Положение о едином орфографическом режиме МАОУ СОШ № 131 - ЭП

Осадчая
Г.А.

Осадчая Г.А.
я подтверждаю этот
документ своей
удостоверяющей
подписью
МАОУ СОШ № 131
г.Екатеринбург,
ул.Гаршина, 8б,
soch131@eduekb.ru
2021.02.06 13:06:
24+05'00'

1

1. Единые требования к ведению тетрадей.
Тетради учащихся – самый надежный источник для выводов об уровне знаний, умений и
навыков, о постановке письменных работ по предмету и их системе, о качестве и характере
этих работ, их репродуктивном или творческом характере, об объеме работы, выполняемой
учениками на уроках и дома, о ее содержании и степени трудности.
По состоянию тетрадей учащихся можно судить о качестве и периодичности их проверки, о
культуре ведения тетрадей и каллиграфии обучающихся.

II.

Количество и назначение ученических тетрадей.

Учащиеся должны пользоваться стандартными тетрадями, 12-18 в листов (для ведения
конспектов по ряду предметов, исходя из рекомендации учителя допускается пользование
тетрадями 48-96 в листов). Рекомендуется иметь полиэтиленовую обложку. Для выполнения
всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей:
 По русскому языку в 1-4 классах по две тетради, в 5-9 классах по три тетради, в том
числе одна тетрадь для творческих работ;
 По литературе – 1 тетрадь;
 По математике в 1-6 классах по 2 тетради, в 7-9 классах – по 4 тетради (2 по алгебре и 2
по геометрии), в 10-11 классах – 4 тетради, из них две по алгебре и началам анализа и две
– по геометрии;
 По иностранным языкам – по 2 тетради в 1-9 классах и одну в 10-11 классах, по 1 тетради
– словарю для записи иностранных слов во всех классах;
 По физике и химии – 2 тетради, одна – для выполнения классных и домашних
обучающих работ, решения задач, вторая – для оформления лабораторных, практических,
экспериментальных работ, практикумов (хранятся в кабинете в течение учебного года);
 По биологии, географии, природоведению, истории, трудовому обучению, основам
безопасности жизнедеятельности, музыке, предметам национально-регионального и
школьного компонентов – по 1 тетради;
 По изобразительному искусству – 1 тетрадь для записей и 1 тетрадь-альбом;
Фиксация наблюдений природных явлений по природоведению в 2-5 классах ведется в
«Дневниках наблюдений» или отдельных тетрадях.
Для контрольных работ по русскому и иностранным языкам, литературе, математике,
физике, химии, биологии, информатике выделяются специальные тетради, которые в
течение всего учебного года хранятся в кабинете и выдаются ученикам для выполнения в
них работ над ошибками. В тетрадях по русскому языку и литературе дата записывается
прописью, вид работы и строкой ниже – ее название, например:
Двадцать четвертое марта.
Двенадцатое сентября.
Диктант.
Изложение.
Лесная идиллия.
В тайге.
В прочих тетрадях указывается тема письменной работы. То же относится к
обозначению кратковременных работ, выполняемых в обычных тетрадях, но указывается
место выполнения работы, например: Классная работа. (Домашняя работа.). По математике,
физике записываются слова «Контрольная работа № 1»., без названия темы. В начальных
классах в тетрадях для контрольных работ по математике слова «Контрольная работа» не
пишутся.

III.

Порядок ведения тетрадей учащимися.

2

Все записи в тетрадях учащиеся должны вести шариковыми ручками стандартного
образца, цвет пасты – синий, фиолетовый ( пользование гелиевыми авторучками не
допускается).
Учащиеся должны соблюдать следующие требования:
3.1. Писать аккуратным и разборчивым почерком;
3.2. Соблюдать при письме красную строку;
3.3. Не использовать любые способы подчистки написанного, равно как не пользоваться
штрихом;
3.4. Все тетради должны иметь опрятный внешний вид;
3.5. Не использовать, в 1-8 классах тетради с ярким типографским оформлением;
3.6. Не допускать надписей и рисунков не связанных с тематикой изучаемого предмета;
3.7. Правильно подписывать тетрадь с указанием ее предназначения (для работ по русскому
языку, для лабораторных работ по химии и т.п.) класса, школы, и в родительном падеже
владельца.
Образец:
Тетрадь
для работ по русскому языку
ученика (цы) 9 А класса
МБОУ СОШ №
Иванова Ивана
3.8. Тетради по иностранному языку подписывать на изучаемом языке;
3.9. Поля в обязательном порядке выделять во всех тетрадях по все предметам простым
карандашом, если они не изготовлены типографским способом, при этом ширина поля
должна соответствовать четырем клеткам (2 сантиметра);
3.10. Дату выполнения работы по математике, физике, химии, … указывать цифрами на
полях (например: 24.03.14 г.). В тетрадях по русскому языку, иностранному языку число
и месяц записываются словами в форме именительного падежа (например: Двенадцатое
сентября). В 1 классе в первом полугодии дата работ по русскому языку и математике не
пишется. Со второго полугодия первого класса, а также во 2 и 3 классах обозначается
дата выполнения работы: число арабской (в 3 классе – словом) цифрой, а название
месяца прописью.;
3.11. Писать в отдельной строке название темы урока; Обозначать номер упражнения,
задачи или указывать вид выполняемой работы (план, конспект, ответы на вопросы и
т,д.), указывать, где выполняется работа (классная или домашняя);
3.12. для учащихся 1-3 классов текст каждой новой работы начинать с красной строки на
той же странице тетради, на которой написаны дата и наименование работы. Между
датой и заголовком, а также между заголовком и текстом в тетрадях по русскому языку
строку не пропускать. В тетрадях по математике во всех случаях пропускать только две
клеточки. Между заключительной строкой текста одной письменной работы и датой и
заголовком (наименованием вида) следующей работы в тетрадях по русскому языку
пропускать две линейки, а в тетрадях по математике – 4 клетки (для отделения одной
работы от другой и выставления отметки);
3.13. выполнять аккуратно подчеркивания, чертежи, условные обозначения только
карандашом, в случае необходимости с применением линейки или циркуля;
3.14. исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву, пунктуационный
знак, цифру зачеркивать авторучкой того же цвета косой линией, часть слова, слово,
предложение – тонкой горизонтальной линией; вместо зачеркнутого подписывать
нужные буквы, цифры, слова, предложения, не заключать неверное в скобки.

IV.

Порядок проверки тетрадей учителями.

4.1. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы
проверяются:
- по русскому языку и математике:
в 1-4 классах и в 5 классе – после каждого урока у всех учеников;
3

-

-

в 6 классах в первом полугодии проверяется каждая работа, а во втором
полугодии также как и в 7-9 классах (см. ниже);
в 7-9 классах – после каждого урока только у слабо успевающих учащихся, а у
остальных – не все работы, а лишь наиболее значительные по своей важности,
но с таким расчетом, чтобы раз в неделю тетради у всех учащихся проверялись
(по геометрии в 7-9 классах – один раз в две недели)
в 10-11 классах - после каждого урока у слабо успевающих учащихся, а у
остальных проверяются не все работы, а наиболее значительные по своей
важности, но с таким расчетом, чтобы 2 раза в месяц учителем проверялись
тетради всех учащихся;
по иностранному языку в 5-6 классах - после каждого урока;
в 7-9 классах – после каждого урока только у слабо успевающих учащихся, а у
остальных не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности, но с
таким расчетом, чтобы 1 раз в две недели проверялись тетради у всех
учащихся и не реже одного раза в четверть – тетради учащихся 10-11 классов,
а тетради-словари не реже одного раза в месяц;
по литературе в 6-9 классах - не реже 2 раз в месяц, а в 10-11 классах - не реже
одного раза в месяц;
по истории, обществознанию, праву, географии, биологии, физике, химии,
информатике, трудовому обучению, ОБЖ – выборочно, однако каждая тетрадь
должна проверяться не реже одного-двух раз в четверть;

4.2. Изложения и сочинения по русскому языку и литературе, а также все виды контрольных
работ по предметам, проверяются у всех учащихся;
4.3. Проверка контрольных работ учителем осуществляется в следующие сроки:
 Контрольные диктанты и контрольные работы по математике в 1-8 классах проверяются
и возвращаются учащимся к следующему уроку;
 изложения и сочинения в начальных классах проверяются и возвращаются учащимся не
позднее чем через два дня, а в 5-8 классах - через неделю;
 сочинения в 9-11 классах проверяются не более 10 дней, а если учитель ведет более двух
классов, то до 15 дней;
 контрольные работы по математике в 9-11 классах, физике, химии, иностранному языку в
5-11 классах проверяются, как правило, к следующему уроку, а при большем количестве
работ, через один-два дня.
4.4. В проверяемых тетрадях учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки,
руководствуясь следующим:
 При проверке тетрадей и контрольных работ по русскому языку и математике учащихся
1-4 класса учитель зачеркивает орфографическую ошибку, цифру, математический знак и
подписывает вверху нужную букву или верный результат математических действий. При
пунктуационных ошибках зачеркивается ненужный или пишется необходимый в этом
случае знак препинания. На полях учитель обозначает ошибку определенным условным
знаком (/ - орфографическая ошибка, V – пунктуационная);
 При проверке изложений и сочинений в 5-11 классах (как контрольных, так и
обучающих) отмечается (а в необходимых случаях и исправляется) не только
орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые
(речевые ошибки подчеркиваются волнистой линией) и грамматические. На полях
тетради учитель обозначает фактические ошибки знаком Ф, логические – Л, речевые –
знаком Р, грамматические – Г и др.;
 При проверке тетрадей контрольных работ учащихся 5-9 классов по русскому языку и
математике учитель только подчеркивает на полях допущенную ошибку, которую
исправляет сам ученик;
4

Для отслеживания динамики развития учитель выставляет оценки на обложке
контрольных тетрадей;
 По иностранному языку в 5-6 классах учитель исправляет ошибку, допущенную
учеником, сам;
 Подчеркивание и исправление производится только красной пастой;
 Проверив диктант, учитель подсчитывает и записывает количество ошибок по видам и
указывает дробью количество орфографических (числитель) и пунктуационных
(знаменатель) ошибок. В изложениях и сочинениях, кроме того, количество фактических,
логических, речевых и грамматических ошибок; после подсчета ошибок в установленном
порядке выставляется оценка работы. Первой ставится отметка за содержание и речь.
Перед нею записывается число ошибок в содержании (фактических –логических) и число
речевых недочетов. Например: 0-2-3 «4». Это значит, что в данном сочинении
фактических ошибок в передаче содержания нет (0), логических – 2, речевых - 2, что
позволяет поставить за содержание и речь отметку «4».
Перед второй отметкой – за грамотность – указывается число орфографических,
пунктуационных и грамматических ошибок. Например: 4-3-1 «3». Это значит, что в
сочинении имеется 4 орфографических ошибки, 3 пунктуационные, 1 грамматическая
ошибка. Следовательно, за грамотность должна быть поставлена отметка «3». В целом
запись выглядит так: 0-2-3 «4», и строкой ниже запись - 4-3-1 «3».
4.5.При проверке письменных работ по всем другим предметам ( кроме русского языка,
иностранного языка и математики), допущенные учеником орфографические и
пунктуационные ошибки в обязательном порядке исправляются учителем. В
соответствии с нормами оценки по этим предметам в правописании ошибки не влияют на
оценку знаний по этим предметам, но могут быть учтены при выставлении оценки за
ведение тетради. Учитель-предметник обязан систематически проводить работу по
предупреждению ошибок в написании терминов и не реже двух раз в год проводить
словарные (терминологические) диктанты, с выставлением оценки в журнал.
4.6. Все контрольные работы обязательно оцениваются учителем с занесением оценок в
классный журнал.
Самостоятельные обучающие письменные работы также оцениваются.
Оценки за эти работы могут быть выставлены по усмотрению учителя. Также в журнал
могут быть выставлены оценки за наиболее значимые классные и домашние работы по
усмотрению учителя.
По иностранным языкам в 5-6 классах оцениваются все работы, в журнал выставляются
оценки за наиболее значимые. В 7-11 классах оцениваются все проверяемые работы, в
том числе и работы в тетрадях-словарях; В журнал выставляются оценки за наиболее
значимые.
По остальным предметам все проверяемые работы по усмотрению учителя оцениваются,
и оценки могут быть выставлены в журнал. При оценке письменных работ учащихся
учителя руководствуются соответствующими нормами оценки знаний, умений и навыков
школьников.
4.7.После проверки письменных работ учащимся дается задание по исправлению
ошибок, выполнению упражнений, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.
Работы над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых
выполнялись соответствующие письменные работы.
4.8. Один раз в четверть, а в 10-11 классах дин раз в полугодие, выставляется оценка за
ведение тетрадей по биологии, географии, природоведению, истории, обществознанию,
праву, трудовому обучению, ОБЖ в журнал. Эта оценка учитывается при подведении
итогов промежуточной аттестации.



Подготовила заместитель директора по УР

Т.А.Степанова
5

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».