1
Оглавление
Паспорт программы
3
Пояснительная записка…
4
Календарно тематический план
7
Содержание программы…
8
Методическое обеспечение…
10
Материально-техническое обеспечение…10
Список литературы ………………………11
2
Паспорт программы
Полное наименование программы школьный клуб
путешественников «Компас»
Исполнитель,
юридический
адрес:
Муниципальное
автономное
общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 131,
620023, г. Екатеринбург, ул. Гаршина, 8-б
ФИО автора Тимина Елена Анатольевна
Должность автора
педагог
дополнительного образования
Целевые группы
Обучающиеся
в
возрасте 8-18 лет
Цель программы - способствовать воспитанию у учащихся
патриотических чувств, формированию интереса к истории родного края
посредством овладения навыками экскурсионной деятельности.
Направленность
туристско-краеведческая
Срок реализации программы
1 год
Уровень освоения программы
базовый
Краткое содержание программы –
Данная
программа
способствует
развитию
коммуникативных,
интеллектуальных, а также лидерских способностей обучающихся и организует их
социальный досуг. Экскурсии являются одним из самых распространённых и
основополагающих средств получения учащимися знаний по истории родного края,
а также знакомства с его культурными и духовными традициями, которое
необходимо каждому современному образованному человеку и юному гражданину,
без которых не может состояться патриотическое и нравственное воспитание
подростка. В ходе занятий учащиеся знакомятся с работой экскурсовода, посещают
музеи и даже общаются с профессиональными экскурсоводами, наблюдают за их
процессом «передачи знаний», что, безусловно, положительно сказывается как на
общекультурном, так и на духовно-нравственном развитии.
3
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
туристско-краеведческой
направленности
направлена
на
воспитание
гражданственности,
патриотизма
учащихся
средствами
экскурсионной
деятельности, а также на активизацию интеллектуально-творческой деятельности
учащихся в мероприятиях, посвящённых изучению истории родного края.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее –
«Программа») разработана в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196
«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности
по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533
«О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации 09.11.2018 г. № 196»;
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №
28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи» (далее санПиН);
Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении
информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию
дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «О направлении
методических рекомендаций (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации
адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих
социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их
особенных познавательных потребностей»);
Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 г. № 816 «Об утверждении порядка
применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность,
электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации
образовательных программ»;
Устав МАОУ СОШ № 131;
Положение о дополнительном образовании в МАОУ СОШ № 131
4
Актуальность программы Актуальность программы заключается в том, что в
настоящее время одним из важнейших направлений в деятельности воспитания детей
является духовно- нравственное, патриотическое воспитание подрастающего поколения.
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Даже уехав из
родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, с гордостью рассказывает
о красоте и богатстве своего родного края. Это выражение глубокой привязанности и
любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое.
Данная программа способствует развитию коммуникативных, интеллектуальных, а
также лидерских способностей обучающихся и организует их социальный досуг.
Новизна программы состоит в том, что содержание программы учитывает
региональные особенности Свердловской области и конкретно города Екатеринбурга
Цель программы - способствовать воспитанию у учащихся патриотических чувств,
формированию интереса к истории родного края посредством овладения навыками
экскурсионной деятельности
Задачи:
образовательные: структура программы позволяет формировать у школьников
общее представление об истории родного края, о культуре, о ее богатстве и
разнообразии;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и
инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические,
практические умения инавыки;
воспитательные: воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного
гражданина; воспитывать такие личностные качества как доброта, честность,
взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать
бережное отношение кприроде, родному краю.
Данная дополнительная общеразвивающая программа рассчитана на детей в
возрасте от 8 до 17 лет.
Срок реализации программы: данная программа рассчитана на 1 год.
Объем программы - общее количество часов программы – 4,5 часов в неделю, 162
часа в год
Режим занятий: 2 занятия в неделю, 2 академических часа и 2,5 академических
часа.
Особенности организации образовательного процесса по дополнительной
общеразвивающей программе «Компас»: учебные группы формируются из
обучающихся разного возраста. Занятия по дополнительной общеразвивающей
программе проводятся со всем составом учебной группы. Количество обучающихся,
одновременно находящихся вгруппе, составляет 10-15 человек.
Формы и методы, используемые в данной программе. Организация
образовательной деятельности по данной программе, исходя из основных принципов
современной дидактики, включает в себя выявление основополагающих целей процесса
обучения и воспитания, его содержание, атакже формы и методы обучения и воспитания.
Используются следующие виды обучения:
объяснительноиллюстративные и проблемные.
5
К наиболее результативным формам организации познавательного процесса
относятся групповая и индивидуальная.
Применяются методы:
в обучении: практический (игры-упражнения, ролевые игры,
тренировочные упражнения, тренинги, самостоятельная работа);
в воспитании: методы формирования сознания личности,
направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, дискуссия, пример);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения
(воспитывающая ситуация, приучение, упражнения); методы стимулирования поведения
и деятельности (соревнования, поощрения).
Формы занятий:
теоретические занятия;
просмотр учебных кинофильмов и видеоматериалов;
экскурсии и туристические поездки по г. Екатеринбургу и Свердловской области.
Планируемые результаты освоения программы. По итогам освоения
программы обучающийся будет знать:
образовательные (предметные):
будут иметь представление об основах экскурсионной деятельности,
методике составления и проведения экскурсии;
получат навыки работы с различными историческими источниками
(архивными документами, библиотечными фондами и др.);
приобретут начальные навыки экскурсионной деятельности;
овладеют умениями и навыками исследовательской, проектной работы;
развивающие (метапредметные):
разовьют навыки исследовательской и проектной деятельности;
раскроют свой творческий потенциал через различные формы работы:
поисково-исследовательскую, экскурсионно-просветительскую, самостоятельную
работу с краеведческими источниками;
воспитательные (личностные):
будут иметь заинтересованность в самостоятельном изучении истории и культуры
родного края;
получат навыки коммуникативной культуры, сформируют общекультурный
уровень.
6
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п
1.
2
3
4
5.
6.
Наименование раздела. Темы
Екатеринбурговедение
Путешествие по музеям
Путешествие по городам
Отрасли экономики
Эти замечательные люди
виртуальные туры
Обобщение
Итого: 162 часа
-
Количество часов
Всего
Теория
65
9
16
2
38
4,5
16
2
18
2
Практика
56
14
33,5
14
16
9
162
9
141,5
1
20,5
Содержание программы
Содержание учебного плана.
Раздел 1. Екатеринбурговедение
1.1. Сущность экскурсии, функции и признаки экскурсии
Теория: Понятие экскурсии. Экскурсия и её сущность (функции экскурсии,
признаки экскурсии, экскурсия как процесс познания). Творческие задания к маршрутам.
Практика:
Маршрут 1 «Охота на колонны»
Маршрут 2 «Загадки железной дороги»
Маршрут 3 «Происхождение камней»
Маршрут 4 «Спортивные истории»
Маршрут 5 «Эра электричества»
Маршрут 6 «Вода и город»
Маршрут 7 «"Зеленое" Добрососедство»
Маршрут 8 «Предпринимательский»
Маршрут 9 «Городские символы»
Маршрут 10 «Даешь метро!»
Раздел 2. Путешествие по музею
Теория: Составление маршрута экскурсии. Основные варианты построения
маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический.
Практика: посещение музеев
Маршрут 1 Музей природы Урала
Маршрут 2 Свердловский областной краеведческий музей
Маршрут 3 Нижнесинячихинский музей -заповедник
Раздел 3. Путешествие по городам
Практика
Маршрут 1 Верхняя Пышма – музей военной техники
7
Маршрут 2 Ирбит – город – ярмарка
Маршрут 3 Парк Сказов
Маршрут 4 Уральский Марс
Верхотурье – духовная столица Урала.
Раздел 4. Отрасли экономики
Теория: Отбор экспонатов и составление экскурсии.
составление плана и маршрута экскурсии. Работа над текстом
Практика:
Маршрут 1 Регион горняков и металлургов
Маршрут 2 Центр российского машиностроения
Маршрут 3 Край энергетики и транспорта
Раздел 5 Эти замечательные люди - виртуальные туры
Теория: виртуальные экскурсии
Маршрут 1 Спортсмены Свердловской области
Маршрут 2 Ветераны войны и труда
Маршрут 3 Уральские писатели и поэты
Маршрут 4 Улицы героев
Раздел 6 Обобщение
Практика
Проект «Урал - мой край родной»
Проект «Екатеринбург –город трудовой доблести»
Проект «Виртуальная экскурсия по Екатеринбургу»
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Материальное - техническое обеспечение
Учебное оборудование и инвентарь
Наименование
Стол учительский
Стул учительский
Парта ученическая двухместная
Стул ученический
Шкаф закрытый для хранения
пособий иматериального обеспечения
Определение
темы,
Количество
наглядных
1
1
8
16
1
Технические и электронные средства обучения и контроля знаний
обучающихся
№п/п
Наименование
Количество
1.
Ноутбук
1 шт.
8
Список литературы
Список литературы для педагога:
Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее):
Приложение к письму Министерства образования России: «О деятельности музеев
образовательных учреждений» от 12 марта 2003 г. № 28-51-181/ 16.
Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской
Федерации «Отечество». /Наследие и современность: Информационный сборник. Вып.11:
Школьное краеведение: проблемы, программы, методики. – М.: 2002.Кружковая работа по
истории и обществоведению.
Сборник статей. Составитель Простов М.П. М., 1984.Методика историкокраеведческой работы в школе. М., 1982.Сластенин В.А. Педагогика. М., 2000.Школьное
краеведение.
Информационно-методический бюллетень экспериментального краеведения,
этнографии, экскурсий Министерства образования России. М., 1993Щеглова Т.К.
Школьное краеведение.
Методика сбора устных исторических источников. М., 1993.Шкурко А.И.
Методические рекомендации экскурсоводам школьных музеев. – М., 1973.Медведева Е.Б.,
Юхневич М.Ю.
Музейная педагогика как новая научная дисциплина: Сборник «Культурнообразовательная деятельность музеев». –М., 1997.Музейная педагогика. Под ред. Н.М.
Ланковой.
Работа со школьниками в краеведческом музее. – М., 2001.
Список литературы для учащихся:
Мартышин В.С. Твоя родословная. – М. – «Школьная пресса», 2002.
Список литературы для родителей:
Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее):
Приложение к письму Министерства образования России: «О деятельности музеев
образовательных учреждений» от 12 марта 2003 г. № 28-51-181/ 16.
Программа туристско-краеведческого движения обучающихся Российской
Федерации «Отечество». /Наследие и современность: Информационный сборник. Вып.11:
Школьное краеведение: проблемы, программы, методики. – М.: 2002.
Персин А.И. Краеведение и школьные музеи: Учебно-методическое пособие. – М.,
ФЦДЮТиК, 2006.
Решетников Н.И. Школьный музей и комплектование его собрания: Учебнометодическое пособие. - М.: ФЦДЮиК, 2005.
Туманов В.Е. Школьный музей – хранитель народной памяти. Методическое
пособие, изд.третье, дополненное. М.: ФЦДЮиК, 2006г
9
КАЛЕНДАРНО_ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата
№
Тема занятия
Форма
Кол- Форма
проведен занят
занятия
во контроля
ия
ия
часов
занятия
Сентябрь 1.
Екатеринбурговедение
Маршрут 1 «Охота на колонны»
Экскурсия
2
Входной
контроль
Сентябрь 2.
Маршрут 1 «Охота на колонны»
Экскурсия
2,5
Входной
контроль
Сентябрь 3.
Маршрут 1 «Охота на колонны»
Экскурсия
2
Текущий
Сентябрь 4.
Маршрут 2 «Загадки железной
дороги»
Экскурсия
2,5
Текущий
Сентябрь 5.
Маршрут 2 «Загадки железной
дороги»
Экскурсия
2
Текущий
Сентябрь 6.
Маршрут 2 «Загадки железной
дороги»
Экскурсия
2,5
Текущий
Сентябрь 7.
Маршрут 3 «Происхождение
камней»
Экскурсия
2
Текущий
Сентябрь 8.
Маршрут 3 «Происхождение
камней»
Экскурсия
2,5
Текущий
Сентябрь 9.
Маршрут 3 «Происхождение
камней»
Экскурсия
2
Текущий
Октябрь
10.
Маршрут
истории»
Экскурсия
2,5
Текущий
Октябрь
11.
Маршрут 4 «Спортивные
истории»
Экскурсия
2
Текущий
Октябрь
12.
Маршрут 4 «Спортивные
истории»
Экскурсия
2,5
Текущий
Октябрь
13.
Маршрут 5 «Эра электричества»
Экскурсия
2
Текущий
Октябрь
14.
Маршрут 5 «Эра электричества»
Экскурсия
2,5
Текущий
Октябрь
15.
Маршрут 5 «Эра электричества»
Экскурсия
2
Текущий
Октябрь
16.
Маршрут 6 «Вода и город»
Экскурсия
2,5
Текущий
4
«Спортивные
10
Октябрь
17.
Маршрут 6 «Вода и город»
Экскурсия
2
Текущий
Октябрь
18.
Маршрут 6 «Вода и город»
Экскурсия
2,5
Текущий
Ноябрь
19.
Маршрут 7 «"Зеленое"
Добрососедство»
Экскурсия
2
Текущий
Ноябрь
20.
Маршрут 7 «"Зеленое"
Добрососедство»
Экскурсия
2,5
Текущий
Ноябрь
21.
Маршрут 7 «"Зеленое"
Добрососедство»
Экскурсия
2
Текущий
Ноябрь
22.
Маршрут 8
«Предпринимательский»
Экскурсия
2,5
Текущий
Ноябрь
23.
Маршрут 8
«Предпринимательский»
Экскурсия
2
Текущий
Ноябрь
24.
Маршрут 8
«Предпринимательский»
Экскурсия
2,5
Текущий
Ноябрь
25.
Маршрут
символы»
9
«Городские
Экскурсия
2
Текущий
Ноябрь
26.
Маршрут
символы»
9
«Городские
Экскурсия
2,5
Текущий
Ноябрь
27.
Маршрут
символы»
9
«Городские
Экскурсия
2
Текущий
Декабрь
28.
Маршрут 10 «Даешь метро!»
Экскурсия
2,5
Текущий
Декабрь
29.
Маршрут 10 «Даешь метро!»
Экскурсия
2
Текущий
Декабрь
30.
Путешествие по музеям
Музей природы Урала
Экскурсия
2,5
Текущий
Декабрь
31.
Музей природы Урала
Экскурсия
2
Текущий
Декабрь
32.
Свердловский
областной
краеведческий музей
Экскурсия
2,5
Текущий
Декабрь
33.
Свердловский
областной
краеведческий музей
Экскурсия
2
Текущий
Декабрь
34.
Нижнесинячихинский музей заповедник
Экскурсия
2,5
Текущий
Декабрь
35.
Нижнесинячихинский музей заповедник
Экскурсия
2
Текущий
Декабрь
36.
Нижнесинячихинский музей заповедник
Экскурсия
2,5
Текущий
Январь
37.
Путешествие по городам
Верхняя Пышма – музей
военной техники
Экскурсия
2
Текущий
11
Январь
38.
Верхняя Пышма
военной техники
–
музей
Экскурсия
2,5
Январь
39.
Верхняя Пышма
военной техники
–
музей
Экскурсия
2
Текущий
Январь
40.
Ирбит – город – ярмарка
Экскурсия
2,5
Текущий
Январь
41.
Ирбит – город – ярмарка
Экскурсия
2
Текущий
Январь
42.
Ирбит – город – ярмарка
Экскурсия
2,5
Текущий
Февраль
43.
Парк Сказов
Экскурсия
2
Текущий
Февраль
44.
Парк Сказов
Экскурсия
2,5
Текущий
Февраль
45.
Парк Сказов
Экскурсия
2
Текущий
Февраль
46.
Парк Сказов
Экскурсия
2,5
Февраль
47.
Уральский Марс
Экскурсия
2
Текущий
Февраль
48.
Уральский Марс
Экскурсия
2,5
Текущий
Февраль
49.
Уральский Марс
Экскурсия
2
Текущий
Февраль
50.
Уральский Марс
Экскурсия
2,5
Текущий
Март
51.
Верхотурье – духовная столица
Урала.
Экскурсия
2
Текущий
Март
52.
Верхотурье – духовная столица
Урала.
Экскурсия
2,5
Текущий
Март
53.
Верхотурье – духовная столица
Урала.
Экскурсия
2
Текущий
Март
54.
Отрасли экономики
Регион горняков и металлургов
Экскурсия
2,5
Текущий
Март
55.
Регион горняков и металлургов
Экскурсия
2
Текущий
Март
56.
Регион горняков и металлургов
Экскурсия
2,5
Текущий
Март
57.
Центр российского
машиностроения
Экскурсия
2
Текущий
Март
58.
Центр российского
машиностроения
Экскурсия
2,5
Текущий
Март
59.
Центр российского
машиностроения
Экскурсия
2
Текущий
Апрель
60.
Край энергетики и транспорта
Экскурсия
2,5
Апрель
61.
Эти замечательные людивиртуальные туры
Спортсмены
Свердловской
области
Экскурсия
2
Текущий
Апрель
62.
Спортсмены
Экскурсия
2,5
Текущий
Свердловской
Тематический
Тематический
Тематический
12
области
Апрель
63.
Ветераны войны и труда
Экскурсия
2
Апрель
64.
Ветераны войны и труда
Экскурсия
2,5
Апрель
65.
Уральские писатели и поэты
Экскурсия
2
Текущий
Апрель
66.
Уральские писатели и поэты
Экскурсия
2,5
Текущий
Апрель
67.
Улицы героев
Экскурсия
2
Текущий
Апрель
68.
Улицы героев
Экскурсия
2,5
Текущий
Май
69.
Обобщение
Проект «Урал
родной»
Экскурсия
2
Текущий
- мой
край
- мой
Текущий
Тематический
Май
70.
Проект «Урал
родной»
край
Экскурсия
2,5
Текущий
Май
71.
Проект «Екатеринбург –город
трудовой доблести»
Экскурсия
2
Текущий
Май
72.
Проект
«Виртуальная
экскурсия по Екатеринбургу»
Экскурсия
2,5
Тематический
Всего часов: 162
Осадчая
Г.А.
Осадчая Г.А.
я подтверждаю этот
документ своей
удостоверяющей
подписью
МАОУ СОШ № 131
г.Екатеринбург,
ул.Гаршина, 8 б,
soch131@eduekb.ru
2023.10.21 15:06:
17+05'00'
13