Рабочая программа
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» (далее
Программа) является составной частью основной образовательной программы основного общего
образования
Программа составлена в соответствии с федеральными, региональными и муниципальными
нормативными документами: Федеральный закон РФ от 29. 12. 2012 № 273-ФЗ "Об образовании в
Российской Федерации«, ст. 2, п. 9;методические рекомендации по вопросам введения ФГОС
ООО, письмо Министерства образования и науки РФ от 07. 08. 2015 г. № 08-1228; утверждена
приказом №147-ОД от 10. 08. 2020г.
Основной целью Программы является развитие функциональной грамотности учащихся
10-11 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к
образованию. Программа нацелена на развитие:
•
способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в
разнообразных
контекстах.
Эта
способность
включает
математические
рассуждения,
использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать,
объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять роль математики в мире,
высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы;
конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
•
способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них
и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и
возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
•
распознания
способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для
и
постановки
вопросов,
для
освоения
новых
знаний,
для
объяснения
естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов
в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как
формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки
и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы
общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с
естествознанием (естественнонаучная грамотность).
Программа рассчитана на 2 года обучения (с 10 по 11 классы) и включает 3 модуля
(читательская, естественнонаучная, математическая грамотность).
Разработанный учебно-тематическое планирование программы описывает содержание
модуля из расчета одного часа в неделю в каждом класс-комплекте.
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу
функциональной грамотности.
В 10 классе школьники учатся оценивать и интерпретировать различные поставленные
перед ними проблемы в рамках предметного содержания.
В 11 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить
прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве от
предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются
школьником и используются для решения конкретных проблем.
Формы деятельности: беседа, диалог, дискуссия, моделирование, игра, квест, проект,
работа группами, парами.
Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют
решить ту или проблему или задачу в результате самостоятельных действий, обучающихся с
обязательной презентацией этих результатов. Ключевой тезис метода: «Я знаю, для чего мне надо
всё, что я познаю, я знаю, где и как я могу это применить». Проектная технология включает в себя
совокупность исследовательских, поисковых, проблемных и творческих методов.
Большое значение имеет работа над оформлением сообщений, докладов, альбомов,
презентаций. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников,
позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Планируемые результаты освоения Программы
Метапредметные и предметные
Грамотность
Читательская
Математическая
Естественно-научная
10 класс
Уровень оценки
(рефлексии) в
рамках
предметного
содержания
оценивает форму и
содержание текста в
рамках предметного
содержания
интерпретирует и
оценивает
математические
данные в контексте
лично значимой
ситуации
интерпретирует и оценивает
личные, местные,
национальные, глобальные
естественнонаучные проблемы
в различном контексте в рамках
предметного содержания
11 класс
Уровень оценки
(рефлексии) в
рамках
метапредметного
содержания
оценивает форму и
содержание текста в
рамках
метапредметного
содержания
интерпретирует и
оценивает
математические
результаты в
контексте
национальной или
глобальной ситуации
интерпретирует и оценивает,
делает выводы и строит
прогнозы о личных, местных,
национальных, глобальных
естественнонаучных проблемах
в различном контексте в рамках
метапредметного содержания
Личностные
Читательская
Грамотность
Математическая
Естественно- научная
10-11 классы
оценивает содержание
прочитанного с
позиции норм и
морали
общечеловеческих
ценностей;
формулирует
собственную позицию
по отношению к
прочитанному
объясняет
гражданскую позицию
в конкретных
ситуациях
общественной жизни
на основе
математических
знаний с позиции
норм и морали
общечеловеческих
ценностей
объясняет гражданскую
позицию в конкретных
ситуациях общественной
жизни на основе
естественнонаучных знаний с
позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей
общественной жизни
Характеристика образовательного процесса
Содержание программы
10 класс-34 часа
Модуль «Основы читательской грамотности»
Введение. Функциональная грамотность.
Определение основной темы и идеи в драматическом произведении. Учебный текст как
источник информации. Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой
ситуации? Поиск ошибок в предложенном тексте.
Типы задач на грамотность. Информационные задачи. Работа с не сплошным текстом.
Знакомство с НЭБ. Творческий проект. Создание листовки, объявления.
Модуль «Основы математической грамотности»
Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм. Вычисление расстояний
на местности в стандартных ситуациях и применение формул в повседневной жизни. Игра-беседа.
Математическое описание зависимости между переменными в различных процессах.
Интерпретация трехмерных изображений, построение фигур. Изображение рисунка.
Определение ошибки измерения, определение шансов наступления того или иного события.
Решение типичных математических задач, требующих прохождения этапа моделирования.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» Занимательное электричество.
Магнетизм и электромагнетизм.
Строительство плотин. Гидроэлектростанции. Экологические риски при строительстве
гидроэлектростанций.
Нетрадиционные виды энергетики, объединенные энергосистемы.
Внутренняя среда организма. Кровь. Создание плаката кровеносной системы.
Иммунитет. Наследственность. Системы жизнедеятельности человека. Зачет
11 класс-33 часа
Модуль «Основы читательской грамотности»
Введение. Функциональная грамотность.
Проведение рубежной аттестации. Формирование читательских умений с опорой на текст и
вне текстовые знания. Электронный текст как источник информации.
Знакомство с Президентской библиотекой. Знакомство с НЭБ.
Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся в тексте
информации? Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи.
Работа со смешанным текстом. Составные тексты. Творческий проект. Создание
мультфильма.
Модуль «Основы математической грамотности»
Построение мультипликативной модели с тремя составляющими. Задачи с лишними
данными.
Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, различными представлениями
чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов.
Решение стереометрических задач. Вероятностные, статистические явления и зависимости.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
На сцену выходит уран. Радиоактивность. Искусственная радиоактивность. Изменение
состояния веществ. Физические явления и химические превращения. Отличие химических
реакций от физических явлений.
Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов. Создание коллажа.
Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков. Вид и популяции. Общая
характеристика популяции. Экологические факторы и условия среды обитания. Происхождение
видов. Закономерности изменчивости: модификационная и мутационная изменчивости. Основные
методы селекции растений, животных и микроорганизмов.
Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы. Биосфера.
Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция
биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования.
Зачет
Тематическое планирование материала курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность»
10 класс
Модуль
Кол-во
часов
1
Читательская грамотность
9
2
Математическая грамотность
8
3
Основы естественно-научной грамотности
17
Итого
34
Практические
занятия
11 класс
Модуль
1
Читательская грамотность
Кол- во
часов
11
2
Математическая грамотность
7
3
Основы естественно-научной грамотности
16
Итого
34
Практические
занятия
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10класс
№
Наименование разделов и тем
урока
Модуль «Читательская грамотность»
1
Введение. Функциональная грамотность
Часы
9
1
4.
Определение основной темы и идеи в драматическом произведении.
1
Учебный текст как источник информации
Работа с текстом: как применять информацию из текста в изменённой 1
ситуации?
Поиск ошибок в предложенном тексте
1
5
Типы задач на грамотность. Информационные задачи
2
6
Работа с не сплошным текстом. Знакомство с НЭБ-
2
7
Творческий проект. Создание листовки, объявления
1
2
3
Модуль «Математическая грамотность»
9
Работа с информацией, представленной в форме таблиц, диаграмм
Вычисление расстояний на местности в стандартных ситуациях и
применение формул в повседневной жизни. Игра-беседа
11
Математическое описание зависимости между переменными в
различных процессах12
Интерпретация трехмерных изображений, построение фигур.
Изображение рисунка
13
Определение ошибки измерения, определение шансов наступления
того или иного события
14
Решение типичных математических задач, требующих прохождения
этапа моделирования
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
16
Занимательное электричество
10
8
1
1
1
1
2
2
17
2
17
Магнетизм и электромагнетизм
1
18
2
19
Строительство плотин. Гидроэлектростанции. Экологические риски
при строительстве гидроэлектростанций
Нетрадиционные виды энергетики, объединенные энергосистемы
20
Внутренняя среда организма. Кровь
2
21
Создание плаката кровеносной системы
2
22
Иммунитет. Наследственность
2
23
Системы жизнедеятельности человека
2
24
Зачет
1
ИТОГО:
34
2
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс
№
Наименование разделов и тем
урока
Модуль «Читательская грамотность»
1
Введение. Функциональная грамотность
Часы
11
1
Формирование читательских умений с опорой на текст и вне
текстовые знания
Электронный текст как источник информации. Знакомство с
Президентской библиотекой
Знакомство с НЭБ
1
1
7
Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности
содержащейся в тексте информации
Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие)
задачи
Работа со смешанным текстом. Составные тексты
8
Творческий проект. Создание мультфильма
2
2
3
4.
5
6
Модуль «Математическая грамотность»
1
1
2
2
7
9
Построение мультипликативной модели с тремя составляющими
1
10
Задачи с лишними данными
1
11
1
12
Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа,
различными представлениями чисел, изяществом вычислений,
вычислениями в уме, оценкой разумности результатов
Решение стереометрических задач
13
Вероятностные, статистические явления и зависимости
2
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
2
16
2
17
На сцену выходит уран. Радиоактивность. Искусственная
радиоактивность
Изменение состояния веществ. Физические явления и химические
превращения. Отличие химических реакций от физических явлений
Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов
18
Создание коллажа
2
19
Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков
1
20
Вид и популяции. Общая характеристика популяции. Экологические
факторы и условия среды обитания. Происхождение видов
Закономерности изменчивости: модификационная и мутационная
изменчивости. Основные методы селекции растений, животных и
микроорганизмов
Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосистемы.
Биосфера. Средообразующая деятельность организмов
Круговорот веществ в биосфере. Эволюция биосферы
2
15
16
21
22
23
1
1
2
1
1
24
25
Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального
природопользования
Зачет
1
ИТОГО:
33
Осадчая
Г.А.
Осадчая Г.А.
я подтверждаю этот
документ своей
удостоверяющей
подписью
МАОУ СОШ № 131
г.Екатеринбург,
ул.Гаршина, 8 б,
soch131@eduekb.ru
2023.12.02 21:14:
08+05'00'