Рекомендации педагогам при работе с детьми с СДВГ
04.07.2023
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ
ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С СДВГ
(синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей)
«Правила работы с детьми с СДВГ»
РЕБЕНОК С СДВГ –
КАКОЙ ОН?
- Невнимательный:
- С трудом удерживает внимание во время выполнения
школьных заданий и во время игр
- Часто допускает ошибки из-за небрежности
- Часто складывается впечатление, что ребенок не
слышит обращенную к нему речь
- Часто оказывается не в состоянии придерживаться
инструкции к заданию, не доводит дела до конца
- Ему сложно самому организовать себя на
выполнение задания
- Избегает, очень не любит задания, требующие длительного сохранения умственного напряжения.
- Часто теряет свои вещи
- Легко отвлекается на посторонние стимулы
- Часто проявляет забывчивость в повседневных
ситуациях
·Гиперактивный:
- Наблюдаются частые
беспокойные движения, ребенок крутится, вертится, что-то теребит в руках и т.п.
- Часто встает со своего места на уроках или в других
ситуациях, когда нужно оставаться на месте
- Проявляет бесцельную (только чтоб выплеснуть
энергию) двигательную активность: бегает, прыгает, пытается куда-то залезть и
т.д.
- Обычно не может тихо, спокойно играть, заниматься
чем-либо на досуге.
- Часто находится в постоянном движении, «будто к нему
прикрепили мотор».
- Часто бывает болтливым
·Импульсивный:
- Часто отвечает на вопросы,
не задумываясь и выслушав их до конца.
- Обычно с трудом дожидается своей очереди в разных
ситуациях
- Часто на уроке не может дождаться, пока его спросит
учитель и выкрикивает с места.
- Часто мешает другим, вмешивается в игры или беседы.
Прежде всего, помните, гиперактивность
ребенка с СДВГ – не результат плохого воспитания, а медицинский и
нейропсихологический диагноз, гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические
проблемы, справится с которыми самостоятельно не может. Поэтому проблему нельзя
решить волевыми усилиями, авторитарными указаниями или убеждением: наказания,
замечания, окрики не приведут к улучшению поведения такого ребенка, а скорее
ухудшат его.
Рекомендации педагогам:
-- ознакомьтесь с информацией о природе и проявлениях синдрома дефицита
внимания с гиперактивностью, обратите внимание на особенности этих проявлений
во время пребывания ребенка в школе.
—
старайтесь работу с гиперактивным ребенком строить индивидуально, оптимальное место
в классе для гиперактивного ребенка — первая парта напротив стола учителя или
в среднем ряду.
— не
забывайте включать в урок физкультминутки;
- разрешайте
гиперактивному ребенку через каждые 20 минут вставать и ходить в конце
класса или выходить в коридор;
- предоставьте ребенку
возможность быстро обращаться к вам за помощью в случае затруднения.
Выполняя задание, гиперактивные дети часто не понимают, что и как они
делают. Не ждите, пока деятельность ребенка станет хаотичной, вовремя
помогите ему правильно организовать работу.
- направляйте энергию
гиперактивных детей в полезное русло: вымыть доску, раздать тетради и
т.д.
- спокойнее относитесь к
движениям ребенка (он может теребить предметы, дергать или постукивать
ногой и т.п.), не принуждайте его сидеть спокойно, с помощью двигательной
активности он оптимизирует работу мозга. Наоборот, помогите ребенку найти
такие формы двигательной активности, которые не мешали бы ему и другим.
- избегайте завышенных
или заниженных требований к ученику с СДВГ;
— давайте
задания в соответствии со способностями ребенка;
- большие задания
разбивайте на последовательные части, контролируя каждое из них;
- не давайте сложных,
многоуровневых инструкций, ребенок с СДВГ способен удержать в памяти и
внимании только одно-два действия.
- для улучшения
организации учебной деятельности ребенка используйте простые средства —
планы занятий в виде пиктограмм, списки, графики, часы со звонком.
—
создавайте ситуации, в которых гиперактивный ребенок может показать свои
сильные стороны и стать экспертом в классе по некоторым областям знаний;
- научите ребенка
компенсировать нарушенные функции за счет сохранных;
- когда ребенок отвлекся
на уроке, подойдите и, говоря задание, легко коснитесь его плеча или руки,
при постоянном применении этого приема Вы можете выработать у ребенка
рефлекс сосредоточения внимания.
- старайтесь игнорировать
негативные поступки и поощрять позитивные;
- если Вы видите, что
ребенок сильно устал и не воспринимает информацию – не призывайте его
«проснуться», наоборот позвольте немного отдохнуть, а потом повторите ему
задание индивидуально.
- старайтесь освободить
ребенка от всякой второстепенной работы. Взрослые могут провести поля,
отметить точкой место, откуда надо начинать писать и т.п. Бывает, ребенок
старательно отсчитывает клеточки, которые надо отступить, и в этих
поисках, многократно ошибаясь, так устает, что, найдя нужное место,
работать уже не в состоянии.
- обучайте необходимым
социальным нормам и навыкам общения;
- регулируйте его
взаимоотношения с одноклассниками.
—
объясняйте родителям и окружающим, что положительные изменения наступят не так
быстро, как хотелось бы;
- объясняйте родителям и
окружающим, что улучшение состояния ребенка зависит не только от
специального лечения и коррекции, но и от спокойного и последовательного
отношения.
- придерживайтесь
позитивной модели поведения. Не стесняйтесь хвалить ребенка. Дети с СДВГ
более других нуждаются в похвале.
Помните о том, что
гиперактивность, присущая детям с синдромом дефицита внимания, хотя и
неизбежна, но может удерживаться под разумным контролем с помощью
перечисленных мер.
Подготовил:
педагог-психолог МАОУ СОШ № 131
Мачтакова Ю.В.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 04.07.2023
Дата обновления: 04.07.2023
Дата публикации: 04.07.2023