речи и
определённой функциональной разновидности языка;
4

- создавать устные монологические и диалогические высказывания на темы из жизненного
опыта (на основе жизненных наблюдений ,чтения учебной, научной и художественной
литературы);
- соблюдать в устной речи нормы современного русского литературного языка, правила
речевого этикета.
Учащиеся получат возможность научиться:
- участвовать в коллективном обсуждении морально-этических проблем, в дискуссиях на
учебно-научные темы, аргументировать собственную позицию, доказывать её, убеждать,
соблюдая нормы учебно-научного общения;
- понимать основные причины коммуникативных неудач в устном общении и уметь их
объяснять.
Содержание курса внеурочной деятельности:
№
1.

Тема
Вводное занятие.

2.

Текст и его признаки

3

Постановка вопросов к тексту и Практическое занятие
прогнозирование его содержания.
Разработка
проектных
заданий
исследовательского
и
творческого типов;
Составление тематической группы Практическое занятие
слов как приём определения темы Самостоятельная
работа
текста.
(индивидуальная
и
групповая)

Беседа,
чтение
и
анализ
лингвистического и художественного
текстов,
пересказ,
орфографическое
списывание, работа со словарями

Выделение в тексте ключевых слов Практическое занятие
как приём определения его темы и Самостоятельная
работа
идеи.
(индивидуальная
и
групповая)
Осмысление
текста
через Самостоятельная
работа
выделение
тематических
и (индивидуальная
и
концептуальных предложений.
групповая)
Разработка
проектных
заданий
исследовательского
и
творческого типов;

Работа с раздаточным материалом,
выполнение тренировочных упражнений,
выборочное,
осложненное
и
распределительное списывание
Работа
Творческой
мастерской
исследователя
,чтение
и
анализ
лингвистического и художественного
текстов,

4

5

6-7

Формы организации
Практическое занятие.
Контрольный срез.
Практическое занятие

8-9

Содержательные
и
приёмы сжатия текста.

10

Сжатие
текста
понимания текста

как

языковые Самостоятельная
(индивидуальная
групповая

Виды деятельности учащихся
Чтение и анализ художественного текста
Участие в беседе и диалоге, чтение и
анализ
лингвистического
и
художественного
текстов,
пересказ,
орфографическое списывание.

Языковые
анализы
слов,
комментированное чтение, работа с
раздаточным материалом, выполнение
тренировочных
упражнений,
пунктуационный и орфографический
анализ, выборочное, осложненное и
распределительное списывание

работа Беседа, чтение и анализ лингвистического
и и художественного текстов, пересказ,
орфографическое списывание, работа со
словарями
приём Практическое занятие
Беседа, чтение и анализ художественного
текста

5

1112
13

Обучающее сжатое изложение.

Практическое занятие
Самостоятельная
работа
(индивидуальная
и
групповая)

14

Анализ сжатых изложений

15

Сжатое изложение с элементами
сочинения.

16

Анализ творческих работ учащихся

17

Использование
нескольких
приёмов понимания текста

18

План текста как способ понимания
прочитанного. Виды плана текста.

1920

План текста как способ понимания
прочитанного. Простой и сложный
план текста.

Практическое
занятие Языковые
анализы
слов,
анализ и просмотр текстов; комментированное
чтение,
пунктуационный и орфографический
анализ
Самостоятельная
работа Беседа, чтение и анализ лингвистического
(индивидуальная
и текста, пересказ, работа со словарями,
групповая)
выполнение творческих работ
Анализ и просмотр текстов; Языковые
анализы
слов,
комментированное
чтение,
пунктуационный и орфографический
анализ
Практическое занятие
Работа с раздаточным материалом,
выполнение тренировочных упражнений,
выборочное,
осложненное
и
распределительное списывание
Самостоятельная
работа Беседа, чтение и анализ художественного
(индивидуальная
и текста,
пересказ,
орфографическое
групповая)
списывание, работа со словарями
Самостоятельная
работа Работа с раздаточным материалом,
(индивидуальная
и выполнение тренировочных упражнений,
групповая)
выборочное,
осложненное
и
распределительное списывание

21

План текста, приближающийся к
сжатому
пересказу
первоисточника,
как
способ
осмысления прочитанного.
Диалог с автором текста.

22

23

2425

26

27

28

Практическое занятие
Самостоятельная
работа(индивидуальная
групповая)
Практическое занятие

Анализ
языковых
выразительности
как
понимания текста.

и

средств Самостоятельная
приём работа(индивидуальная и
групповая)
анализ и просмотр текстов;
Смысловая схема текста.
Практическое занятие
Самостоятельная
работа
(индивидуальная
и
групповая работа). Анализ
и просмотр текстов;
Самостоятельная работа.
Самостоятельная
работа(индивидуальная и
групповая)
Непрерывно-фабульные
и Практическое занятие
прерывно-фабульные тексты.

Тема, идея, проблема текста и Практическое занятие
авторская позиция. От микротемы
к проблеме текста.

6

Беседа, чтение и анализ лингвистического
и художественного текстов, пересказ,
работа
со
словарями,
выполнение
творческих работ

Работа с раздаточным материалом,
выполнение тренировочных упражнений,
выборочное,
осложненное
и
распределительное списывание
Беседа, чтение и анализ лингвистического
текста, пересказ, работа со словарями,
выполнение творческой работы
Языковые
анализы
слов,
комментированное
чтение,
пунктуационный и орфографический
анализ текста
Беседа, орфографическое списывание,
работа
со
словарями,
схемами,
составление лингвистических рассказов

Беседа, чтение и анализ лингвистического
текста, пересказ, работа со словарями,
выполнение творческой работы
Формулировка определений к понятиям,
анализ предложений, работа с текстом,
пересказ, конструирование предложений
и словосочетаний
Формулировка определений к понятиям,
анализ предложений, работа с текстом,
пересказ, конструирование предложений

29

3031
32

33

34

От идеи к главной проблеме текста. Практическое занятие
Разработка
проектных
заданий
исследовательского
и
творческого типов;
От авторской позиции к проблеме Практическое занятие
текста.

Языковые
анализы
слов,
комментированное
чтение,
пунктуационный и орфографический
анализ текста
Формулировка определений к понятиям,
анализ предложений, работа с текстом,
конструирование предложений
Формулировка определений к понятиям,
анализ предложений, работа с текстом

Определение проблемы текста и Практическое занятие
авторской
позиции
по
этой
проблеме.
Проверочная работа.
Самостоятельная
работа Беседа, выполнение творческой работы
(индивидуальная
и
групповая)
Анализ проверочной работы.
Анализ творческих работ
Языковые
анализы
слов,
комментированное
чтение,
пунктуационный и орфографический
анализ текста

Литература
1.
Читательская грамотность школьника (5-9кл.). Дидактическое сопровождение. Книга
для учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева,
И.П.Васильевых, Ж.И.Стрижекурова, И.В.Ускова.–М.:ФГБНУ «Институт стратегии развития
образования Российской академии образования»,2018.
2.
Гончарук С.Ю., Есауленко Ю. А., Федоров В. В. и др. Русский язык. Сборник задач
по формированию читательской грамотности – М:Просвещение,2019
3.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к
мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская
,И.А.Володарская];под ред. А.Г.Асмолова. – 2–еизд. –М.: Просвещение,2018
4.
Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей
общеобразовательных учреждений/ С.И. Заир–Бек, И.В. Муштавинская.–2–е изд. дораб.–
М.:Просвещение,2019
5.
Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа.
Вершиловский С.Г., Матюшкина М.Д., Функциональная грамотность выпускников
школ.\\Социологические исследования
6.
Ковалева Г.С., Красновский Э.А. Новый взгляд на грамотность.//Русский язык
издательский дом ―Первое сентября‖
7.
Логвина И.А. К вопросу о формировании навыков функционального
чтения//Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых :книга и
развитие личности» .Санкт-Петербург. Сборник тезисов и докладов.
8.
Минеева Н. Ю. «Интерпретация текста: основы грамотного чтения». Тольятти,2018.
9.
Поварнин C.B. Как читать книги. http://www.reader.boom.ru/povarnin/read.htm
10. Рождественская Л.В. Блоггинг в школе для развития навыков чтения и
письма//Международная научно-практическая конференция «Чтение детей и взрослых: книга и
развитие личности». Санкт-Петербург. Сборник тезисов и докладов.

Осадчая
Г.А.

Осадчая Г.А.
я подтверждаю этот
документ своей
удостоверяющей
подписью
МАОУ СОШ № 131
г.Екатеринбург,
ул.Гаршина, 8 б,
soch131@eduekb.ru
2023.12.02 21:07:39+05'00'

7


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».