Рабочая программа СОО - Родной язык (русский), 10-11 классы - ЭП

Осадчая
Г.А.

Осадчая Г.А.
я подтверждаю этот
документ своей
удостоверяющей
подписью
МАОУ СОШ № 131
г.Екатеринбург,
ул.Гаршина, 8 б,
soch131@eduekb
2021.08.15 14:00:
50+05'00'

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели изучения учебного предмета «Русский родной язык»
Программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана для функционирующих в субъектах Российской Федерации
образовательных организаций, реализующих наряду с обязательным курсом русского языка‚ изучение русского языка как родного языка
обучающихся. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка, обязательного для
изучения во всех школах Российской Федерации, и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы
среднего общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом.
В то же время цели курса русского языка в рамках образовательной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику,
обусловленную дополнительным, по сути дела, характером курса, а также особенностями функционирования русского языка в разных
регионах Российской Федерации.
В соответствии с этим в курсе русского родного языка актуализируются следующие цели:
1.
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и
культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви,
уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и
развитию родного языка, формирование волонтёрской позиции в отношении популяризации родного языка; воспитание уважительного
отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
2.
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским
литературным языком в разныхсферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи
учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому
самосовершенствованию;
3.
углубление и при необходимости расширение знаний о таких явлениях и категориях современного русского
литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о
стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и
языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете;
4.
совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения
нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию;
Программа по родному русскому языку составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной

образовательной программы, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, и
рассчитана на общую учебную нагрузку в объеме 70 часов
Общая характеристика учебного предмета «Родной язык (русский)»
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России,
основа формирования гражданской идентичности в поликультурном обществе.
Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию,
связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского языка и владение
им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности,
приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.
Родной язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное
взаимодействие людей, участвует в формировании сознания, самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством
хранения и передачи информации, культурных традиций и истории народа, говорящего на нём. Высокий уровень владения родным языком
определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно
выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов,
ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей.
Как средство познания действительности русский родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей
ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности,
самообразования и самореализации личности.
Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и
усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только
объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем
способствует овладению будущей профессией.
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении
родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной язык (русский)» не
ущемляет права тех обучающихся, кто изучает иные (не русский) родные языки. Поэтому учебное время, отведённое на изучение данной
дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса «Русский язык».
В содержании учебного предмета «Родной язык (русский)» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к
внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к
многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом.

Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности, те языковые
аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую обусловленность.
Важнейшими задачами учебного предмета «Родной язык (русский)» являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой
истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в
контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур народов России и мира; расширение представлений о русской
языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственно-интеллектуальных ценностей, поведенческих
стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к
языкам и культурам других народов нашей страны и мира.
Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» направлено на формирование представлений о языке как живом,
развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного
языка, что способствует преодолению языкового нигилизма учащихся, пониманию важнейших социокультурных функций языковой
кодификации.
Программой предусматривается расширение и углубление межпредметного взаимодействия в обучении русскому родному языку не
только в филологических образовательных областях, но и во всём комплексе изучаемых дисциплин естественнонаучного и гуманитарного
циклов.
Основные содержательные линии программы учебного предмета
«Родной язык (русский)»
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса,
представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные
линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в
образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки.
В первом блоке «Язык и культура» представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории,
языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение
нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и
других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения.
Второй блок «Культура речи» ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к
использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение
культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи

и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты,
богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного
русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими.
В третьем блоке «Речь. Речевая деятельность. Текст» представлено содержание, направленное на совершенствование видов
речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в
жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать
коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных
функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
«Родной язык (русский)»
Планируемые личностные результаты освоения ООП
–
российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство
причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
–
уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России;
–
формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой
российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
–
воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
–
ориентация обучающихся реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и
способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
–
готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность
вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и
осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
–
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества;
–
приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного
отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям.

–

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в
поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
–
принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению;
–
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Планируемые метапредметные результаты освоения ООП
Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится:
–
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
–
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих
людей, основываясь на соображениях этики и морали;
–
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
–
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
–
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных за- дач, оптимизируя материальные и нематериальные
затраты;
–
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
–
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится:
–
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и
ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
–
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в
информационных источниках;
–
использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также
противоречий, выявленных в информационных источниках;
–
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к
критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
–
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и

способов действия;
–
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные
ограничения;
–
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится:
–
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и
за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных
симпатий;
–
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик,
исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
–
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
–
развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых
средств;
–
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и
образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты освоения ООП Выпускник научится:
–
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
–
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные
разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
–
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функциональносмысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции,
отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
–
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
–
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа тек- ста и выбранного профиля обучения;
–
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
–
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста;
–
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное)
и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

–

анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его
тему, проблему и основную мысль;
–
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
–
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
–
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
–
соблюдать культуру публичной речи;
–
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и
пунктуационные нормы русского литературного языка;
–
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
–
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения
соответствия языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться:
–
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
–
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения
правильности, точности и уместности их употребления;
–
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
–
отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
–
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
–
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
–
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
–
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
–
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой инфор мации, отбирать и анализировать полученную
информацию;
–
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
–
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
–
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
–
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письмен- ной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных

проблем;

–
–
–

соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного

языка;

–

использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых
языковых средств;
–
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«Родной язык (русский)», 10 класс Раздел 1. Язык и культура (10 ч.)
Язык и общество. Родной язык, литература и культура. Язык и история народа. Русский язык в Российской Федерации и в
современном мире – в международном и межнациональном общении. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и
отношениях единиц разных уровней языка. Развитие языка как объективный процесс. Общее представление о внешних и внутренних
факторах языковых изменений, об активных процессах в современном русском языке (основные тенденции, отдельные примеры).
Стремительный рост словарного состава языка, «неологический бум» – рождение новых слов, изменение значений и переосмысление
имеющихся в языке слов, их стилистическая переоценка, создание новой фразеологии, активизация процесса заимствования иноязычных
слов.
Раздел 2. Культура речи (11ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Активные процессы в области произношения и
ударения. Типичные акцентологические ошибки в современной речи.
Отражение произносительных вариантов в современных орфоэпических словарях.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Лексическая сочетаемость слова и точность.
Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с нарушением лексической сочетаемости.
Речевая избыточность и точность. Тавтология. Плеоназм. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Современные толковые словари. Отражение вариантов лексической нормы в современных словарях. Словарные пометы.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка.
Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм.

Отражение вариантов грамматической нормы в современных грамматических словарях и справочниках. Словарные пометы.
Речевой этикет
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Этикет Интернет-переписки. Этические нормы, правила этикета
Интернет-дискуссии,
Интернет-полемики. Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (11 ч.) Язык и речь. Виды речевой деятельности
Понятие речевого (риторического) идеала.
Пути становления и истоки русского речевого идеала в контексте истории русской культуры. Основные риторические категории и
элементы речевого мастерства Понятие эффективности речевого общения. Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы
подготовки к публичной речи. Техника импровизированной речи. Особенности импровизации.
Средства речевой выразительности: «цветы красноречия». Важнейшие риторические тропы и фигуры. Структура и риторические
функции метафоры, сравнения, антитезы. Мастерство беседы. Мастерство спора. Доказывание и убеждение. Стратегия и тактика спора.
Речевое поведение спорящих.
Текст как единица языка и речи
Категория монолога и диалога как формы речевого общения. Структура публичного выступления.
Риторика остроумия: юмор, ирония, намёк, парадокс, их функции в публичной речи. Риторика делового общения. Спор, дискуссия,
полемика.
Спор и беседа: речевые роли участников, возможная типология ситуаций спора.
Функциональные разновидности языка
Научный стиль речи. Назначение, признаки научного стиля речи. Морфологические и синтаксические особенности научного стиля.
Терминологические энциклопедии, словари и справочники.
Официально-деловой стиль речи. Основные признаки официально-делового стиля: точность, неличный характер,
стандартизированность, стереотипность построения текстов и их предписывающий характер. Резюме, автобиография.
Разговорная речь. Фонетические, интонационные, лексические, морфологические, синтаксические особенности разговорной речи.
Невербальные средства общения. Культура разговорной речи.
Публицистический стиль речи. Устное выступление. Дискуссия. Использование учащимися средств публицистического стиля в
собственной речи.
Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи. Основные виды тропов, их использование
мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

Повторение – 1 ч.
11 класс
Раздел 1. Язык и культура (5 ч.)
Язык и речь. Язык и художественная литература. Тексты художественной литературы как единство формы и содержания.
Практическая работа с текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь»). Н. Помяловский о разнообразии языка.
Раздел 2. Культура речи (18 ч.)
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Обобщающее повторение фонетики, орфоэпии.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Написания, подчиняющиеся морфологическому,
фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. Фонетический разбор.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка
Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления. Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А.
Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и др. русских писателей. Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ текста.
Статья К. Бальмонта «Русский язык как основа творчества».
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка
Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами. Определение
рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов.
Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных предложений. Предложения, в которых
однородные члены связаны двойными союзами. Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как источник
богатства и выразительности русской речи.
Речевой этикет
Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении. Этапы делового общения. Протокол делового
общения. Телефонный этикет в деловом общении.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст (9 ч) Язык и речь. Виды речевой деятельности
Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь, презентация. Речевые жанры диалогической речи: интервью,
научная дискуссия, политические дебаты.
Текст как единица языка и речи
Признаки текста. Виды связей предложений в тексте. Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и
конструктивные приемы текста. Абзац. Виды преобразования текста. Корректировка текста.

Тезисы. Конспект. Выписки. Реферат. Аннотация. Составление сложного плана и тезисов статьи А. Кони о Л. Толстом.
Повторение – 3 ч.
Тематическое планирование
10 класс (1 час в неделю/35 часов в год)
№
п/п
1
2
3
4

Тема

Язык и культура
Культура речи
Речевая деятельность. Текст.
Повторение
Всего

Кол-во
часов
8
12
13
1
34

В том числе
Контрольные работы
Тест
1
1
1

Творческая работа
2
2
2

3

6

Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
урока
1
2

Язык и культура (8 часов)
Русский язык в Российской Федерации и в современном мире
Система русского языка, его единицы и уровни. Русский язык как развивающееся явление

Кол-во
часов
1
1

3

Основные тенденции активных процессов в современном русском языке. «Неологический
бум» русского языка в 21 веке, его причины

1

4

Изменение значений и переосмысление имеющихся в русском языке слов, их стилистическая
переоценка
Р/р Творческая работа «Неологизмы в жизни современного общества»
Контрольная работа в форме теста по теме «Развитие современного русского языка»

1

Анализ контрольной работы

1

5-6
7
8

2
1

Дата
Дата
планируемая фактическая

9
10
11
12
13
14
15
16

Культура речи (12 часов)
Основные
орфоэпические
нормы
современного
русского
языка.
Типичные
акцентологические ошибки в современной речи.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Речевая
избыточность и точность. Типичные ошибки‚ связанные с речевой избыточностью.
Свободная и несвободная лексическая сочетаемость. Типичные ошибки‚ связанные с
нарушением лексической сочетаемости
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка

1
1
1
1

Нормы употребления причастных и деепричастных оборотов‚ предложений с косвенной
речью.
Типичные ошибки в построении сложных предложений. Нарушение видовременной
соотнесенности глагольных форм.
Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Интернет-дискуссии,
Интернет-полемики.

1

Этикетное речевое поведение в ситуациях делового общения.

1

17-18 Р/р Сочинение-рассуждение «Что такое культура речи?»

1
1

2

19

Контрольная работа в форме теста по теме «Современные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы русского языка»

1

20

Анализ контрольной работы

1

Речь. Речевая деятельность. Тест (12 часов)
21-22 Понятие речевого (риторического) идеала, эффективности речевого общения.

2

23

Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи.

1

24

Техника импровизированной речи.
красноречия». Риторика остроумия

1

25

Категория монолога и диалога как формы речевого общения

26

Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика

Средства

речевой

выразительности:

«цветы

1

27-28 Р/р Публичное выступление (практическое занятие)

2

29

Функциональные разновидности языка. Публицистический, научный, официально-деловой
стили речи

1

30

Язык художественной литературы. Разговорная речь

1

31
32
33
34

Контрольная работа в форме теста по теме «Функциональные разновидности языка»
Анализ контрольной работы
Защита проекта по предложенной теме
Повторение

1
1
1
1

11 класс (1 час в неделю/35 часов в год)
№п/п
Тема
Кол-во
часов
Язык и культура
Культура речи
Речевая деятельность. Текст.
Повторение
Всего

В том числе
Контрольные работы

5
18
9
3
35

Тест
2
1

Творческая работа
2
2
2

3

6

Календарно-тематическое планирование
№
Тема урока
урока

Кол-во
часов

Язык и культура (5 часов)
1
2
3-4
5

Язык и речь. Язык и художественная литература
Тексты художественной литературы как единство формы и содержания
Р/р Практическая работа с текстами русских писателей (А. Пушкин «Скупой рыцарь»)

1
1
2

Н. Помяловский о разнообразии языка.

1

Дата
Дата
планируемая фактическая

Культура речи (18 часов)
Основные нормы современного литературного
произношения и ударения в русском языке.
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому, традиционному принципам
русской орфографии
Русская лексика с точки зрения ее происхождения и употребления.

1

Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н.
Гоголя и др. русских писателей
10-11 Р/р Творческая работа «Употребление фразеологизмов в художественной литературе»
12 Словари русского языка. Словари языка писателей. Лексический анализ текста. Статья К.
Бальмонта «Русский язык как основа творчества»
13 Контрольная работа в форме теста по теме «Орфоэпические и лексические нормы русского
языка»
14 Анализ контрольной работы
15 Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее
сочетаемости с другими формами.
16 Определение рода аббревиатур. Нормы употребления сложносоставных слов.

1

1

19
20
21

Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и
сложных предложений. Предложения, в которых однородные члены связаны двойными
союзами.
Способы оформления чужой речи. Цитирование. Синтаксическая синонимия как источник
богатства и выразительности русской речи
Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении
Этапы делового общения
Протокол делового общения. Телефонный этикет в деловом общении.

22

Контрольная работа в форме теста по теме «Грамматические нормы русского языка»

1

23

Анализ контрольной работы

1

6
7
8
9

17

18

Речь. Речевая деятельность. Тест (9часов)

1
1

2
1
1
1
1

1
1
1
1

22

Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь, презентация

1

23

Речевые жанры диалогической речи: интервью, научная дискуссия, политические дебаты

1

24

Признаки текста. Виды связей предложений в тексте

1

25

Способы изложения и типы текстов. Особенности композиции и конструктивные приемы
текста. Абзац. Виды преобразования текста. Корректировка текста.

1

Тезисы. Выписки. Аннотация. Конспект. Реферат
Р/р Составление сложного плана и тезисов статьи
А. Кони о Л. Толстом
Контрольная работа в форме теста по теме «Функциональные разновидности языка»
Анализ контрольной работы
Защита проекта по предложенной теме
Резервные уроки

2
1

26
2829
30
31
32
33-35

1
1
1
3

Примерные темы проектных и исследовательских работ














Жанр интервью в современных газетах
Искусство вести беседу
Телевидение и литература: что окажется сильнее
Как влияют социальные сети на язык.
Край родной в легендах и преданиях.
Научные открытия А.А. Шахматова.
Причины заимствования в современном русском языке.
Приемы речевого воздействия в газетных публикациях.
Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи.
Структурные особенности русских метафор.
Средства речевой выразительности в различных типах политического текста (на материале предвыборных публикаций).
Тексты современных песен – поэзия и антипоэзия.












Анализ типов заголовков в современных СМИ, видов интервью в современных СМИ.
Сетевой знак @ в разных языках.
Слоганы в языке современной рекламы.
Являются ли жесты универсальным языком человечества?
Роль "ников" в интернете.
Язык как отражение национального характера.
Место русского языка среди других предметов в нашей школе.
Языковой портрет ученика нашей школы.
Как влияют социальные сети на язык?

Особенности языка СМС сообщений.
Иноязычная лексика в русском языке последних десятилетий

10 КЛАСС КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕПО ПРЕДМЕТУ «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» ( 34 часа)
№
п/п

1

Кол-во
часов

1

Тема урока

УДД

Вид контроля

Русский
язык
в Познавательные УУД: анализировать языковой материал, Тестирование.
Российской Федерации сравнивать варианты, осуществлять выбор правильного варианта;
и в современном мире перерабатывать информацию.
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности;
выбирать средства достижения цели; планировать учебную
деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять
познавательную задачу в течение урока, самостоятельно
анализировать и исправлять свои ошибки; оценивать учебные
достижения.
Коммуникативные УУД: выдвигать и обосновывать точку зрения,
использовать речевые средства в соответствии с речевой ситуацией

Дата
проведения

Система
русского
языка, его единицы и
уровни.
Русский
язык
как
развивающееся явление

2

1

Познавательные УУД: анализировать выделенные в тексте План устного
языковые единицы с точки зрения плана выражения
и плана ответа
содержания, выделять языковые знаки, анализировать содержание
текста, оценивать приведённое высказывание с точки зрения
фактической точности, определять лексическое значение слова,
объяснять
орфограммы
и
пунктограммы,
анализировать
лексические, морфологические, синтаксические языковые средства,
определять стилистическую принадлежность текста; осуществлять
знаково-символическую переработку информации, составлять
схемы, таблицы.
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности;
выбирать средства достижения цели; планировать учебную
деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять
познавательную задачу в течение урока, оценивать учебные
достижения.
Коммуникативные УУД: выдвигать и обосновывать точку зрения,
формулировать ответ на поставленный вопрос, аргументировать
свой ответ, выдвигая контраргументы в дискуссии, корректировать
своё мнение под воздействием контраргументов; понимать
позицию другого; продуктивно общаться и взаимодействовать в
процессе совместной групповой деятельности; использовать
речевые средства в соответствии с речевой ситуацией, создавать
устные и письменные тексты для решения разных задач
общения.

Изменение значений и
переосмысление
имеющихся в русском
языке
слов,
их
стилистическая
переоценка

3

4

1

1

Познавательные УУД: анализировать учебный текст, соотносить Тренинг,
текстовую и внетекстовую информацию, осуществлять знаково- практикум.
символическую переработку информации, сопоставлять уровни
языковой системы.
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности;
выбирать
средства
достижения
цели;
планировать(в
сотрудничестве с одноклассниками, учителем или самостоятельно)
учебную деятельность; оценивать способы достижения цели;
сохранять познавательную задачу
в течение урока, оценивать высказывания одноклассников,
оценивать учебные достижения.
Коммуникативные УУД: выдвигать и
обосновывать точку
зрения, формулировать ответ на поставленный вопрос,
аргументировать свой ответ, продуктивно общаться и
взаимодействовать в процессе совместной групповой деятельности;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с речевой
ситуацией; создавать устные и письменные тексты для решения
разных задач общения

Р/р Творческая работа Познавательные УУД: прослеживать пути формирования Эссе
«Неологизмы в жизни современных орфоэпических норм, разграничивать «старшую»
современного
и «младшую» произносительные нормы, указывать признаки
общества»
старшей» орфоэпической нормы в текстах; произношения;
осуществлять выбор правильного
соответствии с принятыми
нормами, пользоваться словарями.
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности;
выбирать ударения и произношения

5-6

1

Контрольная работа в
форме теста по теме
«Развитие
современного русского
языка»

Анализ
контрольной
работы. Работа над
ошибками
7

8

9

1

1

1

Основные
орфоэпические нормы
современного русского
языка.
Типичные
акцентологические
ошибки в современной
речи.
Основные лексические
нормы
современного
русского литературного
языка.
Речевая
избыточность
и
точность.
Типичные
ошибки‚ связанные с
речевой
избыточностью

Познавательные УУД: прослеживать пути формирования
современных орфоэпических норм, разграничивать «старшую»
и «младшую» произносительные нормы, указывать признаки
старшей» орфоэпической нормы в текстах; произношения;
осуществлять выбор правильного
соответствии с принятыми
нормами, пользоваться словарями.
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности;
выбирать ударения и произношения в определённых словах,
произносить заимствованные слова
Познавательные УУД: классифицировать языковые нормы,
оценивать речь с точки зрения правильности, выбирать
правильный вариант произношения и написания, предупреждать
языковые ошибки.
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности;
выбирать средства достижения цели; планировать учебную
деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять
познавательную
Познавательные УУД: прослеживать пути формирования
современных орфоэпических норм, разграничивать «старшую»
и «младшую» произносительные нормы, указывать признаки
старшей» орфоэпической нормы в текстах; произношения;
осуществлять выбор правильного
соответствия с принятыми
нормами, пользоваться словарями.

Контрольная
работа

Работа
над
ошибками

Работа
с
орфоэпическим
словарем

Познавательные УУД
правильно выбирать слова из ряда Работа
возможных, в том числе различать паронимы; находить в тексте карточкам
историзмы, архаизмы, неологизмы, омонимы, паронимы,
синонимы, антонимы, правильно употреблять их в речи; учитывать
стилистическую окраску слов при использовании в речи;
определять значение фразеологизмов, точно, уместно и
выразительно употреблять фразеологизмы в речевой практике.

по

10

1

Свободная
и Познавательные УУД: классифицировать языковые нормы, Анализ текста
несвободная
оценивать речь с точки зрения правильности, выбирать
лексическая
правильный вариант произношения и написания, предупреждать
сочетаемость.
языковые ошибки.
Типичные
ошибки‚ Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности;
связанные
с выбирать средства достижения цели; планировать учебную
нарушением
деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять
лексической
познавательную
Познавательные
УУД:
устранять
сочетаемости
грамматические ошибки в употреблении форм наречий,
оценивать произносительные варианты наречий с точки зрения
правильности.
Основные
грамматические нормы
современного русского
литературного языка

11

1

Регулятивные УУД, познавательные УУД: осуществлять Контрольная
проверку учебных достижений, анализировать результаты, работа
находить пути восполнения выявленных пробелов в знаниях.
Коммуникативные УУД: выдвигать и обосновывать точку
зрения, аргументировать свой ответ, продуктивно общаться и
взаимодействовать
в
процессе
совместной
групповой
деятельности; осознанно использовать речевые средства в
соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей;
создавать устные и письменные тексты для решения разных
задач общения
Познавательные УУД
правильно выбирать слова из ряда
возможных, в том числе различать паронимы; находить в тексте
историзмы, архаизмы, неологизмы, омонимы, паронимы,
синонимы, антонимы, правильно употреблять их в речи; учитывать
стилистическую окраску слов при использовании в речи;
определять значение фразеологизмов, точно, уместно и
выразительно употреблять фразеологизмы в речевой практике.

Четвертая
неделя
сентября-

12

13

1

1

14

1

15

1

Нормы употребления
причастных
и
деепричастных
оборотов‚ предложений
с косвенной речью.

Этика и этикет в
электронной
среде
общения.
Понятие
нетикета.
Интернетдискуссии, Интернетполемики.
Типичные ошибки в
построении сложных
предложений.
Нарушение
видовременной
соотнесенности
глагольных форм.

Этикетное
речевое
поведение в ситуациях
делового общения.

Познавательные УУД: классифицировать языковые нормы,
оценивать речь с точки зрения правильности, выбирать
правильный вариант произношения и написания, предупреждать
языковые ошибки.
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности;
выбирать средства достижения цели; планировать учебную
деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять
познавательную
Познавательные УУД: владеть навыками этикета в электронной
среде общения Познавательные УУД: соблюдать нормы речевого
поведения в разговорной речи, при интернет общении, а также в
учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль; соблюдать культуру научного
и делового общения в устной и письменной форме
Познавательные УУД: анализировать языковой материал,
сравнивать варианты, осуществлять выбор правильного варианта;
перерабатывать информацию.
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности;
выбирать средства достижения цели; планировать учебную
деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять
познавательную
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности;
выбирать средства достижения цели; планировать учебную
деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять
познавательную задачу в течение урока, самостоятельно
анализировать и исправлять свои ошибки; оценивать
Познавательные УУД: владеть знаниями этикета

Практикум

Участие в
дискуссии в
социальной
Сети

Тестовое
задание

Первая
неделя
октября

Р/р
Сочинениерассуждение
«Что
такое культура
речи?»
16-17

2

Этикетное
речевое
поведение в ситуациях
делового общения
18

1

19

1

20

1

21

1

Контрольная работа в
форме теста по теме
«Современные
орфоэпические,
лексические,
грамматические нормы
русского языка»
Анализ
контрольной
работы
Понятие
речевого
(риторического)
идеала, эффективности
речевого общения.

Познавательные УУД: анализировать требования, предъявляемые к
сочинению в формате ЕГЭ, составлять логические цепочки, схемы,
составлять рабочие материалы к сочинению.
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности;
выбирать
средства
достижения
цели;
планировать
(в
сотрудничестве с одноклассниками, учителем или самостоятельно)
учебную деятельность; оценивать способы достижения цели;
сохранять познавательную задачу в течение урока, оценивать
учебные
Познавательные УУД: классифицировать языковые нормы,
оценивать речь с точки зрения правильности, выбирать
правильный вариант произношения и написания, предупреждать
языковые ошибки.
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности;
выбирать средства достижения цели; планировать учебную
деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять
познавательную
Познавательные УУД
правильно выбирать слова из ряда
возможных, в том числе различать паронимы; находить в тексте
историзмы, архаизмы, неологизмы, омонимы, паронимы,
синонимы, антонимы, правильно употреблять их в речи; учитывать
стилистическую окраску слов при использовании в речи;
определять значение фразеологизмов, точно, уместно и
выразительно употреблять фразеологизмы в речевой практике.

Поисковое
чтение. Статья
Л. Н. Толстого
«Слово
есть
мышление
(
упр. 264, стр.
250)
Деловая игра тренинг

Контрольная
работа

Работа
над
ошибками
Познавательные УУД: владеть различными видами аудирования План текста
(с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с ( аудиозапись)
выборочным извлечением информации) и информационной
переработки текстов различных функциональных разновидностей
языка;

22

23

1

1

Оратория: мастерство
публичного
выступления.
Принципы подготовки
к публичной речи.
Техника
импровизированной
речи. Средства речевой
выразительности:
«цветы красноречия».
Риторика остроумия
Категория монолога и
диалога как формы
речевого общения

24

1

Риторика
делового
общения.
Спор,
дискуссия, полемика
25

1

Познавательные УУД, регулятивные УУД: анализировать
результаты, находить пути восполнения выявленных пробелов в
знаниях.
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности;
выбирать средства достижения цели; планировать
Познавательные УУД
правильно выбирать слова из ряда
возможных, в том числе различать паронимы; находить в тексте
историзмы, архаизмы, неологизмы, омонимы, паронимы,
синонимы, антонимы, правильно употреблять их в речи; учитывать
стилистическую окраску слов при использовании в речи;
определять значение фразеологизмов, точно, уместно и
выразительно употреблять фразеологизмы в речевой практике.
Познавательные УУД, регулятивные УУД: осуществлять
проверку учебных достижений, анализировать результаты,
находить пути восполнения выявленных пробелов в знаниях.
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности;
выбирать средства достижения цели; планировать учебную
деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять
познавательную задачу в течение урока, самостоятельно
анализировать и исправлять свои ошибки; оценивать учебные
достижения
Познавательные УУД: классифицировать языковые нормы,
оценивать речь с точки зрения правильности, выбирать
правильный вариант произношения и написания, предупреждать
языковые ошибки.
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности;
выбирать средства достижения цели; планировать учебную
деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять
познавательную

Ответы
вопросы

на

Импровизация
на тему « Для
чего
нужны
выразительные
средства речи?»

Монологически
й ответ

Участие
дискуссии

в

26

27

28

1

1

1

Р/р
Публичное Познавательные УУД: выявлять стилеобразующие и языковые
выступление
особенности публицистического, использовать при написании
(практическое занятие) статьи
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности;
выбирать средства достижения цели; планировать учебную
деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять
познавательную задачу в течение урока, самостоятельно
анализировать
Функциональные
Познавательные УУД: выявлять стилеобразующие и языковые
разновидности языка. особенности
публицистического стиля,
использовать при
Публицистический,
написании статьи
научный, официально- Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности;
деловой стили речи
выбирать средства достижения цели; планировать учебную
деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять
познавательную задачу в течение урока, самостоятельно
анализировать
Язык художественной Познавательные УУД: выявлять стилеобразующие и языковые
литературы.
особенности языка художественной литературы.
Разговорная речь
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности;
выбирать средства достижения цели; планировать учебную
деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять
познавательную задачу в течение урока, самостоятельно

Публичное
выступление

Практическая
работа

Теоретический
опрос

Контрольная работа в
форме теста по теме
«Функциональные
разновидности языка»
29-30

2

31

1

32

1

Познавательные УУД, регулятивные УУД: осуществлять
проверку учебных достижений, анализировать результаты,
находить пути восполнения выявленных пробелов в знаниях.
Познавательные УУД: выявлять стилеобразующие и языковые
особенности публицистического , научного стилей, использовать
в нужной ситуации
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности;
выбирать средства достижения цели; планировать учебную
деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять
познавательную задачу в течение урока, самостоятельно
анализировать и исправлять свои ошибки; оценивать учебные
достижения
Анализ
контрольной Познавательные УУД: выявлять стилеобразующие и языковые
работы. Работа над особенности публицистического, научного стилей, использовать в
ошибками
нужной ситуации
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности;
выбирать средства достижения цели; планировать учебную
деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять
познавательную задачу в течение урока, самостоятельно
анализировать
Защита проекта по Познавательные УУД, регулятивные УУД: осуществлять
предложенной теме
проверку учебных достижений, анализировать результаты,
находить пути восполнения выявленных пробелов в знаниях.
Коммуникативные УУД: выдвигать и обосновывать точку
зрения, аргументировать свой ответ, продуктивно общаться и
взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с

Контрольная
работа

Работа
над
ошибками

33

1

34

1

Защита проекта по Познавательные УУД, регулятивные УУД: осуществлять Защита
предложенной теме
проверку учебных достижений, анализировать результаты, проектов
находить пути восполнения выявленных пробелов в знаниях.
Коммуникативные УУД: выдвигать и обосновывать точку
зрения, аргументировать свой ответ, продуктивно общаться и
взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
осознанно использовать речевые средства в соответствии с
Повторение
и Познавательные УУД, регулятивные УУД: осуществлять
систематизация
проверку учебных достижений, анализировать результаты,
изученного
находить пути восполнения выявленных пробелов в знаниях.
Коммуникативные УУД: выдвигать и обосновывать точку
зрения, аргументировать свой ответ, продуктивно общаться и
взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
осознанно использовать речевые средства в соответствии

11 класс. Календарно-тематическое планирование по предмету «Родной (русский) язык»
№
п/п

Кол-во
часов

1

1

2

1

Тема урока

УДД

Вид контроля

Язык и культура (5 часов)
Язык
и
речь.
Язык
и Познавательные УУД: выявлять стилеобразующие и языковые Конспект
художественная литература
особенности языка художественной литературы.
лекции
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности;
выбирать средства достижения цели; планировать учебную
деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять
познавательную задачу в течение урока, самостоятельно
Тексты художественной литературы Познавательные УУД: выявлять стилеобразующие и языковые Анализ текста
как единство формы и содержания особенности языка художественной литературы.
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности;
выбирать средства достижения цели; планировать учебную
деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять
познавательную задачу в течение урока, самостоятельно
анализировать и исправлять свои ошибки;

3-4

5

2

Р/р Практическая работа с текстами Познавательные УУД: анализировать
художественный текст, Практическая
русских писателей (А. Пушкин наблюдать над особенностью построения сочинения-рассуждения, работа
«Скупой рыцарь
основанного материале, писать сочинение-рассуждение на основе
публицистического текста.
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности;
выбирать средства достижения цели; планировать учебную
деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять
познавательную задачу в течение урока, самостоятельно
анализировать и исправлять свои ошибки; оценивать учебные
достижения.
Коммуникативные УУД: выдвигать и обосновывать точку зрения,
аргументировать
свой
ответ,
продуктивно
общаться
и
взаимодействовать в процессе совместной деятельности; осознанно
использовать речевые средства в соответствии с речевой
ситуацией; создавать устные и письменные тексты для решения
разных коммуникативных задач

1

Н. Помяловский о разнообразии Познавательные УУД: анализировать текст в функциональном, Тезисы статьи
языка
стилистическом, смысловом аспектах.
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности;
выбирать средства достижения цели; планировать учебную
деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять
познавательную задачу в течение урока, самостоятельно
анализировать и исправлять свои ошибки; оценивать учебные
достижения.
Коммуникативные УУД: выдвигать и обосновывать точку зрения,
аргументировать свой ответ,
Культура речи (18 часов)

6

7

8

9

1

1

1

1

Основные нормы современного Познавательные УУД: классифицировать языковые нормы,
литературного произношения и оценивать речь с точки зрения правильности, выбирать
ударения в русском языке.
правильный вариант произношения и написания, предупреждать
языковые ошибки.
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности;
выбирать средства достижения цели; планировать учебную
деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять
познавательную задачу в течение урока, самостоятельно
Написания,
подчиняющиеся Познавательные УУД: указывать типы норм, характеризовать
морфологическому, фонетическому, нормы с точки зрения обязательности и вариативности, работать
традиционному принципам русской со словарями. Регулятивные УУД: определять цель учебной
орфографии
деятельности; выбирать средства достижения цели; планировать
учебную деятельность; оценивать способы достижения цели;
сохранять познавательную задачу в течение урока, самостоятельно
анализировать и исправлять свои ошибки; оценивать учебные
достижения.
Русская лексика с точки зрения ее Познавательные УУД: использовать в устной речи грамматические
происхождения и употребления.
формы слова в строгом соответствии с литературной нормой и
стилистическими особенностями создаваемого текста; выявлять
морфологические ошибки в чужом и своём тексте
Познавательные УУД правильно выбирать слова из ряда возможных,
в том числе различать паронимы; находить в тексте историзмы,
архаизмы, неологизмы, омонимы, паронимы, синонимы, антонимы,
правильно употреблять их в речи; учитывать стилистическую окраску
слов при использовании в речи; определять значение фразеологизмов,
точно, уместно и выразительно употреблять фразеологизмы в речевой
практике.
Русская
фразеология.
Роль Познавательные УУД: использовать в устной речи грамматические
фразеологизмов в произведениях А. формы слова в строгом соответствии с литературной нормой и
Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя стилистическими особенностями создаваемого текста; выявлять
и др. русских писателей
морфологические ошибки в чужом и своём тексте

Практическая
работа

Работа
карточкам

по

Теоретический
опрос

Анализ текста.

10-11

12

13

14

1

1

1

1

Р/р
Творческая
работа Познавательные УУД: анализировать текст в функциональном,
«Употребление фразеологизмов в стилистическом, смысловом аспектах.
художественной литературе»
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности;
выбирать средства достижения цели; планировать учебную
деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять
познавательную задачу в течение урока, самостоятельно
анализировать и исправлять
Словари русского языка. Словари Познавательные УУД: готовность и способность к самостоятельной
языка
писателей.
Лексический информационно-познавательной деятельности, владение навыками
анализ текста. Статья К. Бальмонта получения необходимой информации из словарей разных типов,
«Русский
язык
как
основа умение ориентироваться в различных источниках информации,
творчества»
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую
из различных источников, использовать основные нормативные
словари и справочники для оценки устных и письменных
высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам

Творческая
работа

Лексический
анализ текста

Контрольная работа в форме теста Познавательные УУД: классифицировать языковые нормы, оценивать ДКР
по
теме
«Орфоэпические
и речь с точки зрения правильности, выбирать правильный вариант
лексические нормы русского языка» произношения и написания, предупреждать языковые ошибки.
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности; выбирать
средства достижения цели; планировать учебную деятельность;
оценивать способы достижения цели; сохранять познавательную
задачу в течение урока, самостоятельно анализировать и исправлять
свои ошибки; оценивать учебные достижения.
Анализ контрольной работы. Работа Познавательные УУД, регулятивные УУД: осуществлять проверку Работа
над ошибками
учебных достижений, анализировать результаты, находить пути ошибками
восполнения выявленных пробелов в знаниях.
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности;
выбирать средства достижения цели; планировать
учебную
деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять
познавательную задачу в течение урока, самостоятельно
анализировать и исправлять

над

15

1

16

1

17

18

19

1

1

1

Морфологические нормы как выбор
вариантов морфологической формы
слова и ее сочетаемости с другими
формами.
Определение рода аббревиатур.
Нормы
употребления
сложносоставных слов.
Синтаксические нормы как выбор
вариантов
построения
словосочетаний,
простых
и
сложных
предложений.
Предложения,
в
которых
однородные
члены
связаны
двойными союзами.
Способы оформления чужой речи.
Цитирование.
Синтаксическая
синонимия как источник богатства
и выразительности русской речи

Познавательные УУД: использовать в устной речи грамматические
формы слова в строгом соответствии с литературной нормой и
стилистическими особенностями создаваемого текста; выявлять
морфологические ошибки в чужом и своём тексте
Познавательные УУД: анализировать языковые единицы с точки
зрения правильности, точности и уместности их употребления

Тестовое
задание

Познавательные УУД: определять смысловые отношения и средства
связи между частями сложного предложения; знать функции
разделительных и выделительных знаков препинания; определять
способ связи частей сложных предложений; употреблять в речи все
известные способы связи частей предложений. Использовать лексикосемантические и синтаксические средства связи при создании
собственного
Познавательные УУД
правильно выбирать слова из ряда
возможных, в том числе различать паронимы; находить в тексте
историзмы, архаизмы, неологизмы, омонимы, паронимы, синонимы,
антонимы, правильно употреблять их в речи; учитывать
стилистическую окраску слов при использовании в речи; определять
значение фразеологизмов, точно, уместно и выразительно
употреблять фразеологизмы в речевой практике.

Тест

Работа
карточкам

по

Комплекс
заданий, стр. 71
(уч. Гольцовой)

Этика и этикет в деловом общении. Познавательные: классифицировать языковые факты, оценивать их Ролевая игра
Функции речевого этикета в с точки зрения нормативности; различать функциональные
деловом общении
разновидности языка и моделировать речевое поведение в
соответствии с задачами общения
Коммуникативные: применение полученных знаний и умений в
собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры,
орфографической и пунктуационной грамотности

Этапы делового общения

20

21

22

1

1

1

Познавательные УУД: выявлять стилеобразующие и языковые Ролевая игра
особенности официально-делового стиля, характеризовать его
разновидности.
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности;
выбирать средства достижения цели; планировать учебную
деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять
познавательную задачу в течение урока, самостоятельно
анализировать и исправлять свои ошибки; оценивать учебные
достижения.
Коммуникативные УУД: выдвигать и обосновывать точку зрения,
аргументировать
свой
ответ,
продуктивно
общаться
и
взаимодействовать в процессе совместной деятельности; осознанно
использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения;
создавать устные и

Протокол
делового
общения. Познавательные УУД: выявлять стилеобразующие и языковые
Телефонный этикет в деловом особенности официально-делового стиля, характеризовать его
общении.
разновидности.
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности;
выбирать средства достижения цели; планировать учебную
деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять
познавательную задачу в течение урока, самостоятельно
анализировать и исправлять свои ошибки; оценивать учебные
достижения. Коммуникативные
УУД: выдвигать
и обосновывать
Контрольная работа в форме теста Познавательные
УУД: анализировать
текст в функциональном,
точку
зрения,
аргументировать
свой
ответ,
продуктивно
общаться и
по теме «Грамматические нормы стилистическом, смысловом аспектах.
взаимодействовать
в процессе
совместной
осознанно
русского языка»
Регулятивные
УУД:
определять
цель деятельности;
учебной деятельности;
использовать
речевые
средства
в
соответствии
с
ситуацией
выбирать средства достижения цели; планировать общения;
учебную
создавать устныеоценивать
и
деятельность;
способы достижения цели; сохранять
познавательную задачу в течение урока, самостоятельно
анализировать и исправлять свои

Устный опрос.
Монологические
ответы

Контрольная
работа

Анализ контрольной работы

23

24

25

1

1

1

Речь. Речевая деятельность. Текст(9 часов)
Речевые жанры монологической Познавательные УУД: выявлять стилеобразующие и языковые
речи: доклад, поздравительная речь, особенности монологической речи.
презентация
Регулятивные УУД: определять цель учебной
деятельности;
выбирать средства достижения цели; планировать учебную
деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять
познавательную задачу в течение урока, самостоятельно
анализировать и исправлять свои ошибки; оценивать учебные
достижения.
Речевые жанры диалогической Познавательные УУД: отличать тексты научного стиля по языковым
речи: интервью, научная дискуссия, характеристикам; различать собственно научные, научно-популярные
политические дебаты
и учебно-научные тексты; отбирать языковые средства при создании
текста с учётом научного стиля; оформлять с помощью языковых
средств начало, середину и конец текста
Признаки текста. Виды
предложений в тексте

26

1

Познавательные УУД, регулятивные УУД: осуществлять проверку Работа
учебных достижений, анализировать результаты, находить пути ошибками
восполнения выявленных пробелов в знаниях.
Регулятивные УУД: определять цель учебной деятельности;
выбирать средства достижения цели; планировать
учебную
деятельность; оценивать способы достижения цели; сохранять
познавательную задачу в течение урока, самостоятельно
анализировать и исправлять

над

Индивидуальны
й проект

Коллективный
проект

связей Познавательные: проведение различных видов анализа слова, Анализ текста
словосочетания и предложения; комплексный многоаспектный анализ
текста с точки зрения его содержания и структуры, принадлежности к
определённому функциональному стилю и жанру, типу речи, а также
особенностей языкового оформления текста, использования
изобразительно-выразительных средств языка

27

1

Способы изложения и типы текстов.
Особенности
композиции
и
конструктивные приемы текста.
Абзац.
Виды
преобразования
текста. Корректировка текста.
Тезисы.
Выписки.
Конспект. Реферат

28

Аннотация.

1

Р/р Составление сложного плана и
тезисов статьи А. Кони о Л.
Толстом
29-30

31

2

1

Контрольная работа в форме теста
по
теме
«Функциональные
разновидности языка»

Познавательные: проведение различных видов анализа слова,
словосочетания и предложения; комплексный многоаспектный анализ
текста с точки зрения его содержания и структуры, принадлежности к
определённому функциональному стилю и жанру, типу речи, а также
особенностей языкового оформления текста, использования
изобразительно-выразительных средств языка
Познавательные: умение работать с текстом как источником
информации, владение основными приёмами и видами переработки
текста;
Регулятивные: применение полученных знаний и умений в
собственной речевой практике, в том числе в профессионально
ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и
целесообразного использования языка в различных сферах и
ситуациях
Познавательные: умение работать с текстом как источником
общения;
информации,
владение основными приёмами и видами переработки
текста;
Регулятивные: применение полученных знаний и умений в
собственной речевой практике, в том числе в профессионально
ориентированной сфере общения; совершенствование нормативного и
целесообразного использования языка в различных сферах и
ситуациях
Познавательные регулятивные: способность свободно, правильно и
аргументировано излагать свои мысли в устной и письменной форме,
соблюдать правила построения текста, адекватно выражать своё
отношение к прочитанному, услышанному, увиденному

Сжатое
изложение

Аннотация

Сложный план.
Тезисы статьи

Контрольная
работа

32

33

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

1

Анализ контрольной работы. Работа Познавательные УУД, регулятивные УУД: осуществлять проверку Индивидуальная
над ошибками.
учебных достижений, анализировать результаты, находить пути работа
над
восполнения выявленных пробелов в знаниях.
ошибками
Коммуникативные УУД: выдвигать и обосновывать точку зрения,
аргументировать
свой ответ, продуктивно
общаться и
взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
осознанно использовать речевые средства в соответствии

1

Обобщение
и
систематизация Познавательные, регулятивные УУД: владение приёмами отбора и Защита проектов
изученного. Защита проекта по систематизации материала по теме, умение анализировать,
предложенной теме
синтезировать,
сопоставлять,
делать
выводы,
обобщать,
аргументировать и иллюстрировать свою точку зрения ;постановка и
формирование проблемы, создание алгоритмов деятельности при
решении проблем творческого и поискового характера.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».