Дополнительная ООП художественной направленности Фантазия - ЭП

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной
направленности (далее – «Программа») разработана в соответствии с нормативными
документами:
 Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О
внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный Приказом
Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее санПиН);
 Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
 Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особенных
познавательных потребностей»);
 Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении порядка
применения
организациями,
осуществляющими
образовательную
деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
 Устав МАОУ СОШ № 131;
 Положение о дополнительном образовании в МАОУ СОШ № 131.
Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели)
М.С. Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству.
Программа предполагает формирование у учащихся ценностных эстетических
ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой
деятельности, даёт возможность каждому воспитаннику реально открыть для себя
волшебный мир искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Изобразительное искусство вносит важные аспекты в развитие личности учащегося и
закладывает основы творчества и художественного мышления. Изобразительное искусство
способствует духовно-нравственному развитию, эстетическому восприятию мира,
воспитанию художественного вкуса, интереса и потребности в общении с искусством,
прекрасным в жизни и в творчестве.
Программа предусматривает развитие самостоятельного творческого опыта учащихся.
Самовыражение личности учащегося через различные виды деятельности предполагает

собственное творчество, решение субъективно-творческих задач разной степени трудности и
творческого вклада.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания
программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых
подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи
творческого восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая
роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту
окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественноэстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность,
усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации
личности.
Практическая значимость. Занятия изобразительного искусства являются
эффективным средством приобщения учащихся к изучению народных традиций.
Для учащихся 7 - 12 лет необходим определённый уровень графических навыков,
важно научиться чувствовать цвет.
Для развития двигательной ловкости и координации мелких движений рук проводятся
упражнения на рисование линий разного характера, точек, пятен, штрихов. В процессе
занятий по темам проводятся беседы ознакомительного характера по истории искусства в
доступной форме, совершаются заочные экскурсии по музеям и выставочным залам нашей
страны и мира. Учащиеся знакомятся с творчеством лучших художников нашей страны и
мира. В конце каждого занятия фиксируется внимание детей на достигнутом результате.
Отличительная особенность данной образовательной программы от уже
существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на
применение широкого комплекса различного дополнительного материала по
изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение
основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной
познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству
строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при
которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у
школьников развиваются творческие начала.
Уровень
результатов работы по программе. Второй
уровень результатовприобретение учащимися социальных знаний об общественных нормах, получение
социального опыта
Вид программы: модифицированная
Адресат программы: учащиеся в возрасте от 7 до 12, средний уровень развития.
Объем программы: 108 час.
Срок освоения: 36 недель.
Режим занятий: 2 раза в неделю по 1,5 часа с перерывом на отдых
Уровень сложности освоения содержания программы: базовый
1.2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: Создание условий для формирования и развития личности учащегося через
расширение творческих способностей, фантазии и воображения.
Задачи:
Обучающие:
- научить элементарной художественной грамоте и работе с различными
художественными материалами;

-учить применять умения и навыки в различных видах художественной деятельности
-формировать художественные умения и навыки;
Развивающие:
-развить творческий потенциал, воображение ребенка, навыки сотрудничества в
художественной деятельности;
Воспитательные:
-воспитать интерес к изобразительному искусству, обогатить нравственный опыт детей;
-способствовать проявлению творческой индивидуальности;
- раскрывать личность ребенка и его отношение с окружающим миром через продукты
художественного творчества.
1.3 УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Программа рассчитана для учащихся от 7 до 12 лет. Набор свободный. Состав группы
постоянный. Количество 10 -16 человек. Занятия 2 раза в неделю. Срок реализации 1 год, 108
часов, из них теоретических занятий – 18 ч, практических занятий – 90, из них экскурсий –3
ч.
№ Название раздела, темы
Количество часов
Формы
п/п
аттестации/контроля
Всего
Теория Практ
ика
Вводная часть
1
3
1,5
1,5
Выставка работ в
школе
Основная часть
2
23
3
20
Участие в конкурсе,
Художественно-выразительные
выставка работ в
средства рисунка
школе
3

Декоративное рисование

26

3

23

4

Жанры в изобразительном
искусстве:
- цвет и настроение в пейзаже
- настроение в натюрморте
- информативность портрета
- анимализм
- бытовой и исторический жанр
Композиция в изобразительном
и декоративно-прикладном
искусстве.

28

3

25

25

7,5

17.5

выставка работ в
школе

Заключительная часть
Оформительские, творческие и
выставочные работы.

3

3

выставка работ в
школе

Итого

108

5

6

18

90

выставка работ в
школе
выставка работ в
школе
участие в конкурсе,

1.4 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Вводная часть.
Теория: Знакомство с программой. Особенности первого года обучения.
Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы.
Знакомство учащихся друг с другом.
Техника безопасности в изостудии.
Практика: Организация рабочего места. Знакомство с художественными
материалами и оборудованием. Рисование простых предметов.
2.Основная часть. Художественно-выразительные средства рисунка.
Теория: Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление
художника и волшебника в древние времена. Знакомство с историей возникновения кисти.
Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие.
Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при
разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Главные
краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая), секрет их волшебства.
Практика: Получение составных цветов путем смешивания главных красок. Создание
работ с использованием художественно-выразительных средств рисунка. Смешение теплых
цветов. Акварель. Отработка приёма: примакивание кисти боком, от светлого к тёмному.
3. Декоративное рисование.
Теория: Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего школьного
возраста.
Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой
импровизации ребёнка.
Стилизация как упрощение и обобщение форм. Особенности художественного
видения мира учащихся: яркость восприятия, плоскостное мышление, двухмерность
изображения.
Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные
узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и
многообразие узоров.
Практика: Рисование простых цветов. Рисование узоров.
4. Жанры в изобразительном искусстве.
Теория: Ритмическое построение композиции, взаимосвязь составляющих её крупных и
мелких элементов. Развитие фантазии, чувства колорита, цвета, ритма.
Практика: Создание композиции, рисование в различных жанрах
5.Композиция в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве.
Теория: Ритмический ряд, взаимодействие элементов, понятие фона и равновесия в
композиции. «Фрукты на скатерти» - композиция из фруктов на ковре на контраст.
Практика: Создание композиций на основе ритмического ряда.
6.Заключительная часть
Теория: особенности подготовки работ к выставке и просмотру.
Практика: Участие в выставках, просмотрах, конкурсах
1.5 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Через овладение культуры восприятия художественной литературы разных видов и
жанров у учащихся будут сформированы:
 представления о художественной грамоте
 умения и навыки в различных видах художественной деятельности
 будет развит творческий потенциал, воображение;
 навыки сотрудничества в художественной деятельности;
 будет воспитан интерес к изобразительному искусству, обогащен нравственный опыт;
 развиты способности творческой индивидуальности;



раскрыт личностный потенциал в отношении с окружающим миром через продукты
художественного творчества.
2.КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

Начало
обучения

Конец
обучения

Учебных
недель

Каникуляр
ных недель

Всего
недель

01.09.2022

27.05.2023

33

3

36

Количес
тво
часов в
неделю
3

Общее
количество
часов
108

2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа «Фантазия» - это начало систематического приобщения школьников к
удивительному миру искусства, к миру прекрасного, это первый шаг на пути к познанию
азов художественного творчества. Поэтому особое значение имеют знания и умения по
данному курсу, которыми овладевают воспитанники.
Для достижения необходимых результатов в кабинете кружковой работы имеется
специальное материально-техническое оснащение (доска, стенды для выставок, плакаты с
дидактическим материалом, альбомы, краски, кисти, стаканчики для воды, клеенки.),
информационное оснащение (компьютер и проектор).
2.3. ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ /КОНТРОЛЯ
В процессе обучения учащихся по данной программе применяются три вида контроля:
-текущий (цель - выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);
-промежуточный (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
-итоговый (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за
весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
-через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам
пройденного материала);
-через отчётные просмотры законченных работ.
- через участие учащихся в выставках, конкурсах различного уровня
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и
фиксируется в рабочей тетради педагога.
2.4. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для итогового контроля разработаны тематические тестовые материалы.
Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень овладения приёмами
работы различными художественными материалами, умение анализировать и решать
творческие задачи, сформированность интереса обучающихся к занятиям.
Оценка осуществляется по 10-балльной системе педагогом и приглашёнными
экспертами (ведущими педагогами студии):
0-1 баллов выставляется за «неверный ответ»;
от 2 до 7 баллов – за «не во всём верный ответ»;
от 8 до 10 баллов – за «правильный ответ».
Ниже приводится тестовый материал, выявляющий уровень теоретических знаний
учащихся по окончании обучения по программе (Приложение 1)

2.5. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
Материально-техническое обеспечение:
-помещение для занятий в соответствии с действующими нормами СаНПина;
-оборудование (мебель, аппаратура ноутбук; проектор, для демонстрации
информационного, дидактического, наглядного материала.).
Инструменты и приспособления: краски гуашь не менее 12 цветов, акварель, кисти
разной толщины, палитры, карандаши, ножницы.
Размещение учебного оборудования соответствует требованиям и нормам СаНПина и
правилам техники безопасности работы. Особое внимание уделяется рабочему месту
воспитанника.
Методическое обеспечение:
-видеотека (материалы по творчеству российских, советских и зарубежных
художников);
-дидактические материалы на различных носителях;
-методические материалы, наглядные пособия.
2.6 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова. М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному

искусству: 1-4 кл. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2018.- 128с.
З.А. и др. Изобразительное искусство 1-8 кл.: Опыт творческой
деятельности школьников: конспекты уроков. – Волгоград: Учитель, 2015.- 271с.
3. Неретина.Л.В. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и
фольклору. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2016.- 224с.
4. Соломенникова.О.А . Радость творчества. Ознакомление детей с народным
искусством. 2-е изд. Испр. И дополн. – М.: Мозиака-Синтез, 2015. – 168с.
5. Компанцева.Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. –М.: Просвещение,
1985.- 96с.
2. Степанчук

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Дата
проведения
занятия

№
груп
пы

№
занят
ия

Сентябрь

№1

1.

Сентябрь

№1

2.

Сентябрь

№1

3.

Сентябрь

№1

4.

Сентябрь

№1

5.

Сентябрь

№1

6.

Сентябрь

№1

7.

Сентябрь

№1

8.

Октябрь

№1

9.

Октябрь

Тема занятия

Форма
занятия

Коли
честв
о
часов

Форма
контроля/
аттестации

Вводная часть «Знакомство с
королевой Кисточкой».

Урок-игра

1,5ч

Входной
контроль

Изобразительные
свойства
акварели.
Основные
цвета.
Смешение красок. Радуга.
Акварель, отработка приёма
рисования кругов в разных
направлениях. Плавное движение.
Раскрасить приёмом «размыть
пятно».
Смешение теплых цветов.
Акварель. Отработка приёма:
примакивание кисти боком, от
светлого к тёмному.
Передача чувств через
иллюстративный материал. Образ
дождя, ограниченная палитра.
Акварель.
Красота фактуры и рисунка.
Знакомство с техникой
одноцветной монотипии.
Создание творческой работы на
основе собственного замысла с
использованием художественных
материалов.
Рисуем цветы тампованием

Беседа

1,5ч

Текущий

Практичес
кая работа

1,5ч

Текущий

Практичес
кая работа

1,5ч

Текущий

Практичес
кая работа

1,5ч

Текущий

Практичес
кая работа

1,5ч

Текущий

Практичес
кая работа

1,5ч

Текущий

Практичес
кая работа

1,5ч

Текущий

Практичес
кая работа

1,5ч

Текущий

№1

Создание творческой работы на
основе собственного замысла с
использованием художественных
материалов.
10. Рисуем пейзаж тампованием

Практичес
кая работа

1,5ч

Текущий

Октябрь

№1

11. Изображение в объеме

Беседа

1,5ч

Текущий

Октябрь

№1

12. Изображение в объеме

1,5ч

Текущий

Октябрь
Октябрь

№1
№1

13. Иллюстрации иконописи.
14. Иллюстрации иконописи.

Практичес
кая работа
Беседа
Практичес
кая работа

1,5ч
1,5ч

Текущий
Текущий

Октябрь

№1

15. Гуашь. Отработка приёма –
волнистые линии.

Практичес
кая работа

1,5ч

Текущий

Октябрь

№1

16. Закрепление навыка –
примакивание кистью.

Практичес
кая работа

1,5ч

Текущий

Ноябрь

№1

17. Творческая работа «Красивые
рыбы».

Творческа
я работа

1,5ч

Текущий

Ноябрь

№1

18. Холодные и тёплые цвета.

Беседа

1,5ч

Текущий

Ноябрь

№1

19. Творческая работа «Кто живёт под
снегом».

Творческа
я работа

1,5ч

Выставка
рисунков

Ноябрь

№1

20. Декоративное рисование

Беседа

1,5ч

Текущий

Ноябрь

№1

21. Ритм цветовых геометрических
пятен. Гуашь.

Практичес
кая работа

1,5ч

Текущий

Ноябрь

№1

22. Ритм цветовых геометрических
пятен. Гуашь.

Практичес
кая работа

1,5ч

Текущий

Ноябрь

№1

23. Основные цвета. Рисуем и играем.

Урок-игра

1,5ч

Текущий

Ноябрь

№1

24. Основные цвета. Рисуем и играем.

1,5ч

Текущий

Декабрь

№1

25. Творческая работа «Мы в цирке».

Практичес
кая работа
Творческа
я работа

1,5ч

Текущий

26. Творческая работа «Мы в цирке».

Творческа
я работа

1,5ч

Текущий

Декабрь
Декабрь

№1

27. Пропорции человеческого лица.

Беседа

1,5ч

Текущий

Декабрь

№1

28. Пропорции человеческого лица.

Практичес
кая работа

1,5ч

Текущий

Декабрь

№1

29. Творческая работа «Портрет».

Творческа
я работа

1,5ч

Текущий

Декабрь

№1

30. Творческая работа «Портрет».

Творческа
я работа

1,5ч

Текущий

Декабрь

№1

31. Холодная гамма цветов. Гуашь.
Орнаментальная композиция.

Практичес
кая работа

1,5ч

Текущий

Декабрь

№1

32. Творческая работа «Снежная
птица зимы».

Творческа
я работа

1,5ч

Текущий

Декабрь

№1

33. Ритм. Орнамент в круге. Гуашь.
Отработка приёма: смешение

Практичес
кая работа

1,5ч

Текущий

цвета с белилами
Январь

№1

34. Творческая работа «Узоры
снежинок».

Творческа
я работа

1,5ч

Текущий

Январь

№1

35. Творческая работа «Портрет
сказочного героя».

Творческа
я работа

1,5ч

Текущий

Январь

№1

36. Коллективная работа "Новогодняя
елка"

Творческа
я работа

1,5ч

Выставка
рисунков

Январь

№1

экскурсия

1,5ч

Текущий

Январь

№1

37. Жанры в изобразительном
искусстве
Экскурсия
38. Зарисовка. Техника и приемы

Практичес
кая работа

1,5ч

Текущий

Январь

№1

39. Зарисовка. Техника и приемы

Практичес
кая работа

1,5ч

Текущий

Январь

№1

40. Творческая коллективная работа
«Фантастические цветы».

Творческа
я работа

1,5ч

Текущий

Февраль

№1

41. Творческая коллективная работа
«Фантастические цветы».

Творческа
я работа

1,5ч

Текущий

Февраль

№1

42. Творческая коллективная работа
«Фантастические цветы».

Творческа
я работа

1,5ч

Текущий

Февраль

№1

43. Творческая коллективная работа
«Фантастические цветы».

Творческа
я работа

1,5ч

Текущий

Февраль

№1

44. Творческая коллективная работа
«Фантастические цветы».

Творческа
я работа

1,5ч

Выставка
рисунков

Февраль

№1

Беседа

1,5ч

Текущий

Февраль

№1

45. Живопись. Движение масс, линий
в листе, как способ передачи
настроений, эмоций, напряжения.
46. Задание на колорит

Практичес
кая работа

1,5ч

Текущий

Творческа
я работа

1,5ч

Текущий

Февраль 47.
№1

45.

Творческая работа «Я мечтаю».

Март

№1

48. Плоский орнамент и круглая
форма.

Практичес
кая работа

1,5ч

Текущий

Март

№1

49. Плоский орнамент и круглая
форма.

Практичес
кая работа

1,5ч

Текущий

Март

№1

50. Декоративное рисование.

Практичес
кая работа

1,5ч

Текущий

Март

№1

Март

№1

Март

№1

Март

№1

Март

51. Ритмический ряд, взаимодействие
элементов, понятие фона и
равновесия в композиции.
52. «Фрукты на скатерти» композиция из фруктов на ковре
на контраст..
53. Композиция в изобразительном и
декоративно-прикладном
искусстве. «Портрет мамы»
54. Творческая работа «Портрет
мамы»

Беседа

1,5ч

Текущий

Творческа
я работа

1,5ч

Выставка
рисунков

Практичес
кая работа

1,5ч

Текущий

Творческа
я работа

1,5ч

Текущий

№1

рисование. Практичес
55. Декоративное
Композиция в круге. Гуашь.
кая работа

1,5ч

Текущий

Март

№1

56. Творческая работа «Цветы и
бабочки».

Творческа
я работа

1,5ч

Текущий

Апрель

№1

Практичес
кая работа

1,5ч

Текущий

Апрель

№1

57. Цветная графика. Передача
характера животного (хитрое,
грустное, жалкое, злое).
58. Творческая работа «Портрет
животного».

Творческа
я работа

1,5ч

Текущий

Апрель

№1

Практичес
кая работа

1,5ч

Текущий

Апрель

№1

59. Живопись. Передача в цвете
различных состояний и весенниго
настроения в природе (весна в
городе, в горах, весенняя пашня,
поздняя цветущая весна)
60. Творческая работа «Весенний
пейзаж»

Творческа
я работа

1,5ч

Текущий

Апрель

№1

Практичес
кая работа

1,5ч

Текущий

Апрель

№1

61. Цветная графика. Выполнение
декоративного цветка в одной
цветовой гамме.
62. Творческая работа «Цветы
сказочные и фантастические».

Творческа
я работа

1,5ч

Текущий

Апрель

№1

63. «Цветы с натуры»
экскурсия

Экскурсия

1,5ч

Текущий

Апрель

№1

Практичес
кая работа

1,5ч

Текущий

Май

№1

64. Живопись. Ритмическое
построение композиции,
взаимосвязь составляющих её
крупных и мелких элементов
65. Коллективная работа «1 Мая».

Творческа
я работа

1,5ч

Текущий

Май

№1

66. Творческая работа «9 Мая».

Творческа
я работа

1,5ч

Текущий

Май

№1

67. Оформительские, творческие и
выставочные работы.

Практичес
кая работа

1,5ч

Текущий

Май

№1

Практичес
кая работа

1,5ч

Текущий

Май

№1

68. Цветная графика. Сюжеты из
сказок с Дюймовочкой, гномами,
эльфами, муравьями и другими
маленькими существами.
69. Коллективная работа «Цветочная
сказка»

Творческа
я работа

1,5ч

Текущий

Май

№1

Практичес
кая работа

1,5ч

Текущий

Май

№1

70. Живопись. Плотная компоновка в
листе, проработка рыбы
орнаментом. «Сказочная рыба».
71. Творческая работа «Ура,
каникулы».

Творческа
я работа

1,5ч

Текущий

Май

№1

72. Оформительские, творческие и
выставочные работы.

Практичес
кая работа

1,5ч

Итоговый

ИТОГО

Осадчая Г.А.

Осадчая Г.А.
я подтверждаю этот
документ своей
удостоверяющей
подписью
МАОУ СОШ № 131
г.Екатеринбург,
ул.Гаршина, 8 б,
soch131@eduekb
2022.12.10 20:10:
17+05'00'

108


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».